Информационные листы в "Уголок для родителей" (для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп на каждый месяц учебного года)
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Здесь собраны мини-консультации для родителей для самостоятельной работы по развитию речи детей разных возрастов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда для родителей детей 3 лет
"Играем и речь развиваем!"
Сентябрь (Адаптация и диагностика)
Тема: "Создаём речевую среду"
- Главный совет: Говорите с ребёнком медленно, спокойно, чётко проговаривая слова. Чаще называйте его по имени.
- Что делать?
- Комментируйте все свои действия: «Мама моет руки. Вот мыло. Водичка течёт».
- Во время одевания проговаривайте: «Надеваем носочек. А вот и штанишки».
- Игра месяца: «Кто это?» (Рассматривайте семейные фото и называйте членов семьи: «Это папа. Папа работает. Это бабушка»).
Цель сентября — помочь ребёнку адаптироваться и «разговориться» в комфортной обстановке.
Октябрь (Развитие слухового внимания)
Тема: "Учимся слушать и слышать"
- Главный совет: Развивайте умение ребёнка прислушиваться к неречевым звукам. Это основа для развития фонематического слуха.
- Что делать?
- Игра «Что звучит?»: Позвените колокольчиком, погремите погремушкой, пошуршите бумагой. Спросите: «Что это? Где звенит?».
- На прогулке прислушивайтесь: «Слышишь, птичка поёт? Машина гудит».
- Используйте звукоподражания: «Собачка говорит «гав-гав», киска — «мяу», часики — «тик-так».
Цель октября — научить ребёнка различать разные звуки и локализовать их источник.
Ноябрь (Развитие речевого дыхания)
Тема: "Дуем, дуем, задуваем!"
- Главный совет: Правильное речевое дыхание — основа для плавной речи. Учите дуть плавно и долго.
- Что делать?
- Игра «Ветрячок»: Дуем на вертушку, чтобы она крутилась.
- Игра «Листопад»: Сдуваем с ладошки легкие листочки из бумаги или ваты.
- Игра «Забей гол»: Дуем на ватный шарик, пытаясь забить его в ворота (между двумя кубиками).
- Важно! Следите, чтобы ребёнок не надувал щёки, дул недолго (3-5 секунд).
Цель ноября — сформировать плавную, целенаправленную воздушную струю.
Декабрь (Пассивный и активный словарь)
Тема: "Мир слов: игрушки и животные"
- Главный совет: Обогащаем словарь существительными. Рассматривайте картинки, игрушки и называйте их.
- Что делать?
- Игра «Покажи, где...»: Используйте книжки или игрушки: «Покажи, где мячик? Где кукла? Где собачка?».
- Игра «Кто как кричит?»: «Как говорит коровка? — Му-у-у».
- Игра «Волшебный мешочек»: Доставайте из мешочка игрушки и называйте их: «Это машинка. Би-би!».
Цель декабря — накопление пассивного и активного словаря по ближайшим к ребёнку темам.
Январь (Развитие глагольного словаря)
Тема: "Что мы делаем?"
- Главный совет: Учите ребёнка использовать в речи не только названия предметов, но и действий.
- Что делать?
- Комментируйте действия ребёнка и свои: «Ваня сидит. Маша ест. Мама готовит. Папа читает».
- Игра «Делай, как я»: Вы выполняете действие и говорите: «Я прыгаю. Прыгай, как я!». Действия: идём, бежим, едим, пьём, спим.
- Рассматривайте сюжетные картинки: «Мальчик спит. Девочка играет».
Цель января — научить ребёнка понимать и использовать в речи простые глаголы.
Февраль (Развитие слоговой структуры)
Тема: "Веселые слоги"
- Главный совет: Учимся воспроизводить ритмический рисунок слова (количество слогов).
- Что делать?
- Отхлопывайте простые слова по слогам: МА-МА (2 хлопка), ПА-ПА (2 хлопка), КОТ (1 хлопок).
- Игра «Повторялки»: Вы говорите слоги, а ребёнок повторяет: «Ба-ба», «Ма-ма», «Па-па-па», «Та-та-та».
