Консультация для родителей "Добр ли ваш ребенок"
методическая разработка
Консультация для родителей "Добр ли ваш ребенок"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Добр ли Ваш ребенок?
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем до-
роже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый
человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у де-
тей?
СМЕХ И СЛЕЗЫ.
Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет
в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он
их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и
слышит, и спешит на помощь.
Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у
детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.
Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному.
Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но
этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются
или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые раду-
ются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвос-
хитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их при-
чину. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в
возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это
число растет.
Младшие преимущественно заражаются радостью сверстников, но редко
замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуа-
цию. Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и не-
счастья товарищей, но могут отреагировать парадоксально. И лишь старшие
дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но
и содействуют их эмоциональному благополучию.
УРОКИ ДОБРОТЫ
Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она разви-
вается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит
взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего ма-
лыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию:
“Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Те-
бе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало.
И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, ко-
торые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональ-
ный дискомфорт товарища.
Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром,
опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка
или только начинает складываться.
ДРУЗЬЯ ИЛИ КОНКУРЕНТЫ?
Как уже отмечалось, дошкольники 4-5 лет парадоксально отзываются на
переживания ровесников: радуются их неудачам и огорчаются их успехам.
Происходит это оттого, что детям этого возраста свойственна особая манера
поведения.
Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкурен-
ции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в
своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыс-
кивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровес-
никами.
В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным
платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жесто-
кости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об
этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они
видят преувеличенными и недостатки своих товарищей, и – на этом фоне –
свои достоинства.
Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоми-
найте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочув-
ствовал другому.
В детском саду неплохо устраивать дни рождения, выставки рисунков,
праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится
центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших ка-
чествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания.
ЗА СВОЙ СЧЕТ
Хорошо, когда ваш ребенок видит переживания других, но еще лучше,
если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог
другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего
поступка.
К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды.
Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому мно-
го: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в ме-
тодике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые
сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ре-
бячьими душами.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо
воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни.
По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают
себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется
«агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для обще-
ства, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или де-
вочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчи-
вости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В
противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с
большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое
главное – воспитать доброту можно только добром.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье
атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нрав-
ственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что
посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители
главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле
не может быть активного или пассивного воспитания.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Веро-
ятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос чело-
веком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в
наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать,
принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и
такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у сво-
его чада.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с
поощрения за хороший поступок. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привле-
кая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай
девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою
машинку поиграть, она ему понравилась».
Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в
которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории
помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пре-
делах его понимания.
- Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчаст-
ное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то
удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так по-
ступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому
что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно
помогать им и научить их помогать другим.
- Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
- Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным –
это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.
- Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. По-
чему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботить-
ся о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хо-
рошо жилось у нас?
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пла-
стинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания
родители не беседуют с ребенком.
О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие вы-
воды делает – неизвестно. И это плохо.
Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно прове-
сти после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из
сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-
теремок».
Обязательно обсудите с ребенком, увиденное в театре представление. Од-
ного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноцен-
ной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе?
В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев
можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми? В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

Консультация для родителей «Как дать ребенку почувствовать себя значимым?» и «Что нам мешает слышать ребенка?».
*Понаблюдайте за процессом общения педагогов с детьми, а также за детско-родительским взаимодействием. Оцените эффективность этого взаимодействия, опираясь на показатели «Как дать ребенку почувст...

Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"
Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...

Консультация для родителей по БДД "Ребенок и дорога. Родитель пример для ребенка"
Консультация для родителей по БДД "Ребенок и дорога. Родитель пример для ребенка" Светоотражающие элементы для одежды....
