Родительское собрание на тему: «Как организовать в семье экспериментальную деятельность детей»
материал
Повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей к познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Как организовать в семье экспериментальную деятельность детей»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей;
-активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей;
- способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.
Форма проведения: круглый стол.
Методы: выступление воспитателя по теме, дискуссия, игровая программа, рефлексия.
План работы:
1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.
2. Дискуссия «Шляпа вопросов».
3. Выступление воспитателя: «Как и зачем развивать любознательность?»
4. Игровая программа «Взрослые и дети»
5. Памятка для родителей «Как грамотно отвечать на детские вопросы».
6.Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.
Тема нашего собрания - «Как организовать в семье экспериментальную деятельность детей»
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Проведение опытов направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму – гласит китайская поговорка.
2. Дискуссия «Шляпа вопросов». Приложение 1
(родителям предлагаются вопросы, листочки с вопросами складываются в шляпу)
- Что такое экспериментирование?
(Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата)
- Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
(Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения)
- Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
( Вы правильно подметили, что родителям необходимо: во-первых, самим быть любознательными. Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка. В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований. В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения. В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
- Как вы считаете тесно ли связаны любознательность и познавательная активность? (да)
- В какой период детства проявляется любознательность?
а) с рождения до года
б) с года до 3-х лет
в) с 3-х лет до 7
г) на протяжении всего детства
- Зависит ли направленность познавательных интересов от его пола? (да)
- Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.
3. Выступление воспитателя: «Как и зачем развивать любознательность?»
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.
Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!
Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В работе при экспериментировании важно использовать такие педагогические позиции, как:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);
- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);
- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.
Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослого. В результате анализа, дети выдвигают предположения о возможном течении явления и его причинах. Родителям следует выслушать все предположения ребенка.
Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Роль родителей в этом случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.
Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.
Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека, и т.д.
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Поэтому как можно больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.
4. Игровая программа «Взрослые - дети»
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
В.: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
(ответы родителей)
В.: Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
Во-первых, самим быть любознательными.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.
(Родители по подгруппам выполняют задание)
«Волшебные краски» (Смешивание цветов)
В.:У вас на столах стоят несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей.
В.: Ложкой добавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее.
В.: А теперь я предлагаю вам смешать две краски. Как вы думаете: «Если к синей добавить желтую, то какая краска получится?(зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски, то какой цвет получите в результате? (фиолетовая)
Рисование на мокром листе
В.: Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
5. Памятка для родителей «Как грамотно отвечать на детские вопросы».
Приложение 2:
Вопросы ребенка отражают глубокую жизненную потребность: они служат своеобразным выражением умственного голода, первыми искрами самостоятельной живой мысли ребенка. Взрослые должны с большим вниманием относиться к вопросам детей, для того чтобы из вспыхнувшей искры разгорелось яркое пламя.
Уважаемые родители! Некоторые детские вопросы заставляют вас краснеть и увиливать от ответа. Подобное поведение взрослых некорректно, так как отвечать на детские вопросы нужно обязательно. Но то, насколько полноценно и терпеливо взрослые будут отвечать на них, напрямую влияет, во – первых, на их оценку взрослого в качестве внушающего доверия источника информации, а, во –вторых, на то, насколько охотно дети будут обращаться к взрослым за объяснением в последующем.
При ответе, придерживайтесь 10 основных правил:
1. Если вы не знаете, что сказать, сообщите своему ребенку, что вам нужно подумать, и вы дадите ответ немного позже.
2. Ребенок в любом случае будет пытаться узнать правду и не получив ответа, может замкнуться в себе, отстраниться, обидеться.
