Консультация для родителей на тему: "Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения"
консультация
Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения»
Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий.
Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.
Значение правильной речи в жизни человека
Владение правильной и чистой речью является наиважнейшим фактором в комплексном развитии личности. Человек, у которого хорошо развита речь, без проблем вступает в контакт с окружающими его людьми, может выражать свои желания и мысли, осуществлять организационную деятельность и задавать вопросы, что и является неотъемлемой составляющей коммуникации внутри социума.
И наоборот, нечеткая, неясная речь серьезно затрудняет общение с другими людьми, что может сказаться на особенностях личности такого человека. К слову, именно развитая речь является одним из факторов, свидетельствующих о том, что ребенок полностью готов к учебному процессу. Но практика показывает, что количество детей, имеющих дефекты речевого развития, только растет с каждым годом.
Важно понимать, что четкая и грамотная речь – это не врожденный дар, а навык, который приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и логопедов. При этом одним из обязательных условий правильного звукопроизношения является нормальная работа дыхательного и артикуляционного аппарата.
Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения
Роль артикуляционной гимнастики трудно переоценить, потому что она занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
При произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган, который участвует в речевом процессе, занимает определенное положение. В нашей повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, т.е. чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Добиться этого можно только при развитых мышцах этих органов, их достаточной подвижности и способности перестраиваться.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений: статистические – связанные с удержанием определенной артикуляционной позы и динамические – требующие многократно повторения одного и того же вида движений.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо регулярно, по 5 минут, несколько раз в день, по 3 упражнения за один раз. Важно, чтобы ребенок не переутомлялся. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Проводить упражнения лучше в игровой форме, подбирать упражнения от простого к более сложным.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном положении. Взрослый рассказывает об упражнении, используя игровые приемы, показывает его выполнение. Затем упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый должен следить за точностью движений, плавностью, темпом. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, подбодрите его, похвалите.
Помните, что для ребенка артикуляционная гимнастика – это трудная работа. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помочь ему ручкой чайной ложки или чистым пальцем. Занимаясь с ребенком, радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!
Статические подготовительные упражнения
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 8 сек.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 8 сек.
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 8 сек.
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 8 сек.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется чётко, медленно.
Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 6-8 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 6-8 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Проделать 8 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 6-8 раз.
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 6-8 раз.
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 6-8 раз.
7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 8 раз, меняя направление.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
- укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
- научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;
- подготовить ребенка к правильному звукопроизношению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в воспитании правильного звукопроизношения у ребенка"
Материал о работе учителя-логопеда и родителей....

Практикум «Артикуляционная гимнастика – первый шаг в коррекции звукопроизношения»
Данный материал будет полезен учителям-логопедам для организации семинара-практикума для педагогов коррекционных групп ДОУ...

Проведение артикуляционной гимнастики в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.
Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка‚ для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко ступает в общение, обменивается информацией, вы...
Артикуляционная гимнастика- как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения артикуляционного аппарата ...

семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения"
Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участ...

«Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика - подготовка артикуляционного аппарата детей с ТНР...
Консультация для родителей на тему: «Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста»
Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех педагогов и родителей!...
