Консультация для родителей "Игрушки для детей дошкольного возраста"
консультация
Игрушки важны для эмоционального развития ребенка. Ценность игрушки определяется ее способностью вызывать добрые чувства, а не ценой. Выбирать игрушки нужно с учетом пользы для сенсорики, интеллекта и фантазии. Обновляйте игрушки, чтобы сохранить интерес ребенка, и осторожно относитесь к старым игрушкам, хранящим особые воспоминания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игрушки для детей дошкольного возраста»
Формирование глубокого эмоционального мира ребенка невозможно представить без участия игрушек. Через игру ребенок выражает свои чувства, исследует окружающую действительность, учится строить общение и понимать самого себя. Ваши личные воспоминания о любимой игрушке подтверждают, что необязательно покупать дорогостоящие куклы или модели автомобилей. Возможно, ваша любимая игрушка была простой мягкой игрушкой, доставшейся вам от мамы, или крошечным пупсом с множеством нарядных платьиц из легких тканей.
Выбор игрушек для ребенка имеет большое значение и требует серьезного подхода. Лишь сам ребенок может определить, какая игрушка станет для него самой важной. Его предпочтения зависят от тех же внутренних мотиваций, что и выбор взрослых в дружбе и отношениях.
Каждому ребенку необходима особенная игрушка, которая позволит ему выразить свои эмоции, будь то жалобы, наказания или проявление заботы и поддержки. Такая игрушка способна стать верным спутником, облегчающим детские страхи одиночества, темноты и тревоги. Даже если ребенок сердится на нее, наказывает или временно откладывает в сторону, она снова появляется в моменты грусти, вновь обретая свое место в сердце ребенка.
Эти игрушки помогают справляться с негативными эмоциями, тревогами и сомнениями, формируют чувство защищенности и уверенности. Ребенок испытывает глубокую связь с такими игрушками, проявляющуюся в заботливом уходе, ремонте повреждений и создании новых аксессуаров.
Трудно ожидать, что столь глубокие чувства ребенок сможет испытывать к высокотехнологичной игрушке, такой как робот-трансформер, видеоигровая приставка или управляемый самолет. Скорее всего, в качестве партнера по играм дети предпочтут нечто человеческое, похожее на них самих, такое как кукла Барби, плюшевый мишка, маленький котенок или зайчик.
Прежде чем удовлетворять желания ребенка относительно покупки конкретной игрушки, стоит задуматься, действительно ли она ему необходима. У ребенка должен быть определенный набор игрушек, которые способствуют развитию сенсорного восприятия, познавательных процессов, кругозора, позволяя моделировать реальные и фантастические ситуации, имитируя деятельность взрослых.
Вот некоторые категории полезных игрушек:
1. Игрушки, отражающие реальную жизнь: Кукольная семья (включая фигуры животных), кукольный домик, мебель, кухонная утварь, автомобили, лодки, кассовые аппараты, медицинские и парикмахерские аксессуары, настенные часы, бытовая техника, школьные принадлежности, телефоны и многое другое.
2. Игрушки, позволяющие выплескивать агрессивные импульсы: Набор солдатиков, оружие, мячи, резиновые груши, воздушные подушки, резинки, прыгалки, кегли, стрелковые мишени и т.д.
3. Игрушки, стимулирующие творческое мышление и самовыражение: Конструкторы, пазлы, матрешки, алфавиты, настольные игры, головоломки, раскраски, пластилин, карандаши, мозаика, наборы для рисования, наборы для вязания, швейные материалы, разноцветная бумага, ножницы, клей и прочие принадлежности для творческого процесса.
Покупая игрушки, руководствуйтесь здравым смыслом: выбирайте игрушки осознанно, а не собирайте их бессистемно.
Игрушки, какими их представляют взрослые, часто не соответствуют ожиданиям и потребностям ребенка. Автоматически действующие или полуручные игрушки, хотя и выглядят великолепно, не отвечают основным требованиям детства. Такие игрушки не подходят для развития необходимых личностных качеств, так как они лишены интерактивности и гибкости, необходимой для формирования эмоциональных и интеллектуальных аспектов.
Детские игрушки должны способствовать развитию органов чувств: зрения, слуха, осязания. Особенное внимание следует уделить первым игрушкам младенца, которые должны быть приятными на ощупь, теплыми и удобными для изучения путем прикосновения. Идеальные игрушки для младенцев изготавливаются из мягкого материала, легко моются, не содержат острых краев и деталей, опасных для проглатывания. Яркая окраска и наличие звукового сопровождения делают их особенно привлекательными.
Для годовалых детей полезными станут пирамидки из трех-четырех элементов различного цвета, стаканчики разной величины, вкладыши и кубики. Действия с подобными предметами не только улучшают когнитивное развитие, но и дарят радость, когда малыш достигает успеха, повторяя действия взрослого. Неваляшки — еще одна прекрасная игрушка, поддерживающая координацию движений и ощущение равновесия.
Для двухлетнего ребенка важными игрушками становятся большие разноцветные мячи, крупные пирамидки, состоящие из семи-восьми частей, мягкие животные и тканевые персонажи. Полезны контейнеры и транспортные средства для хранения игрушек, помогающие формировать привычки аккуратности и ответственности. Наличие собственного игрового места и специально отведенного пространства для игрушек способствует развитию организованности и дисциплинированности.