- Проговаривайте простые потешки и стишки с повторяющимися слогами.
*Цель февраля — развивать ритмическую организацию речи, готовить артикуляционный аппарат к произнесению слов из 2-3 слогов.*
Март (Развитие мелкой моторики)
Тема: "Умные пальчики"
- Главный совет: Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Поощряйте игры с мелкими предметами (под присмотром!).
- Что делать?
- Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик — дедушка...».
- Сенсорные коробки: Игра с крупами, фасолью, макаронами (пересыпать, искать спрятанные игрушки).
- Лепка из пластилина или теста (отщипывать, мять, катать шарики).
- Нанизывание крупных бусин на шнурок.
Цель марта — стимулировать речевые центры мозга через активное развитие движений пальцев рук.
Апрель (Развитие фразы)
Тема: "Первые предложения"
- Главный совет: Помогайте ребёнку строить простые фразы из 2-х слов.
- Что делать?
- Задавайте вопросы, требующие простого ответа: «Кто это? — Это зайка. Что делает зайка? — Зайка спит».
- Договаривайте начало фразы: «Это красная... (машинка). Это вкусное... (яблочко)».
- Во время чтения знакомой книжки делайте паузу, чтобы ребёнок мог договорить последнее слово в строчке.
Цель апреля — стимулировать переход от слов-предложений к простой двусоставной фразе.
Май (Закрепление и обобщение)
Тема: "Что мы узнали за год?"
- Главный совет: В непринужденной игровой форме повторите всё, что было освоено за год.
- Что делать?
- Комплекс игр на прогулке:
- «Дыхание»: Сдуть одуванчик.
- «Словарь»: Называйте всё, что видите вокруг (дерево, цветок, машина, солнце).
- «Моторика»: Рисуйте палочкой на песке, собирайте камешки.
- «Фраза»: Составляйте простые предложения: «Трава зелёная. Солнышко светит».
- Чаще хвалите ребёнка за любые речевые проявления!
Цель мая — закрепить полученные навыки в естественной среде и создать положительный настрой на дальнейшее развитие.
Уважаемые родители! Помните, что главное в развитии речи малыша — это ваше общение, любовь и терпение. Играйте с удовольствием!
Советы логопеда для родителей детей 4 лет
"Говорим красиво и правильно!"
Сентябрь (Диагностика и основы)
Тема: "Речевая готовность: на что обратить внимание?"
- Что должен уметь ребёнок в 4 года? (Примерные ориентиры):
- Активно использует предложения из 3-5 слов.
- Правильно произносит звуки [Б], [П], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [В], [Ф] и их мягкие пары. Допускается смешение шипящих и свистящих, отсутствие [Л], [Р].
- Понимает и использует слова-антонимы (большой — маленький, высокий — низкий).
- Согласовывает слова в роде, числе, падеже (допускает ошибки в сложных случаях).
- Совет месяца: Начните вести «Дневник слов» — записывайте смешные и неправильные слова и фразы вашего ребёнка. Это бесценный материал для работы и память на будущее!
Цель сентября — познакомить родителей с возрастными нормами и создать мотивацию для занятий.
Октябрь (Связная речь)
Тема: "Учимся пересказывать"
- Главный совет: Развивайте умение строить связное высказывание. Основа для этого — пересказ коротких текстов.
- Комплекс игр:
- «Прочитай и покажи»: Прочитайте короткий рассказ (3-4 предложения) и попросите ребёнка показать на картинке всё, о чём шла речь.
- «Вопросы по картинке»: Задавайте вопросы к сюжетной картинке: «Кто это? Что он делает? Какого цвета его одежда?».
- Пересказ по цепочке: Вы начинаете предложение, а ребёнок его заканчивает. («Жила-была девочка. Её звали... (ребёнок: «Маша»). Однажды она пошла в лес... (ребёнок: «за грибами»)»).
Цель октября — научить ребёнка понимать текст и воспроизводить его с помощью взрослого.
Ноябрь (Фонематический слух)
Тема: "Первый звук — вот он какой!"