3. Есть большая вероятность, что может придумать свой вариант ответа, не являющийся истиной, что исказит его представление о реальном положении вещей.
4. Чтобы ребенок рос в атмосфере доверия, не нужно ему ВРАТЬ!
5. Также не стоит создавать запретных тем и одергивать ребенка.
6. Игнорировать и отмахиваться от детских вопросов опасно: можно убить всякий интерес к познанию окружающего мира, а также доверие к родителям, как к источнику информации.
7. Ваши ответы не должны быть лаконичными, а не долгими и заумными, иначе у ребенка отобьется желание спрашивать Вас снова.
8. Помните, что иногда детям достаточно простых, но четких ответов.
9. Не отвечать вопросом на вопрос.
10. Не надо ругать ребенка, если вопрос, кажется на взгляд взрослого человека, глупым или «неприличным» или просто не нравится взрослому.
И самое главное, при любом детском вопросе, даже том, который вас ошеломляет, нужно сохранять спокойствие и уверенность в себе.
Ребенок не должен понять, что вопрос странный и неуместный. При любых ситуациях, ответ должен быть по возможности максимально правдивым!
6. Заключительная часть: Подведение итогов работы круглого стола.
Вручение памятки для родителей «Как грамотно отвечать на детские вопросы».
игра-рефлексия «Выбери свой цвет».
Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.
Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;
Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;
Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно»
Приложение 1:
Дискуссия «Шляпа вопросов».
- Что такое экспериментирование?
- Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
- Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
- Как вы считаете тесно ли связаны любознательность и познавательная активность? (да)
- В какой период детства проявляется любознательность?
а) с рождения до года
б) с года до 3-х лет
в) с 3-х лет до 7
г) на протяжении всего детства
- Зависит ли направленность познавательных интересов от его пола? (да)
- Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
Приложение 2:
Памятка для родителей
«Как грамотно отвечать на детские вопросы».
Уважаемые родители!
Некоторые детские вопросы заставляют вас краснеть и увиливать от ответа. Подобное поведение взрослых некорректно, так как отвечать на детские вопросы нужно обязательно. Но то, насколько полноценно и терпеливо взрослые будут отвечать на них, напрямую влияет, во – первых, на их оценку взрослого в качестве внушающего доверия источника информации, а, во –вторых, на то, насколько охотно дети будут обращаться к взрослым за объяснением в последующем.
При ответе, придерживайтесь 10 основных правил:
1. Если вы не знаете, что сказать, сообщите своему ребенку, что вам нужно подумать, и вы дадите ответ немного позже.
2. Ребенок в любом случае будет пытаться узнать правду и не получив ответа, может замкнуться в себе, отстраниться, обидеться.
3. Есть большая вероятность, что может придумать свой вариант ответа, не являющийся истиной, что исказит его представление о реальном положении вещей.
4. Чтобы ребенок рос в атмосфере доверия, не нужно ему ВРАТЬ!
5. Также не стоит создавать запретных тем и одергивать ребенка.
6. Игнорировать и отмахиваться от детских вопросов опасно: можно убить всякий интерес к познанию окружающего мира, а также доверие к родителям, как к источнику информации.
7. Ваши ответы не должны быть лаконичными, а не долгими и заумными, иначе у ребенка отобьется желание спрашивать Вас снова.
8. Помните, что иногда детям достаточно простых, но четких ответов.
9. Не отвечать вопросом на вопрос.
10. Не надо ругать ребенка, если вопрос, кажется на взгляд взрослого человека, глупым или «неприличным» или просто не нравится взрослому.
И самое главное, при любом детском вопросе, даже том, который вас ошеломляет, нужно сохранять спокойствие и уверенность в себе.
Ребенок не должен понять, что вопрос странный и неуместный. При любых ситуациях, ответ должен быть по возможности максимально правдивым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: Феликсологическое воспитание в семье или как воспитать счастливого ребёнка?
Родительское собрание на тему:Феликсологическое воспитание в семье или как воспитать счастливого ребёнка? С использованием инновационных технологий «Педагогическая студия» Суть студийных занятий (stu...
Родительское собрание на тему:"Трудовое воспитание в семье"
В данном материале описывается как приобщить ребенка дошкольного возраста к труду....

Родительское собрание по теме "Нравственные отношения в семье и в детском саду"
Собрание проводится в форме творческой лаборатории.Моя задача как заведующей вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям ...
Доклад на родительском собрании на тему: "Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала".
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов де...

Родительское собрание "Развитие мышления у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность"
Данный методичский материал может использоваться педагогами ДОУ для организации совместной работы с родителями и детьми....

2020г. Презентация к родительскому собранию на тему : Интерактивное ток-шоу «Театрально игровая деятельность ,как средство развитие творческих способностей детей»
Мастер класс для детей по обучению сценическому перевоплощению...

Сценарий родительского собрания на тему: " Сенсорное развитие в семье детей возраста 4-5 лет"
Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей возраста 4-5 лет....