К трем годам ассортимент игрушек существенно увеличивается. Помимо ярких и красочных предметов четких форм, появляются простые конструкторы, сборка которых осуществляется совместно с взрослыми. Процесс сборки конструктора сопровождается чувством удовлетворения и восторга, когда из отдельных фрагментов создается цельная конструкция, понятная и интересная ребенку.
В три года ребенок начинает активно вовлекаться в окружающий мир, изучая рабочие процессы, разнообразие профессий и механизмы разрешения конфликтов. Соответственно, в ролевой игре начинают преобладать сюжеты, отражающие повседневную реальность. Дети охотно выбирают темы, основанные на собственных впечатлениях, таких как семейные обязанности («дочки-матери»), работа магазина, больницы, школы и прочее. В этот период размер игрушек растет (более крупная кукла, большой медведь и т.д.).
Рекомендуется приобретать реалистичные и прочные игрушки, соответствующие бытовой среде. Сюда входят наборы для парикмахера, столовая и чайная посуда, медицинская аптечка, мебель и другие предметы, приближенные к действительности. Желание ребенка вести образ жизни, аналогичный взрослому, демонстрирует новый этап эмоционального роста и социализации.
В четыре года ролевая игра становится доминирующим занятием. Содержание игр усложняется, и многие ранее используемые игрушки утрачивают значимость, так как детская фантазия заменяет физические объекты абстрактными символами. Простой карандаш превращается в магический инструмент, зеленые листочки выступают в роли денег, рисунки на бумаге преобразуются в декоративные покрытия для квартиры. Следовательно, наиболее полезными игрушками для четырехлетнего ребенка будут функционально полезные вещи, возможно изготовленные вручную, нежели дорогостоящие и бессмысленные предметы.
К пятилетнему возрасту крупные игрушки постепенно теряют свою притягательную силу и занимают место на креслах, кроватях и шкафах. Интерес ребенка переключается на небольшие наборы, содержащие фигурки животных, солдатиков, семейных комплектов кукол. Такой переход позволяет ребенку экспериментировать с разными вариантами сценария одной и той же игры, развивать воображение и фантазию, углубляться в эмоциональный мир.
Шестилетним детям становятся ближе и привлекательнее не традиционные игрушки, а наборы, способные стимулировать творчество и обучение новым навыкам. Среди таких подарков могут оказаться необычные конструкторы, модели самолетов и кораблей, качественные маркеры и наборы для настольных игр, разборные роботы-трансформеры, комплекты для занятий шитьем и вязанием. Шестилетние дети получают особое удовольствие от создания поделок собственноручно, особенно если они предназначены для подарка другому человеку. Родители должны поддерживать любые попытки ребенка заняться рукоделием, лепкой, конструированием, ведь это способствует развитию упорства, сосредоточенности и готовности приносить пользу обществу.
Магазины игрушек постепенно отходят на второй план, уступая место отделам с канцтоварами, стройматериалами, аксессуарами для творчества. Подросток сам готовится к следующему жизненному этапу, связанному с учебой и новыми обязанностями.
Когда ребенок подрастает, он самостоятельно решает судьбу старых игрушек. Ни в коем случае нельзя принуждать его выбрасывать старые или поврежденные игрушки. Для ребенка каждая из них символизирует важный этап его развития, несет приятные воспоминания и ассоциируется с положительными эмоциями. Психологически правильным решением будет реставрация таких игрушек и передача их младшим детям или нуждающимся семьям.
В школьные годы дети осваиваются с новыми формами активности, основанными на движении и командных занятиях. Игры на свежем воздухе, такие как футбол, прыжки через скакалку, хоккей, ловушки и другие подвижные игры становятся основными развлечениями школьников. Участвуя в коллективных играх, ребенок приобретает ценные навыки коммуникации, взаимопонимания, сотрудничества и уважения чужих побед.
Важно регулярно обновлять коллекцию игрушек вашего ребенка. Если вы заметили, что он перестал брать в руки определенную игрушку, вероятно, она потеряла свою актуальность. Скройте такую игрушку на время, а позже верните ее обратно. Ее возвращение вызовет свежий всплеск интереса и эмоционального отклика у ребенка.
Еще один полезный совет касается походов в магазин игрушек. Старайтесь не посещать специализированные магазины игрушек слишком часто, особенно если там представлены современные и дорогостоящие товары. Ведь вид множества блестящих, но труднодоступных вещей вызывает у ребенка разочарование и негативные эмоции. Пусть посещение магазинов с игрушками останется приятным событием, которое принесет радость вашему ребенку, если вы заранее решили порадовать его подарком.
Действительно, существует мудрая народная пословица: «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это верно, однако согласитесь, насколько приятно получать забавные сувениры от знакомых и друзей даже во взрослом возрасте!
Поэтому старайтесь дарить подарки вашим детям не только в дни рождения и праздники, но и просто так, в знак вашей доброты и теплого отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту
Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться. Доступность и полезность игр и спо...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"
Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...
консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...
Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"
Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....
Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""
Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,
Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...
