Звуковая культура речи
учебно-методический материал (средняя группа)

Максименкова Виктория Андреевна

Методические рекомендации для родителей по воспитанию звуковой культуры речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_zkr.docx407.98 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\апрапрр.jpg

2.4. Методические рекомендации для родителей по воспитанию звуковой культуры речи у детей

C:\Users\User\Documents\гнншнг.png

C:\Users\User\Documents\шлщлшг.png

2.4.2. Для среднего дошкольного возраста

C:\Users\User\Documents\гшщгщ.jpg

Методические рекомендации  для родителей по воспитанию звуковой культуры речи для детей средней группы.

Уважаемые родители!

Всем известно, что воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – это умение говорить правильно в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения пользоваться всеми языковыми средствами.

Зачастую самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи, затрудняет усвоение основ грамоты.

Средний дошкольный  возраст (4-5лет) – очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. Многие дети уже достаточно четко произносят большинство звуков. Но у них может наблюдаться неустойчивость произношения трудных звуков, для произношения которых требуется хорошо развитые мышцы речевых органов, например языка. Это такие звуки как: с, з, ц, ш, ж, щ, ч , р, л . Научить детей правильно произносить эти звуки помогут специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи, которые проводятся педагогами и воспитателями нашего детского сада.

Но и вы, родители, можете активно помогать своему ребенку научиться говорить правильно. Главное надо помнить, что чем раньше обратить внимание на звукопроизношение ребенка, тем оно быстрее сформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самостоятельно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение!

Вот несколько правил, следуя которым, вы поможете своему ребенку научиться говорить правильно:

  1. Разговаривайте с ребенком неторопливо, четко проговаривайте все слова.
  2. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами (дверка, рюкзачок, куколка, конфеточка). Это тормозит речевое развитие.
  3. Своевременно устраняете недостаток речи ребенка, стремясь указать неточность и ошибки. Но делайте это правильно!

  1. Скажите ребенку такие слова: «Повтори за мной» или « Скажи лучше так», а затем покажите ребенку, как надо говорить. Произнесите слово правильно, выделяя нужный звук голосом. Например так: жжжжук. Тогда ваш ребенок будет ориентироваться на ваш звуковой пример, а не просто повторять несколько раз подряд слово, закрепляя собственное неправильное произношение.
  2. Нельзя высмеивать недостатки в речи ребенка, слишком строго требовать исправить свою речь. Это может тормозить речевые успехи ребенка.
  3. Если ребенок торопиться высказать свои мысли, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша. Я очень хочу понять тебя».
  4. Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, стихи для заучивания должны соответствовать возрасту ребенка.
  5. Как можно больше читайте своему ребенку произведения художественной литературы.
  6. Для артикуляционного аппарата использовать артикуляционную гимнастику, игры на звукоподражание, голоса животных.
  7.  Для развития силы голоса попросить ребёнка громко произнести, например, "мама кошка" и тихо - "котятки".

Помните!!!: чтобы ребенок говорил правильно, он должен слышать правильную грамотную речь.

Игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи:

1. Игры на развитие фонематического слуха:

"Что звучит?": Родитель просит ребенка закрыть глаза и определяет, какой звук он слышит (звук транспорта, музыкальный инструмент, звуки природы).
 

"Угадай слово": Родитель произносит слово шепотом, а ребенок должен угадать. Затем можно усложнить, прося угадать слово по первому или последнему звуку.

"Найди пару": Родитель называет слово, а ребенок должен найти картинку с таким же начальным или конечным звуком.

"Слушаем внимательно": Родитель произносит ряд звуков или слогов, а ребенок повторяет их в том же порядке. Можно постепенно усложнять последовательность.

"Найди лишнее": Родитель предлагает ряд слов, среди которых одно не подходит по начальному или конечному звуку (например, "дом, кот, машина, утка").

2. Игры на развитие артикуляционной моторики:

 "Веселый язычок": Игры с использованием стихов и скороговорок, которые требуют выполнения различных движений языком (например, "Грибы растут в лесу"). Можно найти специальные артикуляционные гимнастики в интернете.

"Покажи, как звучит": Родитель называет звук, а ребенок показывает, как работает его артикуляционный аппарат (например, для звука "Ш" – ребенок изображает, как губы вытягиваются вперед).

"Повтори за мной": Родитель демонстрирует различные движения языка, губ и челюстей, а ребенок их повторяет.

3. Игры на автоматизацию звуков:

"Закончи предложение": Родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, используя слово с автоматизируемым звуком. (например: "Я вижу большую красную...")

"Кто больше?": Родитель и ребенок соревнуются, кто сможет назвать больше слов с автоматизируемым звуком.

"Подбери картинку": Родитель называет звук, и ребёнок подбирает картинки с словами, содержащими этот звук.

Важно!!!!:

 Регулярность: Занимайтесь с ребенком регулярно, но недолго, чтобы не утомлять его. Лучше несколько коротких сессий, чем одна длинная.
 Позитивный настрой: Делайте занятия игровыми и веселыми. Похвала и поддержка очень важны.
 Индивидуальный подход: Учитывайте особенности развития ребенка и его интересы.
Консультация логопеда: При наличии проблем с речью, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Эти игры помогут родителям эффективно работать над звуковой культурой речи ребенка в игровой форме, что сделает процесс обучения более интересным и эффективным. Помните, что терпение и систематические занятия – залог успеха!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...