Использование балансировочной доски в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.
консультация (подготовительная группа)

Боркова Ирина Вячеславовна

В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.

Современные условия жизни требуют от педагогов поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

У детей групп компенсирующей направленности проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы.

По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие.

Балансировочная доска Бильгоу.- одно из средств преодоления речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование балансировочной доски в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.

В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.

Современные условия жизни требуют от педагогов поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

У детей групп компенсирующей направленности проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы.

По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие.

Балансировочная доска Бильгоу.- одно из средств преодоления речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.

Цель логопедической работы – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Исходя из цели, обозначились следующие задачи:

- развитие артикуляционной моторики через развитие кинестетического праксиса;

- развитие речевого дыхания;

- автоматизация звуков с балансировочной стимуляцией;

- развитие фонематических процессов;

- формирование слоговой структуры слова;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске.

Все упражнения выполняются в определенной последовательности, по принципу «от простого к сложному».

Ребенок стоит на поверхности доски и балансирует, удерживая равновесие, одновременно выполняя различные упражнения.

В работе логопеда  можно  использовать следующие комплексы упражнений:

1. Комплекс упражнений на освоение балансировочной доски

- простые упражнения

- усложненные упражнения с использованием аксессуаров-предметов

2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками

3. Комплекс упражнения с мячами

4. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи (с цифрами и лого-мишенью с листами-вкладышами)

Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно их выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений применяется дополнительное оборудование: кинезеологические мешочки, сенсорные шарики, мячи, мишени с цифрами, лого-мишени и др.

Предлагаем возможные варианты упражнений:

· Упражнения на развитие эквилибристической реакции

- «Вот какой я ловкий»

- «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу» и др.

· Упражнения с массажными мячами и шариками Су-Джок

- «Ёжик»,

- «Ловкие пальчики» и др.

· Упражнения с гимнастической палкой и на развитие коммуникативных способностей (работа в паре)

- «Делай, как я»,

- «Дуэт» и др.

· Упражнения с мешочками

- «Ловкач»,

- «Меткий глаз» и др.

· Упражнения с мячом на развитие слоговой структуры слова

- «Умный мяч»,

- «Слоговая цепочка» и др.

· Упражнения с лого-мишенью на автоматизацию звуков и развитие лексико-грамматических категорий

- «Повторяй-ка»,

- «Один-много» и др.

· Упражнения с напольной мишенью с цифрами на развитие фонематических процессов и слоговой структуры слова

- «Попади в цель»,

- «Баскетбол» и др.

· Упражнения артикуляционной гимнастики

- «Лягушка» – «Хоботок»,

- «Часики» и др.


Упражнения на развитие чувства баланса.

 

Для начала мы должны обучить ребенка залезать – слезать с доски.

Лучше использовать ортопедические пазлы или сенсорные дорожки как на балансире так и рядом.

Задания:

Пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по сенсорной дорожке.

Затем мы предлагаем ребенку поймать баланс.

Задания:

  • Покачаться на балансире под задаваемый педагогом ритм (это может быть музыка, считалка или счет).
  • Запустить на середину балансира машинку и попросить ребенка покатать ее в разные стороны, без помощи рук.

 

Упражнения с добавлением работы рук.

Задания:

  • Для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
  • Упражнение «Ухо-нос» ребенок правой рукой берется за левое ухо, а левой рукой– за нос, затем меняет положение и т. д.
  • Упражнение «Колечко» образуют кольцо из большого и поочередно всеми другими пальцами. Пальцы перебираются многократно в прямом и обратном порядке. Начинающие выполняют такую тренировку отдельно правой и левой, затем обеими руками сразу.
  • «Ладонь-ребро-кулак» –упражнение, при котором ребенок должен последовательно сменять три указанных положения руки. Выполнять упражнения нужно сначала каждой рукой поочередно, затем обеими руками одновременно. Полный цикл смены положений нужно повторить 8-10 раз.
  • Одновременные постукивания по голове одной рукой и поглаживания живота другой.

