ГЕНЕЗИС ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ: ПРИЧИНЫ, СТРУКТУРА И СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
методическая разработка (средняя группа)

В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики детских конфликтов в средней группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). На основе метода включенного наблюдения и протоколирования выявлены и классифицированы основные причины и структурные компоненты конфликтных ситуаций между детьми 4-5 лет. Особое внимание уделено анализу речевых паттернов участников конфликтов. В работе систематизированы типичные стратегии вмешательства педагогов и предложена модель эффективного педагогического посредничества, основанная на принципах недирективной поддержки и фасилитации, направленная на развитие у детей навыков самостоятельного разрешения споров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_konflikty_dou.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

«ГЕНЕЗИС ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ: ПРИЧИНЫ, СТРУКТУРА И СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА»

Ключевые слова: конфликт, средняя группа ДОУ, дети 4-5 лет, гензис конфликта, педагогическое посредничество, исполнительные функции, социально-коммуникативное развитие.

Введение.

Возраст 4-5 лет (средняя группа ДОУ) характеризуется интенсивным развитием социального интеллекта и коммуникативных навыков. В этом периоде сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, что неизбежно порождает увеличение количества конфликтных ситуаций . Конфликт в данном контексте понимается не как негативный феномен, а как необходимое условие для освоения социальных норм, правил взаимодействия и развития эмпатии. Однако его деструктивное разрешение может привести к формированию устойчивых негативных поведенческих паттернов. В связи с этим, изучение генезиса, структуры и поиск оптимальных стратегий педагогического посредничества представляется актуальной научно-практической задачей.

Результаты и обсуждение.

1. Классификация причин конфликтов.

На основе анализа эмпирических данных была разработана следующая классификация причин конфликтов:

1. Предметно-действенные (45% случаев):борьба за обладание игрушкой, игровым материалом или пространством. Например, конфликт из-за единственного красного карандаша или желания занять определенное место за столом.

2. Процессуально-игровые (35% случаев): спор сюжета игры, распределения ролей ("Я буду принцессой!"), а также нарушения установленных правил ("Так не честно, ты не по правилам ходишь!").

3. Личностно-оценочные (20% случаев): конфликты, связанные с особенностями межличностного взаимодействия: несовпадение точек зрения, оскорбления, обзывания, физические действия (толкание). На этой стадии проявляется "социальный эгоцентризм", когда ребенок не может принять позицию другого.

2. Структура конфликта.

Типичный конфликт в средней группе имеет трехкомпонентную структуру:

Инцидент: непосредственный повод (отобрал игрушку, не принял в игру).

Кульминация: вербальная или невербальная конфронтация. Речевой анализ выявил преобладание аффективных высказываний с местоимением "Я" ("Дай мне!", "Это мое!") и обвинительных конструкций ("Ты плохой!").

Исход: разрешение или затухание конфликта. Лишь в 15% случаев дети самостоятельно находили конструктивное решение (предлагали поменяться, установить очередность). В 85% случаев требовалось вмешательство взрослого.

3. Анализ стратегий педагогического посредничества.

Наблюдение за действиями воспитателей позволило выделить три основные стратегии:

1. Авторитарно-директивная (60% вмешательств):педагог жестко пресекает конфликт ("Немедленно прекратите!", "Отдай игрушку Саше!") без выяснения причин. Стратегия дает быстрый внешний эффект, но не развивает навыков саморегуляции.

2. Разрешающая (15% вмешательств): педагог не вмешивается, предоставляя детям возможность разрешить спор самостоятельно. Часто приводит к эскалации или несправедливому исходу.

3. Фасилитирующая (посредническая) (25% вмешательств): педагог выступает в роли нейтрального посредника, помогая детям озвучить свои чувства и найти взаимоприемлемое решение.

Модель эффективного педагогического посредничества.

На основе анализа нами предложена поэтапная модель фасилитирующего вмешательства:

1. Установление фактов и легитимация чувств. Педагог спокойно останавливает конфликт и называет эмоции детей: "Я вижу, вы оба расстроены и сердитесь. Ты хочешь поиграть с этой машинкой, и ты тоже".

2. Выслушивание сторон. Каждому ребенку предоставляется возможность высказать свою версию без перебивания.

3. Формулирование проблемы. Педагог обобщает услышанное: "Итак, проблема в том, что машинка одна, а желающих поиграть с ней – двое".

4. Поиск решения. Педагог задает наводящие вопросы: "Как мы можем решить эту проблему? Что мы можем придумать, чтобы вы оба были довольны?".

5. Закрепление решения. Подтверждение и поддержка выбранного детьми варианта: "Отличная идея – установить очередность. Кто будет первым?".

Заключение. Проведенное исследование показало, что конфликты в средней группе ДОУ носят закономерный характер и имеют четкую структуру, обусловленную возрастными особенностями детей. Преобладание предметно-действенных причин свидетельствует о том, что социальное взаимодействие в этом возрасте еще опосредовано предметом. Наиболее продуктивной стратегией педагогического посредничества является фасилитирующая модель, которая не навязывает готовое решение, а направляет детей, развивая их когнитивную гибкость, эмпатию и навыки ведения переговоров. Внедрение данной модели в практику работы воспитателей позволит трансформировать конфликт из деструктивного явления в мощный инструмент социально-личностного развития ребенка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в средней группе детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию о конфликтах детей в детском саду и вопросах решения их....

Сюжетно – ролевые игры на преодоление конфликтов в средней группе.

Сюжетно – ролевые игры на преодоление конфликтов в средней группе....

Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬

Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Конспект развлечения в средней группе со сложной структурой дефекта «День рождение Бабы Яги»

Цель создать праздничное настроение у детей.Задачи:формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;сохраня...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию в средней группе со сложной структурой дефекта «К белочке на День рождения»

Цель:  Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей.Задачи:Образовательные:•    Закреплять умение устанавливать существенные признаки: (дикие животные, место обитания)...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Игрушки в гостях у ребят»

Цель:  Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей.Задачи:Образовательные:- упражнять классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее;- упражнять в составлении расска...