Консультация для родителей "Добр ли ваш ребенок"
методическая разработка

Фейлер Ольга Алексеевна

Консультация для родителей "Добр ли ваш ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_dobr_li_vash_rebenok.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Добр ли Ваш ребенок?

 

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем до-

роже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый

человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у  де-

тей?

 

СМЕХ И СЛЕЗЫ.

Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет

в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он

их видит и слышит. И  – что особенно важно – отзывается на то, что видит и

слышит, и спешит на помощь.

Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у

детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.

Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному.

Одни  в  упор  не  видят  переживаний  своих  товарищей,  другие  –  замечают,  но

этим  и  ограничиваются.  Третьи  заражаются  эмоциями  сверстников:  радуются

или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые раду-

ются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвос-

хитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их при-

чину. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в

возрасте  от  3  до  7  лет  способен  сопереживать  ровесникам.  Но  к  7  годам  это

число растет.

Младшие преимущественно заражаются радостью сверстников, но редко

замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуа-

цию. Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и не-

счастья  товарищей,  но  могут  отреагировать  парадоксально.  И  лишь  старшие

дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но

и содействуют их эмоциональному благополучию.

 

 

УРОКИ ДОБРОТЫ

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она разви-

вается  постепенно  и  не  сразу  проявляется  полностью.  Доброте  ребенка  учит

взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего ма-

лыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию:

“Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Те-

бе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало.

И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, ко-

торые  способны  подвигнуть  ребенка  к  действенному  отклику  на  эмоциональ-

ный дискомфорт товарища.

Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром,

опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка

или только начинает складываться.

 

ДРУЗЬЯ ИЛИ КОНКУРЕНТЫ?

Как уже отмечалось, дошкольники 4-5 лет парадоксально отзываются на

переживания  ровесников:  радуются  их  неудачам  и  огорчаются  их  успехам.

Происходит  это  оттого,  что  детям  этого  возраста  свойственна  особая  манера

поведения.

Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкурен-

ции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в

своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыс-

кивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровес-

никами.

В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным

платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жесто-

кости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об

этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они

видят  преувеличенными  и  недостатки  своих  товарищей,  и  –  на  этом  фоне  –

свои достоинства.

Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоми-

найте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочув-

ствовал другому.

В  детском  саду  неплохо  устраивать  дни  рождения,  выставки  рисунков,

праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится

центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших ка-

чествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания.

 

ЗА СВОЙ СЧЕТ

Хорошо,  когда  ваш  ребенок  видит  переживания  других,  но  еще  лучше,

если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог

другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего

поступка.

К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды.

Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому мно-

го: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в ме-

тодике  воспитания  и  обучения  и  другие.  Вечные  спутники  детства  –  добрые

сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ре-

бячьими душами.

Не  секрет, что  многие  молодые  родители  полагают, что  в ребенке  надо

воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни.

По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают

себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная  педагогическая  позиция,  когда  доброта  противопоставляется

«агрессивным»  качествам  личности,  ошибочна  и  вредна  не  только  для  обще-

ства, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или де-

вочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчи-

вости  и  чуткости,  но  в  значительной  мере  должны  предопределяться  ими.  В

противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с

большей,  настойчивостью  и  последовательностью,  как  и  силу  воли.  И  самое

главное – воспитать доброту можно только добром.

Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье

атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нрав-

ственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что

посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители

главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле

не может быть активного или пассивного воспитания.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Веро-

ятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос чело-

веком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в

наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать,

принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и

такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у сво-

его чада.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с

поощрения за хороший поступок. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привле-

кая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай

девочку»;  «Малыш  заплакал,  подойди  и  успокой  его»;  «Дай  мальчику  свою

машинку поиграть, она ему понравилась».

Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в

которых  представлены  поучительные  рассказы.  Эти  незамысловатые  истории

помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пре-

делах его понимания.

  • Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчаст-

ное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то

удержит от ошибки.  Расскажи о  своих  добрых поступках.  Почему  ты  так  по-

ступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому

что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно

помогать им и научить их помогать другим.

  • Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
  • Милосердие –  это  помощь  слабым,  больным  и  старым.  Быть  милосердным  –

это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.

  • Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. По-

чему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботить-

ся о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хо-

рошо жилось у нас?

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

Очень  часто  малыш  в  одиночестве  смотрит  мультфильмы,  слушает  пла-

стинки  или  диски.  Обычно  после  такого  просмотра  или  прослушивания

родители не беседуют с ребенком.

О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие вы-

воды делает – неизвестно. И это плохо.

Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно прове-

сти после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из

сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-

теремок».

Обязательно обсудите с ребенком, увиденное в театре представление. Од-

ного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноцен-

ной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе?

В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев

можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

Консультация для родителей «Как дать ребенку почувствовать себя значимым?» и «Что нам мешает слышать ребенка?».

*Понаблюдайте за процессом общения педагогов с детьми, а также за детско-родительским взаимодействием. Оцените эффективность этого взаимодействия, опираясь на показатели «Как дать ребенку почув­ст...

Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"

Консультация для родителей  "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...

Консультация для родителей по БДД "Ребенок и дорога. Родитель пример для ребенка"

Консультация для родителей по БДД "Ребенок и дорога. Родитель пример для ребенка" Светоотражающие элементы для одежды....