- Главный совет: Учимся слышать и выделять первый гласный звук в слове. Это основа будущего звукового анализа.
- Комплекс игр:
- «Поймай звук [А]»: Хлопни в ладоши, если услышишь слово, которое начинается на [А] (Аня, аист, облако, арбуз, утка).
- «Подарок для игрушки»: «Даварим Ане только те подарки, которые начинаются на [А]» (Апельсин, абрикос, автомобиль).
- «Поезда»: Слова на [А] едут в первый вагон, а слова на [У] — во второй.
Цель ноября — развивать умение выделять первый гласный звук в слове.
Декабрь (Словарь и словообразование)
Тема: "В гостях у сказки: играем со словами"
- Главный совет: Обогащаем словарь прилагательными и глаголами. Учимся образовывать слова.
- Комплекс игр:
- «Какой? Какая? Какое?»: Описываем ёлку (высокая, зелёная, колючая, нарядная), подарки (блестящий, новый, желанный).
- «Назови ласково»: Ёлка — ёлочка, шар — шарик, звезда — звёздочка, зима — зимушка.
- «Кто что делает?»: Что делает снег? (Идёт, кружится, падает, блестит). Что делает Дед Мороз? (Дарит, поздравляет, веселит).
Цель декабря — активизировать и обогащать словарь по сезонной теме, учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Январь (Грамматический строй)
Тема: "Играем с предлогами"
- Главный совет: Обращайте внимание на правильное использование простых предлогов (В, НА, ПОД, ЗА).
- Комплекс игр:
- «Где стоит машинка?»: Поставьте игрушку НА стол, ПОД стол, В коробку, ЗА дверь. Спрашивайте: «Где машинка?». Помогайте ребёнку отвечать полным предложением: «Машинка ПОД столом».
- «Найди, что спряталось...»: «Найди, что лежит ПОД стулом? Что стоит НА полке?».
- Читайте стихи с предлогами (А. Барто, С. Маршак).
Цель января — закрепить в речи правильное употребление простых предлогов.
Февраль (Звукопроизношение)
Тема: "Весёлый язычок: гимнастика для четкой речи"
- Главный совет: Регулярная артикуляционная гимнастика — ключ к правильному произношению всех звуков.
- Комплекс упражнений (выполнять перед зеркалом 3-5 минут):
- «Бегемотик»: Широко открыть и закрыть рот.
- «Хоботок — улыбка»: Вытянуть губы в трубочку, потом растянуть в улыбке.
- «Качели»: Кончиком языка потянуться к носу, потом к подбородку.
- «Лошадка»: Поцокать языком.
- Игра месяца: Повторяйте чистоговорки на звуки, которые ребёнок уже умеет говорить: «Та-та-та — у нас в доме чистота».
Цель февраля — укреплять мышцы артикуляционного аппарата, готовить его к постановке сложных звуков.
Март (Слоговая структура)
Тема: "Делим слова на части"
- Главный совет: Учимся делить слова на слоги. Это профилактика пропусков и перестановок слогов в речи.
- Комплекс игр:
- «Прохлопай слово»: Прохлопайте слова вместе с ребёнком: МА-МА (2 хлопка), СО-БА-КА (3 хлопка), МА-ШИ-НА (3 хлопка).
- «Жаворонки»: «Сколько слогов в слове, столько раз и подпрыгни!»: «Дом» — 1 прыжок, «Ко-те-нок» — 3 прыжка.
- «Отправь игрушку в домик»: В домик №1 — слова из одного слога (кот, шар), в домик №2 — из двух (ко-за, ку-кла).
Цель марта — сформировать навык деления слов на слоги.
Апрель (Связная речь - развитие)
Тема: "Сочиняем историю вместе"
- Главный совет: Учимся составлять небольшой рассказ по серии картинок (из 2-3 картинок).
- Комплекс игр:
- «Что сначала, что потом?»: Разложите 2-3 картинки с простым сюжетом (мальчик сажает семечко -> росток -> цветок) в правильной последовательности.
- «Расскажи про картинку»: Составьте рассказ по сюжетной картинке, используя вопросы: «Кто? Что делает? Какой он? Что будет потом?».
