Консультация для родителей на тему: " Как воспитать у ребенка самостоятельность ".
консультация (старшая группа)

Бединская Наталья Алекандровна

Самостоятельность — это не врождённый талант, а навык, который формируется шаг за шагом с самого раннего возраста. Задача родителей — не сделать всё за ребёнка, а создать условия, в которых он сможет расти, пробовать, ошибаться, учиться и чувствовать себя способным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Однако, у каждого свое представление об этом качестве. Что значит быть самостоятельным, какие этапы проходит ребенок и какой стиль воспитания лучше выбрать — об этом в нашем материале.

Что такое самостоятельность?

Говоря о самостоятельном ребенке мы чаще всего представляем себе карапуза, завязывающего шнурки без посторонней помощи или увлеченно играющего в своей комнате в гордом одиночестве. Однако, самостоятельность — более широкое понятие, выходящее за пределы самообслуживания и умения развлечь себя. Самостоятельность — это еще и:

  • инициативность — способность действовать по собственному побуждению, а не по принуждению или просьбе взрослого;
  • ответственность — готовность исполнять свои обещания и обязанности, понимание последствий, к которым могут привести поступки, а также осознание того, что личные успехи и достижения зависят только от тебя самого;
  • уверенность в своих силах и адекватная самооценка;
  • умение ставить цели и достигать их, принимать решения.

Далеко не все взрослые могут похвастаться полным набором этих качеств. И на первый взгляд, может показаться, что ребенок становится самостоятельным не раньше старшего школьного возраста. Это распространенное заблуждение — на самом деле самостоятельность формируется еще в раннем детстве (в 1,5-2 года), когда ребенок начинает активно познавать мир.

По сути, наличие вышеперечисленных качеств символизирует взросление ребенка — чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он способен позаботиться о себе, адекватно оценить опасность и принять решение в критической ситуации. Это положительным образом  сказывается на учебе, дружбе, семейных отношениях и карьере в будущем.

Почему ребенок растет несамостоятельным?

Чаще всего причина несамостоятельности ребенка кроется в поведении его родителей. Именно родители делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль семейного воспитания, который так или иначе душит детскую инициативность и ответственность в зародыше. Вот эти причины:

Чрезмерный контроль: диктовать ребенку его действия удобно — это экономит массу времени, но учит лишь выполнять команды, а не ставить себе задачи самостоятельно. Он растет прекрасным исполнителем, но предпринять что-либо сам не в состоянии.

Гиперопека: в страхе за здоровье и будущее ребенка родители окружают его чрезмерной заботой, выполняя за него большинство задач — от самообслуживания до выбора друзей. Ребенок привыкает, что за него все делают другие, и оказывается не готов ко взрослой жизни, где нужно самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и нести ответственность.

Завышенные ожидания: когда родители ждут определенных достижений, при этом не придавая значения промежуточным успехам. В отсутствие стимула (похвалы) ребенок теряет мотивацию, не осознает ценность своих ежедневных усилий и маленьких побед, его самооценка стремительно падает.

Неготовность принять взросление ребенка: некоторым родителям нелегко смириться с тем, что ребенок может иметь свое — отличное от их — мнение, они стремятся оградить его от ошибок, которые им очевидны, запрещая те или иные вещи. Это провоцирует конфликты, и если верх в них одерживают родители, ребенок теряет уверенность в себе и контроль над собственной жизнью.

Это общие причины, которые побуждают родителей пресекать детскую самостоятельность. На практике в быту это проявляется в таких вещах:

родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;

привыкли излишне перестраховываться: не оставляют ребенка дома одного, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т. д.;

живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка»;

не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.

Воспитание самостоятельности — это искусство постепенно отпускать ребенка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Если не сделать этого вовремя, в будущем ребенок едва ли:

  • достигнет успеха в карьере, поскольку не сможет отстоять свое профессиональное мнение в коллективе и перед начальством;
  • сможет взять ответственность за свою семью и детей, потому что у него отсутствует этот навык;
  • будет рисковать, стремиться к переменам, так как испытывает страх перед неизведанным и не уверен в своих силах.

Важным этапом формирования самостоятельности у детей является дошкольный возраст 3-6 лет.

Этот этап требует  большой концентрации, терпения и спокойствия — от родителей. Дети начинают проявлять интерес к самостоятельным действиям: они хотят одеваться, умываться, помогать по дому, готовить вместе с мамой, заправлять кровать вместе с папой и вязать шарф вместе с бабушкой. Или вместо бабушки. Как говорил Карлсон: «Спокойствие! Только спокойствие».

И это слово действительно может стать девизом данного периода. Это время, когда ребёнок не всегда хочет слушать и слышать, но очень хочет действовать, пробовать и экспериментировать. Если чрезмерно опекать и подавлять его инициативу, можно свести на нет все зачатки будущей самостоятельности и желание пробовать. Важно соблюдать баланс: разрешать, но подстраховывать; позволять, но наблюдать и, в случае необходимости, быть на подхвате.

