Звуковая культура речи
учебно-методический материал (средняя группа)
Методические рекомендации для родителей по воспитанию звуковой культуры речи у детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 407.98 КБ |
Предварительный просмотр:
2.4. Методические рекомендации для родителей по воспитанию звуковой культуры речи у детей
2.4.2. Для среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации для родителей по воспитанию звуковой культуры речи для детей средней группы.
Уважаемые родители!
Всем известно, что воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – это умение говорить правильно в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения пользоваться всеми языковыми средствами.
Зачастую самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи, затрудняет усвоение основ грамоты.
Средний дошкольный возраст (4-5лет) – очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. Многие дети уже достаточно четко произносят большинство звуков. Но у них может наблюдаться неустойчивость произношения трудных звуков, для произношения которых требуется хорошо развитые мышцы речевых органов, например языка. Это такие звуки как: с, з, ц, ш, ж, щ, ч , р, л . Научить детей правильно произносить эти звуки помогут специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи, которые проводятся педагогами и воспитателями нашего детского сада.
Но и вы, родители, можете активно помогать своему ребенку научиться говорить правильно. Главное надо помнить, что чем раньше обратить внимание на звукопроизношение ребенка, тем оно быстрее сформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самостоятельно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение!
Вот несколько правил, следуя которым, вы поможете своему ребенку научиться говорить правильно:
- Разговаривайте с ребенком неторопливо, четко проговаривайте все слова.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами (дверка, рюкзачок, куколка, конфеточка). Это тормозит речевое развитие.
- Своевременно устраняете недостаток речи ребенка, стремясь указать неточность и ошибки. Но делайте это правильно!
- Скажите ребенку такие слова: «Повтори за мной» или « Скажи лучше так», а затем покажите ребенку, как надо говорить. Произнесите слово правильно, выделяя нужный звук голосом. Например так: жжжжук. Тогда ваш ребенок будет ориентироваться на ваш звуковой пример, а не просто повторять несколько раз подряд слово, закрепляя собственное неправильное произношение.
- Нельзя высмеивать недостатки в речи ребенка, слишком строго требовать исправить свою речь. Это может тормозить речевые успехи ребенка.
- Если ребенок торопиться высказать свои мысли, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша. Я очень хочу понять тебя».
- Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, стихи для заучивания должны соответствовать возрасту ребенка.
- Как можно больше читайте своему ребенку произведения художественной литературы.
- Для артикуляционного аппарата использовать артикуляционную гимнастику, игры на звукоподражание, голоса животных.
- Для развития силы голоса попросить ребёнка громко произнести, например, "мама кошка" и тихо - "котятки".
Помните!!!: чтобы ребенок говорил правильно, он должен слышать правильную грамотную речь.
Игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи:
1. Игры на развитие фонематического слуха:
"Что звучит?": Родитель просит ребенка закрыть глаза и определяет, какой звук он слышит (звук транспорта, музыкальный инструмент, звуки природы).
"Угадай слово": Родитель произносит слово шепотом, а ребенок должен угадать. Затем можно усложнить, прося угадать слово по первому или последнему звуку.
"Найди пару": Родитель называет слово, а ребенок должен найти картинку с таким же начальным или конечным звуком.
"Слушаем внимательно": Родитель произносит ряд звуков или слогов, а ребенок повторяет их в том же порядке. Можно постепенно усложнять последовательность.
"Найди лишнее": Родитель предлагает ряд слов, среди которых одно не подходит по начальному или конечному звуку (например, "дом, кот, машина, утка").
2. Игры на развитие артикуляционной моторики:
"Веселый язычок": Игры с использованием стихов и скороговорок, которые требуют выполнения различных движений языком (например, "Грибы растут в лесу"). Можно найти специальные артикуляционные гимнастики в интернете.
"Покажи, как звучит": Родитель называет звук, а ребенок показывает, как работает его артикуляционный аппарат (например, для звука "Ш" – ребенок изображает, как губы вытягиваются вперед).
"Повтори за мной": Родитель демонстрирует различные движения языка, губ и челюстей, а ребенок их повторяет.
3. Игры на автоматизацию звуков:
"Закончи предложение": Родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, используя слово с автоматизируемым звуком. (например: "Я вижу большую красную...")
"Кто больше?": Родитель и ребенок соревнуются, кто сможет назвать больше слов с автоматизируемым звуком.
"Подбери картинку": Родитель называет звук, и ребёнок подбирает картинки с словами, содержащими этот звук.
Важно!!!!:
Регулярность: Занимайтесь с ребенком регулярно, но недолго, чтобы не утомлять его. Лучше несколько коротких сессий, чем одна длинная.
Позитивный настрой: Делайте занятия игровыми и веселыми. Похвала и поддержка очень важны.
Индивидуальный подход: Учитывайте особенности развития ребенка и его интересы.
Консультация логопеда: При наличии проблем с речью, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Эти игры помогут родителям эффективно работать над звуковой культурой речи ребенка в игровой форме, что сделает процесс обучения более интересным и эффективным. Помните, что терпение и систематические занятия – залог успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...




