Консультация для родителей "Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей"
консультация

Гуляева Марина Ивановна

Навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

Не смешивайте понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по обучению грамоте

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим,

 а буквы читаем и пишем.

2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь.

Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые;

 Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки).

5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э».

6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв.

►«Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д.

Можно играть с перекидыванием мяча.

►Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове.

►Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях.

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

Эта буква Ж, широка и похожа на жука

И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

На эту букву посмотри З,– она совсем, как цифра 3.

Порвалась О в серединке, С осталась на картинке.

Хорошо иметь дома деревянные кубики с буквами, азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами, игральное буквенное лото. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице.

4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку. НА НО НУ НЫ НИ, СА СО СУ СЫ СИ.

Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ.

8. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными

(15-20 мин.), но систематическими.

10.После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11. Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...

Ошибки,допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

Все родители мечтают, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать.Особо нетерпеливые начинают учить ребенка сами.И часто начинают делать это неправильно.В статье подробно описано, как правильно уч...

Памятки для родителей "Артикуляционная гимнастика" и "Ошибки, допускаемые взрослыми, при обучении детей чтению"

     Цель артикуляционной гимнастики – выработка    полноценных движений и определенных положений    губ, языка и зубов, необходимых для прави...

Консультация для родителей.Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях  В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей Тема: «Распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях».

Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.Не давайте,...