- «Закончи рассказ»: Вы начинаете историю, а ребёнок её заканчивает.
Цель апреля — научить ребёнка составлять небольшой рассказ по наглядной опоре.
Май (Закрепление)
Тема: "Лето красное — пора прекрасная для развития речи!"
- Главный совет: Используйте летние прогулки для лёгких и весёлых речевых игр.
- Комплекс игр на лето:
- «Какой?»: Описывайте всё вокруг: «Облако какое? (Белое, пушистое). Солнышко какое? (Яркое, горячее)».
- «Считаем всё!»: Согласовываем существительные с числительными: «Один одуванчик, два одуванчика, ... пять одуванчиков».
- «Найди по звуку»: Закройте глаза и прислушайтесь. «Что ты слышишь? (Птицы поют, машина едет, ветер шумит)».
- Артикуляционная гимнастика на природе: «Сорви язычком ягодку с ветки» (упражнение «Вкусное варенье»).
Цель мая — дать родителям практический инструмент для речевого развития ребёнка во время летнего отдыха.
Уважаемые родители! Ваша речь — главный образец для подражания. Говорите чётко, правильно и с удовольствием! Успехов вам и вашим детям!
Советы логопеда для родителей детей 5 лет
"Говорим правильно!"
Сентябрь (Стартовая диагностика)
Тема: "Портрет речи старшего дошкольника"
- Что должен уметь ребёнок в 5 лет? (Ключевые ориентиры):
- Звукопроизношение: Правильно произносит все звуки, кроме, возможно, [Л] и [Р].
- Фонематический слух: Слышит и определяет первый и последний звук в слове.
- Словарь и грамматика: Активно использует обобщающие слова (одежда, транспорт, овощи). Строит сложные предложения с союзами «потому что», «чтобы».
- Связная речь: Может пересказать короткий текст, составить рассказ по серии картинок.
- Совет месяца: Проведите мини-тест: попросите ребёнка назвать первый звук в словах «мак», «дом», «суп». Если это вызывает трудности — это повод уделить особое внимание играм со звуками.
Цель сентября — информировать родителей о возрастной норме и помочь выявить потенциальные трудности.
Октябрь (Фонематический слух)
Тема: "Звуковая азбука: от звука к букве"
- Главный совет: Умение «разбирать» слово на звуки — основа грамотного письма в будущем.
- Комплекс игр:
- «Живые звуки»: Взрослый говорит слово из 3-х звуков (КОТ). Ребёнок делает 3 хлопка (на каждый звук) и называет их по порядку: [К], [О], [Т].
- «Поймай последний звук»: «Какой последний звук в слове «стол»? [Л]. В слове «сом»? [М]».
- «Эхо»: Взрослый произносит ряд из 3-4 звуков ([C], [П], [Ы]), ребёнок-«эхо» точно их повторяет.
Цель октября — развивать навыки звукового анализа и оперативную слуховую память.
Ноябрь (Слоговая структура и звукопроизношение)
Тема: "Четкость и чистота речи"
- Главный совет: Следите, чтобы ребёнок чётко проговаривал все звуки в длинных и сложных словах, не «глотал» окончания.
- Комплекс игр:
- «Испорченный телефон»: Шёпотом передайте ребёнку длинное слово (сковорода, аквариум, велосипед). Он должен так же чётко и правильно его передать.
- Артикуляционная гимнастика для «трудных» звуков [Л] и [Р]:
- «Маляр»: Кончиком языка погладить нёбо вперёд-назад.
- «Грибок»: Язык присосать к нёбу.
- «Лошадка»: Поцокать языком.
- Чистоговорки: «Ра-ра-ра — у нас во дворе гора. Ла-ла-ла — вот вам пила».
Цель ноября — работать над чёткостью и внятностью речи, укреплять мышцы для постановки сонорных звуков.
Декабрь (Словарь и словообразование)
Тема: "Слова-родственники"
- Главный совет: Обогащаем словарь, учимся образовывать однокоренные слова и понимать переносное значение.
