Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР на прогулке
консультация

виды заданий на прогулке с ребенком

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательных способности у ребенка с ЗПР на прогулке»

Игра-наиболее доступный для ребенка вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

В каждой семье родители стараются создать условия для игровой деятельности ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенку необходимы игры, которые не только будут его развлекать, но и развивать. А для этого подчас не надо ни больших финансовых, ни временных затрат. Нужна только любящая мама рядом. Ребенку важно даже небольшое участие взрослого в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, его одобряют. Ребенку важно быть успешным.

Особенно это важно ребенку, у которого есть проблемы в развитии. Для того чтобы помочь своему малышу, нужно в повседневном общении ненавязчиво, без принуждения обогащать словарь ребенка. Используйте для этого подходящие ситуации, чтобы поиграть, поговорить с ребенком.

Выходя с ребенком на прогулку старайтесь максимально задействовать этот временной отрезок для развития своего чада.

Во время прогулки вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и знания по темам «Одежда» и «Обувь». Пусть ребенок назовет, во что одеты прохожие, какую обувь, головные уборы они надели в это время года, пусть придумает «слова признаки» к каждому. Поиграйте с ним в игру: «Подбери признак».

Пусть он подберёт признаки к заданному вами слову. Например: осень (какая) ранняя, золотая, дождливая, холодная; дождь (какой) холодный, мелкий, затяжной; деревья (какие) осенние, голые, желтые, высокие; погода (какая) холодная, сырая, осенняя….

Побуждайте ребенка наблюдать и называть то, что происходит вокруг него. Пусть он подбирает действие к предмету, мимо которого вы проходите. Например: машина едет, стоит, поворачивает, сигналит, газует; дождь - идет, моросит, стучит, барабанит; листья - краснеют, облетают, шуршат…

Чтобы активизировать существительные в речи ребенка, обогатить ими словарь, предложите ему игру «Подбери словечко». Пусть он подбирает слово к заданному вами. А окружающая действительность будет для него хорошим помощником. Ведь все, о чем вы говорите, ребенок воспринимает непосредственно сейчас. А значит, есть опора на наглядный материал: моросит (дождь); дует (ветер); вянет (трава); желтеют (листья).

Участие в сезонных играх и забавах с детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить связную речь. Предложите ребенку игру «Скажи наоборот».

Летом солнце яркое, а осенью….

Летом небо светлое, а осенью…

Летом тучки высоко, осенью….

Летом люди одеваются легко, а осенью….

Летом деревья стоят одетые в листву, а осенью…

Часто в семье возникает ситуация, когда мама идет куда-либо по своим делам, а ребенка берет с собой. Такая прогулка, конечно, не заинтересует вашего малыша. Но если перед прогулкой вы дадите ребенку задание запомнить все, что он увидит по дороге, ребенок с удовольствием примет ваши правила. Затем, когда вы вернетесь домой, попросите его с помощью наводящих вопросов по памяти воспроизвести названия предметов, которые он видел, или действий, которые он совершал, или рассказать о событиях в определенной последовательности.

Сколько человек ты встретил сегодня по дороге в магазин?

Опиши, во что была одета девочка, которая играла в песочнице?

Сколько касс работало в магазине….

Вы можете задавать любые вопросы, требующие от ребенка описания деталей ситуации.

Еще есть игра «Разведчики». Предложите ребенку по дороге поиграть в разведчиков. Скажите: «Давай проверим, кто из нас самый внимательный разведчик. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Ведь для разведки это очень важно». Например: вот почтовый ящик - он синий. Я заметила кошку - она пушистая. Ребенок может называть увиденные объекты один или с вами по очереди.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные во время прогулки необычайно ценны и наглядны. Особенно если это выход на природу. Такие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Не на картинке, а в живую ребенок увидит растения в разную пору их вегетативного развития (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, грибы, цветы и травы; какие птицы, насекомые обитают в наших широтах.

Даже если названия цветов, кустарников кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Развивайте в себе навыки воспитателя и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию познавательных способностей у детей через игры математического содержания

Уважаемые родители и педагоги! Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут малышу освоить первые математические знания. Сформировать представление о цвете, форме и величине предметов...

Блоки занятий по развитию познавательных способностей для детей младшего дошкольного возраста

Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач).Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Их формирование, е...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД «Путешествие к животным жарких стран» по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ  НОД«Путешествие к животным жарких стран»по развитию познавательных способностейдля детей подготовительной к школе группы Цель: Развитие познавательных с...

«Развитие познавательных способностей у детей, имеющих проблемы "

Выступление содержит материал о развитии познавательных способностях у детей в обучении, имеющих проблемы в психическом развитии....

«Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей, работающих с детьми раннего возраста. Большое влияние на развитие познавательных способностей малышей оказывает сенсорное воспитание....

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста "Прогулка на весеннюю полянку"

Это итоговое занятие по теме самообразования "Развитие сенсомоторных способностей у детей младшего дошкольного возраста", направлено на закрепление сенсорных эталонов детьми 2-3 лет. Было пр...