Мастер-класс для родителей "Звуки и буквы. Слово и предложение"
консультация
Конспект мастер-класса для родителей по теме "Звуки и буквы. Слово и предложение"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя-логопеда
Проценко Дианы Александровны
Цель:
Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
- Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
- Научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
- Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Раздаточный материал: крышки разных цветов, зеркало, схема предложения.
Содержание
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.
#1058;еоретическая часть:
- характеристика звуков.
3. Практическая часть:
- игры и упражнения.
- звуковой анализ слова.
-составление схемы предложения
4. Итог.
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
2. Теоретическая часть:
Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки?
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно пропеть и протянуть и во рту нет никакой преграды. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть и протянуть и во рту есть преграда в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки без колокольчика: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах, синим цветом, а мягкие – зелёным.
3. Практическая часть:
Давайте с Вами поиграем.
#1048;гра «Светофор» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий квадратик.
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.
#1048;гра «Определи первый звук в слове?» по предметным картинкам (умение слышать звук в начале слова). Буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.
#1048;гра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове (вначале, в середине, в конце).
|
Звуковой анализ слов.
Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.
Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.
Как проводится звуковой анализ слова?
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова МАК.
Уважаемые родители, Вам нужно:
#1054;пределить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный, звонкий, твердый – синий квадратик с колокольчиком, согласный, глухой, твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове МАК? (В слове МАК три звука)
- Какой первый звук в слове МАК? (первый звук [М])
- Звук [М] какой? (звук [М] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком с колокольчиком).
- Какой второй звук в слове МАК? (Второй звук [А])
- Звук [А ]какой? (Звук [А] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [А]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове МАК? (Третий звук [К]).
- Звук [К] какой? (Звук [К] – согласный, глухой, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько слогов? (Один)
- Правило(сколько в слове гласных звуков столько и слогов)
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
Слоги и слова.
Слоги – это части слова.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.
Из слов можно составить предложение.
Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Весна».
_ _, _ _ _, _ _ _ _.
На этом заканчивается наше путешествие по стране звуков и слов.
(вручение памяток родителям)
4. Итог:
У кого какие вопросы, дорогие родители?
Логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вниман...
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Мастер -класс для родителей: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети. 1. Прочтите предложения, которые б...

Мастер- класс на тему: "Путешествие в страну слов"
Мастер- класс на тему " Путешествие в страну слов" способствует повышению профессионального мастерства воспитателей- участников данной деятельности в процессе общения по освоению опыта...

Мастер - класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"
Мастер - класс для родителей...

мастер-класс для родителей "Звуки и буквы русского языка"
Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприяти...

Мастер-класс по автоматизации звука л в словах, в словосочетаниях и в предложении.
Открытое занятие для родителей и с привлечением родителей по автоматизации звука л в словах, в словосочетаниях и в предложении. Цель данного занятия: показать речевые умения и возможности детей....