- Комплекс игр:
- «Скажи по-другому»: Подбери синонимы (шалун — озорник, проказник; идти — шагать, бродить).
- «Слова-родственники»: Подбери родственные слова к слову «снег» (снежок, снежный, снеговик, снежинка, подснежник).
- «Прямой и переносный смысл»: Объясните значение фраз: «золотые руки», «дождь идёт», «горит лампочка».
Цель декабря — углублять понимание структуры языка, развивать языковое чутьё.
Январь (Грамматический строй)
Тема: "Волшебные предлоги и хитрые окончания"
- Главный совет: Обращайте внимание на правильное употребление предлогов (ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ, ОКОЛО) и падежных окончаний.
- Комплекс игр:
- «Закончи предложение»: «Мы вышли... (из дома). Мяч выкатился... (из-под стола)».
- «Один — много» (в родительном падеже): «Один стул — много (стульев). Одно окно — много (окон). Одно яблоко — много (яблок)».
- «Скажи правильно»: «Нет чего? (Ковра, карандаша, яблока)».
Цель января — профилактика аграмматизмов в устной речи, которые могут привести к ошибкам на письме.
Февраль (Связная речь)
Тема: "Я — рассказчик"
- Главный совет: Учим ребёнка строить развёрнутое, логичное высказывание.
- Комплекс игр:
- «Рассказ по серии картинок»: Разложите 4-5 картинок в правильной последовательности и составьте по ним полный рассказ.
- «Описание по схеме»: Описываем животное или предмет по плану: 1. Кто/что это? 2. Какой он? (Части, цвет, размер). 3. Что умеет делать? 4. Зачем он нужен?
- «Интервью»: Возьмите у ребёнка интервью: «Расскажи о своём лучшем друге. Во что вы любите играть?».
Цель февраля — формировать умение самостоятельно строить развёрнутые монологические высказывания.
Март (Обобщение и классификация)
Тема: "Логика речи"
- Главный совет: Умение обобщать и исключать лишнее — важный компонент логического мышления.
- Комплекс игр:
- «Четвёртый лишний» (усложнённый вариант): «Яблоко, груша, помидор, апельсин». Спросите, почему лишний помидор (это овощ). Пусть ребёнок объяснит свой выбор.
- «Назови одним словом»: Стол, стул, шкаф — это... (мебель). Лиса, волк, заяц — это... (дикие животные).
- «Что к чему?»: Подбери пару и объясни: «Лейка — цветок (лейкой поливают цветок). Молоток — гвоздь (молотком забивают гвоздь)».
Цель марта — развивать verbal-logical мышление и умение аргументировать свой ответ.
Апрель (Закрепление)
Тема: "Речь старшего дошкольника: последний штрих"
- Главный совет: Уделите внимание самым уязвимым местам.
- Финальный чек-лист:
- Ребёнок правильно строит фразы и согласовывает слова?
- Может пересказать небольшой расскать, сохранив смысл и последовательность?
- Правильно произносит все звуки? (Если нет — самое время проконсультироваться с логопедом).
- Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец)?
Цель апреля — помочь родителям провести итоговую диагностику и скорректировать усилия.
Май (Летние рекомендации)
Тема: "Летний речевой интенсив: учимся на отдыхе"
- Главный совет: Лето — лучшее время для закрепления навыков в естественной среде.
- Комплекс игр на лето:
- «Звуковой поход»: На прогулке ищите предметы, которые начинаются на заданный звук.
- «Дневник путешественника»: Предложите ребёнку вести дневник (рисовать и подписывать картинки) о летних впечатлениях.
- «Сочини сказку»: Сочиняйте сказки вместе по дороге на море или в парке.
- Чтение: Читайте каждый день, обсуждайте прочитанное, учите короткие стихи.
Цель мая — мотивировать родителей к непрерывному речевому развитию ребёнка в летний период.
Уважаемые родители! Помните, что ваша речь — эталон для ребёнка. Говорите ясно, читайте с удовольствием, рассуждайте и слушайте своего будущего первоклассника. Успехов!
