Знакомим детей со сказкой (рекомендации воспитателям)
материал по развитию речи (средняя группа)

Рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_detey_so_skazkoy_rekomendatsii_vospitatelyam_.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим детей со сказкой

(Рекомендации воспитателям)

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые переполняют ребёнка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Сказки – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мысли человека. В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания)
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат):                                                   
  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему).

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня;

  • сказки о животных 

Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

  • бытовые сказки

В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций.

  • страшные сказки

Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования;

  • волшебные сказки

Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

  • В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Курочка Ряба», «Репка».                      
  • Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых   фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими (сказки «Теремок», «Колобок»). Дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
  • Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатам  (сказки «Золушка»,  «По

щучьему велению» и т.д.).                                                                              Чем старше становится ребенок. Тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, но рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

Работа со сказкой строится следующим образом:

  1. чтение или рассказ самой сказки, ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
  2. рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  3. драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка:

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Как знакомить детей со сказками».

Важность чтения сказок для детей трудно переоценить и уже не требует доказательств. Ведь известно,  что более успешным в дальнейшей учёбе и, как следствие, в будущей карьере,  в жи...

Консультация для родителей "Знакомим детей со сказкой"

В консультации дан материал для родителей по знакомству детей со сказками....

«Знакомим детей со сказкой»

Консультация для родителей...

"Консультация Знакомим детей со сказкой через театрализованные игры"

laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает         эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”....

Консультация для родителей "Знакомим детей со сказками А.С. Пушкина"

6 июня весь русскоязычный мир отмечает день рождения Гения русской литературы всех времен – Александра Сергеевича Пушкина. Написанные им сказки, поэмы, стихи увлекают детей и взрослых, раскрывая...

Речевое развитие детей раннего возраста (Рекомендации воспитателя)

Речевое развитие детей раннего возраста(Рекомендации воспитателя)...