Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» ГОРОДА ИШИМА

МАДОУ д/с № 10

НОД  по экологическому воспитанию в старшей  группе

с использованием структур сингапурской системы обучения

«Насекомые — часть живой природы»

        

Цель: Познакомить детей с многообразием насекомых и их особенностями.

Материал к занятию: Мультимедийный проектор, мультсюжет «Муха Цокотуха», музыкальная композиция «Букашки», презентация «Насекомые», сюжетные картинки из серии «Насекомые», «Птицы», «Животные», «Насекомые и их жилища», «Польза и вред от насекомых».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1. «Познавательное развитие»
Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений.
2. «Речевое развитие»
Активизировать речевую деятельность детей, обогащать речь подбором слов-признаков, слов-действий, развивать умение составлять связные предложения.
3. «Социально-коммуникативное развитие»
Стимулировать желание детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, соблюдать очередность в обсуждении вопросов, развивать умение запоминать и анализировать ответы членов группы.
4. «Художественно- эстетическое развитие»
Воспитывать умение видеть разнообразие насекомых в окружающем мире, замечать красоту их окраски и строения.
5. «Физическое развитие»
Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки.

Применяемые структуры сингапурской системы обучения:
1. Континиус раунд робин (Continuous Round Robin) 
Задачи: развивать умение взаимодействовать в группе по очереди, слушать мнение других детей, развивать умение размышлять, решать проблемные задачи, самостоятельно обобщать и синтезировать имеющуюся информацию.
2. Тейк оф тач даун (Take off – touch down)
Задачи: развивать внимание, мышление — умение анализировать полученную информацию и сопоставлять ее с ранее полученными знаниями.

Ожидаемый результат: у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.

Ход образовательной деятельности:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте, посмотрите, сегодня наш волшебный экран переливается разными цветами. Как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, ребята, он приготовил какой-то сюрприз и ему не терпится им с нами поделиться.
На экране демонстрируется минутный мультсюжет «Муха Цокотуха». После просмотра воспитатель предлагает детям сесть за столы. Дети садятся подгруппами за 4 стола.
Воспитатель: Ребята, вы помните, кого в гости позвала муха?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, вы совершенно правы, ребята. Как вы думаете, как можно назвать всех гостей Мухи Цокотухи, да и ее саму, одним словом?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята, растаял снег, потекли ручейки, появилась трава, прилетели птицы, появились НАСЕКОМЫЕ. Они такие маленькие, что их трудно разглядеть. Да и заметить многих сложно: у них защитная окраска. На земле великое множество насекомых.
Какие же у них особенности, какие части тела, какая от них польза? Сейчас мы с вами и узнаем.

Применение структуры КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin)

Воспитатель раздает наглядный материал (для 1 команды «насекомые, птицы», для 2 команды «насекомые и животные», для 3 команды «насекомые и их жилища», для 4 команды «польза и вред от насекомых») и напоминает, что каждая команда обсуждает свой вопрос и по сигналу «Хай файф» заканчивает обсуждение.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите на картинки у вас на столах, подумайте, что вы можете сказать.
Что общего, чем отличаются насекомые от птиц 
(воспитатель обращается к 1 команде). Например, у многих насекомых, как и у птиц, есть крылышки. Но у насекомых нет клюва, как у птиц.
Что общего, чем отличаются насекомые и животные (
обращается ко 2 команде).Например, у насекомых и животных есть голова, но у насекомых, в отличие от животных нет когтей.
Как называются дома насекомых (
обращается к третьей команде).
Например, осы живут в осиных гнездах, а где живут насекомые, изображенные на ваших картинках?
Есть ли от насекомых польза 
(к четвертой команде).
Например, комары полезны тем, что являются кормом для птиц, а от других насекомых какая польза?
Ребята, при обсуждении старайтесь слушать и запоминать ответы, которые дает каждый участник вашей команды. Помните, что после сигнала «Хай файф» мы заканчиваем обсуждение, устанавливаем тишину и поднимаем глазки.

Отмечается время, дети начинают обсуждение. После сигнала воспитатель опрашивает по 1 ребенку с каждого стола.