Советы логопеда для родителей детей 6 лет
"Последний год перед школой: делаем речь безупречной!"
Сентябрь (Стартовая диагностика)
Тема: "Финальный чек-лист: всё ли готово к 1 классу?"
- Жёсткие критерии речевой готовности к школе:
- Звукопроизношение: Все звуки, включая [Л] и [Р], поставлены и автоматизированы в речи.
- Фонематический слух: Ребёнок не только слышит звуки, но и определяет их место в слове (начало, середина, конец), осуществляет полный звуковой анализ слова типа «МАК» ([М], [А], [К]).
- Словарь и грамматика: Использует синонимы, антонимы, понимает переносное значение. Строит сложноподчинённые предложения.
- Связная речь: Может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать текст, логично отвечает на вопросы.
- Совет месяца: Если по любому из этих пунктов есть проблемы — сентябрь и октябрь лучшее время для обращения к логопеду для их скорейшего устранения!
Цель сентября — дать родителям чёткие критерии оценки и подчеркнуть срочность коррекции имеющихся проблем.
Октябрь (Звуковой анализ и профилактика дисграфии)
Тема: "От звука к букве: чтобы не было ошибок в тетрадке"
- Главный совет: Полноценный звуковой анализ — лучшая профилактика дисграфии (нарушения письма).
- Комплекс игр:
- «Звуковые домики»: Нарисуйте домик с тремя окошками. Ребёнок должен определить, какой звук «живёт» в начале, в середине и в конце слова (например, «сом»).
- «Твёрдый-мягкий»: Даём две фишки: синюю (твёрдый звук) и зелёную (мягкий). Взрослый называет звук ([Н], [Н']), ребёнок поднимает нужную фишку.
- «Гласный-согласный»: Аналогичная игра с красными (гласные) и синими (согласные) фишками.
Цель октября — сформировать устойчивый навык полного звуко-буквенного анализа, дифференциации гласных/согласных, твёрдых/мягких звуков.
Ноябрь (Слоговая структура и языковой анализ)
Тема: "Длинные слова и чёткая речь"
- Главный совет: Шестилетка должен бегло и без ошибок произносить сложные слова и делить речь на смысловые отрезки.
- Комплекс игр:
- «Испорченный телефон» со сложными словами: (Милиционер, сковорода, экскаватор, градусник).
- «Прошагай слово»: Ребёнок делает шаг на каждый слог в длинном слове (во-до-па-ды — 4 шага).
- «Составь предложение из... слов»: Взрослый говорит: «Составь предложение из 4 слов про осень». Ребёнок: «Жёлтые листья падают с деревьев».
Цель ноября — отработать слоговую структуру многосложных слов и сформировать умение членить речь на предложения и слова.
Декабрь (Словообразование и словоизменение)
Тема: "Волшебные превращения слов"
- Главный совет: Свободное владение способами словообразования — показатель богатства речи.
- Комплекс игр:
- «Чей? Чья? Чьё?»: Образование притяжательных прилагательных: хвост лисы — лисий, уши зайца — заячьи, берлога медведя — медвежья.
- «Назови профессии»: Кто строит дома? (Строитель). Кто чинит часы? (Часовщик). Кто работает в шахте? (Шахтёр).
- «Скажи наоборот» (с приставками): Войти — выйти, прибежать — убежать, прилететь — улететь.
Цель декабря — довести до автоматизма навыки образования сложных грамматических форм.
Январь (Связная речь)
Тема: "Учимся рассуждать и доказывать"
- Главный совет: Умение выстраивать логичную монологическую речь критически важно для ответов в классе.
- Комплекс игр:
- «Рассказ-описание по алгоритму»: Составление рассказа о животном по плану: Внешний вид -> Среда обитания -> Питание -> Повадки -> Детёныши.
- «Пересказ от другого лица»: Перескажи сказку «Колобок» от лица Лисы.
- «Придумай концовку»: Взрослый начинает рассказ, ребёнок его заканчивает.
Цель января — развивать навыки построения развёрнутых, логичных и творческих монологов.