Упражнения с мешочками.

Задания:

  • Стоя на доске, ребенок ощупывает мешочек, пытаясь догадаться, что внутри.
  • Стоя на доске, ребенок наклоняется вперед, чтобы взять мяч, мешочек.
  • Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить ребенка, наклонившись, взять в руки мешочек определенного цвета.
  • Ребенок перекладывает один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
  • Перекладывание мешочка из руки в руку за спиной.
  • Подбрасывание и ловля мешочка с хлопками.
  • Ребенок подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку.
  • Попадание мешочкам в корзину на полу.
  • Ребенок бросает мешочек с отклонением влево/вправо.

 

С начала во всех заданиях мы используются мешочки одного веса, затем разного.

Упражнение с мячом.

 

Упражнения с мячом имеют схожую структуру с упражнениями с мешочками. Однако, мячи имеют совсем другую физику движений, что заставляет мозг работать продуктивней.

В работе мы используем: большие надувные мячи; мячи с утяжелением; мяч, наполненный водой; массажные мячи и Су Джок.

Задания:

  • Ребенок раскачивается на балансире, подбрасывает мяч и ловит его.
  • Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. педагог бросает ребенку мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот.
  • Попадание мячом в корзину с балансира.
  • Катание мяча на балансире.

Все эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.

Несмотря на то, что вся программа является простым набором упражнений, не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция вестибулярного аппарата и психических процессов происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.

 

Упражнения для развития речи.

  • Стоя на доске, ребенок держит перед собой палочку, делает вдох и на выдохе начинает прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
  • Стоя на доске, ребенок переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.
  • Ребенок берется руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносит слог «ША», опускает руки, произносит «ШЫ». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, ребенок поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «ШУ», возвращается в исходное положение. Аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо и произносит слог «ШО».
  • Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм качания на доске.
  • Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами Су-Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
  • Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
  • Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук. При этом необходимо попасть кольцами на штатив, либо мячом в
  • ведерко, корзину.
  • Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию
  • звуков, звуковом анализе.
  • Отбивание мяча левой (правой) рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение или согласование существительных с числительными.
  • Словесные игры, стоя на балансире: «Сьедобное-несьедобное», «Повтори слово», «запомни и продолжи», «Живое-неживое», « Назови одним словом» , «Данетка» и т.д.


В результате коррекционной  работы наблюдаются следующие положительные результаты:

- повышение эффективности коррекционных занятий;

- преодоление речевых нарушений;

- улучшение работы вестибулярной системы;

- развитие крупной и мелкой моторики;

- развитие зрительно-пространственных представлений;

- развитие зрительно-моторной координации;

- улучшение показателей внимания;

- улучшение саморегуляции и самоконтроля;

- повышение самооценки, уверенности в себе.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске.

Заниматься по данной методике нужно и важно. Она убирает то, что мешает, помогает там, где это возможно. И чем больше помощников у наших детей, тем успешнее и быстрее развивается и улучшается его речь. С помощью данного метода  могут быть реализованными поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

Таким образом, балансировочная доска является для детей игровой формой работы, стимулирующая их к достижению цели упражнения, способствующая развитию, обеспечивающая положительный эмоциональный фон.

Библиографический список

1. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка. Диалоги невролога и логопеда. – СПб.: «Издательство «Диля», 2019. 320 с.

2. Каткова Е.А. Методическое пособие: «Развиваем речь на балансире. Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда. Мишень обратной связи для активизации речи у неговорящих детей и на этапе автоматизации звуков». Новоуральск, 2020. 34 с.

3. Френк Белгау Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. 2020. 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников

Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Речевые нарушения способствуют затруднениям в формировании высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе....

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

На сегодняшний день мы наблюдаем увеличение числа детей с нарушениями в развитии речи, что заставляет педагогов искать новые методы, инновации, способствующие улучшению развития звукопроизношения, пси...