Воспитатель: Ребята вы молодцы, верно подметили у насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у многих есть крылышки. У насекомых есть свои жилища: пчелы живут в ульях, муравьи в муравейниках, осы — в осиных гнездах. Насекомые приносят много пользы: пчелы и бабочки опыляют растения, божьи коровки и муравьи уничтожают вредных насекомых; многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей.
Воспитатель демонстрирует презентацию.
Воспитатель: Ребята, насекомые отличаются от других живых существ тремя основными признаками: у насекомых шесть ног (у пауков восемь ног), тело любого насекомого как бы поделено на членики; тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
Нашу планету населяют более 1 500 000 видов насекомых. Насекомые встречаются практически везде: в лесах и полях, водоемах и морях, под землей и в пещерах, высоко в горах и на голых скалах, в жарких пустынях и в районах вечной мерзлоты, а также в наших домах.
Чем же питаются насекомые? Насекомые существа всеядные, питаются абсолютно всем, что попадается на их пути, основной рацион большинства насекомых – это растения, но они едят и перья, и шерсть, даже электрическую изоляцию и свинцовую обмотку.
Насекомые – разнополые существа, среди них есть мальчики-насекомые и девочки – насекомые.
Насекомые имеют очень важное значение в природе — они опыляют почти все растения, чем способствуют их размножению.
Насекомые – это санитары природы, они откладывают яйца на трупах животных, и появившиеся личинки быстро их уничтожают, также насекомые уничтожают мертвые травы и деревья.
Насекомые являются пищей для других животных: рыб, жаб, ящериц, пауков, птиц, барсуков, медведей.
Они играют большую роль в образовании почвы. Множество насекомых постоянно живут в земле, и, передвигаясь там, рыхлят грунт, что приводит к его обогащению.
Для человека самыми полезными насекомыми считаются пчелы и шелкопряд. Но только небольшая часть всех насекомых являются вредителями, их примерно в 100 раз меньше, чем тех, кто питаются растениями и этого достаточно, чтобы поддерживать биологическое равновесие в природе. Ведь если бы, например, не было комаров стрижи и ласточки остались бы без пищи. Насекомые – удивительные существа, как вы думаете, где они были зимой?
Ответы детей.
Верно, осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают.
Воспитатель: Ребята, иногда людей сравнивают с насекомыми: трудолюбивый как пчела, назойливый как муха, как вы думаете, про каких людей так говорят.
Ответы детей.
Воспитатель:А сейчас мы немного отдохнем.

Дети встают полукругом на ковер на физкультминутку. Звучит музыка.

Воспитатель:
На полянку жук влетел 
(движения руками)
Зажужжал и запел – жжжжж
Вот он вправо полетел 
(движения глазами вправо)
Вот он влево полетел (
смотрят влево)
Жук, вот правая ладошка 
(правую руку вперед)
Жук, вот левая ладошка 
(левую руку вперед)
Жук наверх полетел 
(движения глазами вверх)
И на веточку присел 
(приседают)
На носочки мы привстали 
(встают на носочки)
Но жука мы не достали 
(ходят на носочках на месте)
Хлопаем дружно: хлоп, хлоп, хлоп
 (прыжки на месте)
Чтобы улететь он смог: жжжжж. 
(Дети передвигаются по группе под музыку)

Воспитатель: Высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не навредите жучку (Дети подпрыгивают и пытаются поймать жука на веревке)

После физкультминутки дети рассаживаются за свои столы.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня удивили меня своими интересными ответами. Сколько нового вы рассказали о насекомых. Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем и заодно проверим, что вы запомнили.

Применение структуры ТЕЙК ОФ ТАЧ ДАУН (Take off – touch down)

Воспитатель: Сейчас я буду рассказывать о жизни насекомых. Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы также сидите на своих местах, если это утверждение ложное, неправильное,- вы встаете.
После каждого ложного утверждения воспитатель обращается к детям за правильным ответом. Если кто-то из ребят высказывает иную точку зрения, воспитатель мотивирует детей к размышлениям.
Воспитатель:
Вредных насекомых больше, чем полезных
У насекомых 6 ног
У насекомых не бывает усиков
Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко
Пчелы живут в муравейнике
Муравьи живут в ульях
Пчелы дают людям воск
Мухи дают мед
Насекомые питаются абсолютно всем
Муравьи и божьи коровки уничтожают вредных насекомых
Уничтожать насекомых можно
Нельзя разорять муравейники
Бабочки и пчелы опыляют растения
Стрекоза это птица
Насекомые являются пищей для других животных

Заключительная часть:
Ребята, скажите, что интересного и нового вы сегодня узнали?
Ответы детей
Вот какие вы молодцы! Мне тоже было очень интересно с вами! Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Берегите ее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: «Природа - наш дом»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгско...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: «Природа - наш дом»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: «Природа - наш дом»    Выполнила: воспитатель Сеитова Ирина Владимировна...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Природа вокруг нас».

Паспорт проекта.Название проекта: «Природа вокруг нас»Вид проекта: познавательно- исследовательский.Участники проекта:дети среднего дошкольного возраста,...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе"Природа глазами детей"

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе , постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по эко...