Февраль (Предупреждение нарушений письма)
Тема: "Грамота: последний рубеж"
- Главный совет: Уделите внимание развитию зрительно-пространственного восприятия — основы грамотного письма.
- Комплекс игр:
- «Буквы-путаницы»: Найти и исправить ошибки в словах, где буквы перепутаны местами (виа, кашов, моколо).
- «Зеркальные буквы»: Обвести правильные буквы и зачеркнуть те, которые написаны неверно (зеркально).
- «Диктант по правилам»: Ребёнок не пишет, а выкладывает из букв или рисует схему слова, которую вы ему продиктовали.
Цель февраля — проработать типичные ошибки, возникающие на почве несформированности зрительного и пространственного восприятия.
Март (Коммуникативные навыки)
Тема: "Речь для общения и учебы"
- Главный совет: Умение ясно формулировать мысли и задавать вопросы — ключ к успешной адаптации в школьном коллективе.
- Комплекс игр:
- «Интервью»: Возьмите у ребёнка интервью, как у эксперта на определённую тему (о динозаврах, о космосе).
- «Объясни правило»: Попросите ребёнка объяснить вам правила новой настольной игры.
- «Спор»: Учите его культурно спорить и отстаивать свою точку зрения, используя вежливые формулы («Я с тобой не согласен, потому что...»).
Цель марта — развивать коммуникативную функцию речи, необходимую для учебного сотрудничества.
Апрель (Закрепление и автоматизация)
Тема: "Речевая выносливость"
- Главный совет: К концу года речь должна быть автоматизирована во всех ситуациях.
- Финальный комплекс:
- Скороговорки на все группы звуков для отработки дикции и темпа.
- Пересказ длинных текстов (7-8 предложений) с последующими вопросами на понимание.
- Самостоятельное составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Цель апреля — довести все речевые навыки до уровня автоматизма, обеспечить "речевую выносливость" для длинных устных ответов в школе.
Май (Летний настрой)
Тема: "Лето с пользой для речи: инструкция для родителей"
- Главный совет: Не прерывайте занятия летом! Используйте игровую форму.
- План на лето:
- Чтение каждый день: Читайте книги по возрасту и интересам ребенка и обсуждайте.
- «Дневник читателя»: Пусть ребёнок рисует иллюстрации к прочитанному и пишет подписи (печатными буквами).
- Вербальные игры в дороге: «Города», «Слова на последний звук», «Сочини сказку про «вон ту тучку».
- Артикуляционная гимнастика 5 минут в день для поддержания мышечного тонуса.
Цель мая — обеспечить преемственность и плавный переход от детского сада к школе, не растеряв за лето приобретённые навыки.
Уважаемые родители! Ваш ребёнок стоит на пороге большого пути. Грамотная, богатая и чистая речь — это его главный инструмент для успешной учёбы и счастливого общения в школе. Пусть этот год станет продуктивным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Отчёт о работе кружка «Анимашка» в старшей и подготовительных группах в 2014/2015 учебном году"
МКДОУ «Подгоренский детский сад №2» Отчёт о работе кружка «Анимашка»в старшей и подготовительных группахв 2014/2015 учебном году...

Рабочая программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку средней, старшей и подготовительной группе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по обучениюрусскоязычных детей татарскому языку средней, старшей подготовительной группе на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...
Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста
Речь – одна из важных линий развития ребенка.Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых ( и прежде всего от родителей), т.е ...

Сценарий праздника прощания с летом для детей младших, средних, старших и подготовительных групп «Потерянное солнце»
На праздник к ребятам приходит Кикимора Лесная, которая пытается обитрить детей. Она выдавала себя за Лето, но дети узнали ее и вернули Лето с помощью игр, песен, танцев и хорошего настроения....
Картотеки подвижных игр для детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы
Картотека подвижных игр для детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы с целью и описанием....

Развлечение для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы – Сказочный детектив «Кто похитил зеркало?»
Квест проходил на территории ДОУ, по станциям. В квесте участвовали дети второй младшей группы, средней группы, старшей и подготовительной групп. На каждой станции детей встречал сказочный персонаж, к...