Консультация для воспитателей: «Развитие познавательного интереса детей посредством наблюдений за природой»
консультация (старшая группа)

Балинова Марина

Данная консультация направлена на раскрытие значимости формирования у дошкольников устойчивого интереса к окружающему миру как основы их интеллектуального, эмоционального и личностного развития. В документе подчеркивается, что познавательный интерес выступает не только как средство активизации мышления и внимания, но и как внутренний мотив, побуждающий ребёнка к самостоятельному поиску знаний. Особое внимание уделяется роли развивающей предметно-пространственной среды и профессиональной позиции педагога, который должен не давать готовые ответы, а создавать проблемные ситуации, стимулировать наблюдения, экспериментирование и вопросы. Акцент на наблюдениях за природой позволяет органично соединить эмоциональное восприятие мира с первыми научными представлениями, что способствует не только подготовке к школе, но и формированию активной, любознательной и творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Развитие познавательного интереса детей посредством наблюдений за природой»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательноВ:деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Что же мы вкладываем в понятие «познавательный интерес»?

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

– первоначальный толчок к познавательному интересу;

– опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;

– своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

– средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.

Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды.Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

– увлечен изучаемым материалом;

– стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;

– проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;

– обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом!

Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:

– стимулировать каждого ребенка на их поиск,

– создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,

– организовывать поисковую деятельность,

– ставить простейшие опыты,

– формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:

– думают (анализируют, обобщают, доказывают);

– удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;

– внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;

– фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Таким образом, комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (опыт работы)

    Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирован...

Презентация опыта работы "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Данна презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года - 2014"*Все фотографии размещены с разрешения родителей....

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления у детей посредством игр и упражнений математического содержания».

Никто не будет отрицать, что для успешного усвоения программы, ребенку необходимо развитое логическое мышление....

Консультация «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. С самого рождения детей окружают различные явления живой и не живой природы. они с удовольствием играют с песком и водой,  собирают ка...

Консультация для родителей на тему: «Развитие познавательных способностей детей при наблюдении за природой весной»

Побуждать малыша отмечать весенние изменения в природе всеми органами чувств: замечать что-то интересное, прислушиваться к новым звукам, вдыхать запахи пробуждающейся жизни,  обращать внимание на...

Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей при наблюдении за природой в апреле»

Наблюдение за природой — это не только интересное времяпрепровождение, но и важный процесс для развития познавательных способностей у детей. Через наблюдения дети учат новые слова, раз...