Родительское собрание «Развитие познавательной деятельности посредством экспериментирования»
материал (старшая группа)

Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть вас на нашей встрече.  А начнем мы ее с небольшой игры, чтобы настроиться на дружескую и непринужденную обстановку. Передавая друг другу этот маленький глобус, ответьте на вопрос: «Моя планета,… какая она?» (высказывания родителей). Спасибо большое!

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценной ориентации в окружающем мире. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям и миру.

А как же познакомить ребенка с окружающим миром?

Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

С познанием окружающего мира у детей возрастает любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в постоянных вопросах. «Всё вокруг интересно!»

А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше понять ребенка? (Ответы родителей). Давайте сейчас вместе с вами окунемся в мир детства. Я предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать с различными материалами. У вас на столах находятся крупы, нитки, макароны, лист бумаги, стакан с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, которым нужно найти применение. (Родители выполняют задание и объясняют свой опыт, в это время звучит спокойная музыка для создания эмоционального настроя).

Мы  немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу экспериментальной деятельности, ведь всё что мы сегодня делали - это эксперименты с простыми вещами, окружающими нас.

Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения.

Проведение опытов - увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребёнком - сами убедитесь! В процессе проведения эксперимента дети высказывают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы.

Есть ли у вас дома обычные вещи, с которыми можно экспериментировать? (Выслушать рассуждения родителей, похвалить их за смекалку и творчество).

Опыт с капустой. Где же прячется кочерыжка?

Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (Ответы родителей). Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

Давайте задумаемся, может какие-то из них можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился - бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса.

Однако среди родителей часто распространяется ошибка - ограничения на пути детского познания.

Представим себе следующую ситуацию: Вечер. После ужина вся семья собралась в комнате. Дочь Яна 4 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему на улице стало темно?» Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!», продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ: «Тебе что мама сказала, иди спать, или лучше книгу посмотри, которую мы тебе вчера купили».  Девочка грустная выходит из комнаты. Знакомая ситуация? Как можно было поступить маме и папе? (Выслушиваются ответы родителей).

Вы совершенно правы, есть много средств развития любознательности у детей. Даже с помощью глобуса и фонарика можно показать и объяснить ребенку смену дня и ночи.

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:

  • лёгкое дуновение ветерка;
  • запах мандаринов и новогодней ёлки;
  • ласковые лучи летнего солнца;
  • вкус лимона;
  • тёплый летний дождик;
  • представьте, что вы гладите котёнка;
  • как пахнет свежеиспеченный хлеб;
  • представьте, что вы идёте босиком по травке

Вам всё это удалось представить, потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как часть его.

Свое выступление хочется закончить изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я делал, я запомнил!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Родительское собрание "Развитие познавательных процессов через игровую деятельность"

Развитие познавательных процессов у дошкольников через игровую деятельность...

Родительское собрание : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

. Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, та...

Особенности развития познавательной деятельности посредством элементарного экспериментирования ( Экология)

Открытое  интегрированное занятие  " Путешествие капельки Капитошки"( Экология)...

Родительское собрание «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома»

laquo;Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома»...