Обязательно предоставляйте ребёнку возможность делать выбор — например, выбирать одежду или игрушки. Да, одежда снова может быть нелепой и несочетаемой, но не всё сразу. Мы помним про искусство маленьких шагов. К тому же мы сами когда-то начинали с ошибок и проб.

А если ваш ребёнок не настолько инициативен, и вы хотите развить в нём самостоятельность, помните: задачи должны быть простыми и доступными, чтобы не вызвать у ребёнка чувство беспомощности.

Какие ошибки допускают родители?

Все родители стремятся растить детей самостоятельными, но иногда неосознанно допускают ошибки, которые имеют обратный эффект. Самые грубые из них:

  • делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, — так проще, быстрее, безопаснее, эффективнее, но губительнее для самостоятельности;
  • давать ребенку выполнить действие самостоятельно, а затем переделать его у него же на глазах — такая практика убивает желание пробовать самому в следующий раз — зачем, если мама все равно сделает намного лучше?
  • навязывать помощь и советы — таким образом ребенка лишают возможности попытаться решить проблему самому, если это происходит регулярно, этот навык так и не успевает сформироваться;
  • вторгаться в личное пространство ребенка: врываться без стука в комнату, наводить порядок в личных вещах, проводить ревизии карманов — подобные действия лишают ребенка чувства безопасности в собственном доме;
  • несвоевременность — несоответствие набора навыков, которые пытаются воспитать, возрасту ребенка;
  • наказывать за последствия — ругать ребенка, если его попытка проявить самостоятельность окончилась полным фиаско (разбил тарелку, испортил одежду и т. д.);
  • использовать повелительный тон в общении с ребенком — такой тон позволяет достичь послушания, но исключительно из страха, а не из-за осознания сути проблемы;
  • «спасать» в последний момент — приходить на помощь ребенку, который дотянул до последнего, делать за него работу по дому или домашнее задание, лишая его тем самым возможности ощутить последствия своей неорганизованности и лени.

Как вырастить ребенка самостоятельным?

Сколько бы лет ни было ребенку — 2 года или 18 лет — никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.

  • Всегда интересоваться желаниями и предпочтениями ребенка. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен твердо знать, чего он хочет, и учиться принимать решения самостоятельно.
  • Позволять ошибаться и не делать из ошибки трагедию. Ошибки – это опыт, ребенок должен понимать, что ошибаются все, извлекают урок и пробуют снова.
  • Оказывать помощь по принципу «Помоги мне сделать это самому» — это один из принципов методики раннего развития Марии Монтессори, направленный на развитие самостоятельности у детей с 2 лет. Он заключается в том, чтобы объяснить, как сделать то или иное действие своими силами, а не выполнить его вместо ребенка;
  • Привлекать к домашним обязанностям с малых лет. У каждого ребенка должна быть своя зона ответственности — это его вклад в семью, как полноценного ее члена. Двухлетний малыш вполне может помогать маме на кухне, убирать свои игрушки и вытирать после себя раковину. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем — только напоминать, и уже в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность.
  • Следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет ему определить вещи, которые действительно ему интересны, а не навязаны родителями или педагогами.
  • Советоваться. Вовлекать ребенка в обсуждение домашних дел полезно для формирования самоценности ребенка. Советуйтесь с ребенком, какой наряд вам лучше надеть, что купить к ужину и какой подарок выбрать старшему брату.
  • Подавать позитивный пример. Демонстрируя свои лучшие качества, вы создаете благоприятную атмосферу в семье, что наилучшим образом сказывается на личности ребенка.

Комплексные задачи

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто испытывают трудности с выполнением комплексных задач. Они попросту не способны удержать в голове все составляющие и очередность их выполнения. Чтобы помочь им преодолеть эти трудности, следует:

  • разбить задачу на небольшие блоки (принести одежду из шкафа — надеть брюки и футболку — надеть ботинки — взять портфель);
  • проговаривать каждый блок ребенку в течение нескольких дней;
  • заменить словесное сопровождение на графические или текстовые подсказки (картинки или список блоков), то есть дать ребенку собраться уже без вашей помощи;
  • добиться полной самостоятельности.

Этот несложный алгоритм работает даже в случаях с гиперактивными детьми и экономит много времени и сил родителям. Его можно применять для уборки в комнате (убрать со стола, под кроватью, на полу — отнести грязные вещи в стирку — заправить кровать), сервировки стола (расставить тарелки — разложить салфетки — достать приборы — поставить бокалы), утренних гигиенических мероприятий (проснуться — умыть лицо — почистить зубы — снять пижаму — заправить кровать — надеть одежду) и т. д.

Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, — не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом — вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

Консультация для педагогов как познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения...

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать в ребенке доброту»

Цель: обогащение знаний родителей по воспитанию в ребенке таких качеств, как доброта, отзывчивость.Доброта... Что означает это слово?Как Вы понимаете значение слова «Доброта?» (высказ...

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

Познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения....

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

Консультация для родителей на тему:«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыкомправильного звукопроизношения...

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Для   ...