родительское собрание. "Психологическая готовность к школе"
материал (подготовительная группа)

Скворцова Наталья Юрьевна

Квиз-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_-_psihgotovnost_k_shkole.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

        Квиз для педагогов и родителей:

«Старт к Успеху: Психологическая Готовность Ребенка к Школе»

Материал и оборудование:

  1. Приветствие и представление темы. ( 1 мин)

Лена: Дорогие педагоги и уважаемые родители! Добро пожаловать на наш увлекательный квиз! Сегодня мы проведем увлекательную викторину, посвященную важной теме — психологической готовности детей к школе.

Наташа: Школа – это новый, важный этап в жизни каждого ребенка, и чтобы этот старт был максимально успешным и радостным, необходимо позаботиться не только о знаниях, но и о психологической готовности малыша.

Знакомство с компонентами: (1 мин)

Лена: Что такое психологическая готовность к школе? Это не просто умение читать и писать. В нее включается 4 основных компонента:

  • Интеллектуальная готовность: (внимание, память, мышление, речь), умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Коммуникативная готовность: Умение общаться, контролировать свои эмоции.
  • Эмоционально-волевая готовность: Умение концентрироваться, доводить начатое до конца, преодолевать трудности, контролировать свои импульсы.
  • Мотивационная готовность: Желание учиться.


2.Знакомство с участниками игры. (1 мин)

Участники игры делятся на 2 команды: класс А и класс Б. За каждое правильно выполненное задание команде полагается балл.

  1. Игра «Дерево»

Мы решили сравнить подготовку детей к школе с деревом. Посмотрите и скажите, что самое важное в дереве? Что, по вашему мнению, является фундаментом, опорой дерева (корни). Чтобы дерево росло и развивалось, необходим мощный ствол, выдерживающий крону. У каждого на столе лежат листочки, на которых написаны, составляющие готовности к школе. Ваша задача подумать и разместить эти компоненты на дереве, так как вы считаете. Предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

Память, Развитие мелких движений, Развитие крупных движений, Мышление, Произвольное поведение (способность ребёнка планировать, управлять и оценивать свое поведение, Счет, Внимание, Положительное отношение к школе. После выполнения ведущие представляют участникам дерево «Готовность к школе»

  1. Вопрос ответ.

Ведущий. Ваша задача отвечать быстрее другой команды, а главное правильно.  

  1. Сколько времени в день ребенок должен играть в компьютер или планшет? (от 1до 3 часов)
  2. Сколько часов составляет здоровой сон ребенка 6-7 лет? (9,5)
  3. Какие произведения должен знать ребенок к 1 классу

(Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». 

А. С. Пушкин — «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

Д. Н. Мамин-Сибиряк — «Серая шейка»;

Л. Н. Толстой — «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Три товарища»;

Н. Носов — «Живая шляпа», «Заплатка», «Затейники»;

М. М. Зощенко — «Ёлка»;

В. Катаев — «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»;

П. П. Бажов — «Серебряное копытце»;

М. Пришвин — «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб»;

В. Бианки — «Как муравьишка домой собирался», «Аришка-трусишка», «Кто чем поёт?».

  1. Сколько времени в день ребенок должен уделять учебным занятиям или подготовке к школе? Для первоклассника рекомендуется уделять учебным занятиям и подготовке к школе около 1–2 часов в день. Важно сочетать учебное время с отдыхом и игровыми занятиями, чтобы сохранить интерес и избежать переутомления.
  2. Сколько раз в день ребенок должен есть основные приёмы пищи? (3 раза — завтрак, обед, ужин)
  3. Сколько времени в день рекомендуется для прогулки и активных игр на свежем воздухе у детей 6-7 лет? (не менее 2 часов)
  4. В какой возрастной категории рекомендуется приучать ребенка к самостоятельности (например, собирать игрушки, одеваться)? (с 4 лет)
  5. Сколько времени в день у ребенка должно быть для отдыха и спокойных занятий, таких как чтение или рисование? (около 1 часа)
  6. Какое количество времени считается оптимальным для просмотра телевизора или видео для детей 6-7 лет? (не более 1 часа)
  7. Сколько времени в день взрослые должны посвящать взаимодействию с ребёнком, например, чтению или играм? (около 1 часа)
  8. На ваш взгляд, обязательно ли ребенок учится читать и писать самостоятельно, чтобы начать школу? (Не обязательно, чтобы ребенок владел всеми навыками заранее. Важнее — его желание и подготовленность к учению)
  9.  В каком возрасте рекомендуется начать обучение чтению и письму перед школой? Обычно обучение основам начинается в возрасте 5-6 лет, когда у ребёнка формируется интерес к буквам и звукам. В 3-4 года можно знакомить с буквами в игровой форме, но обязательной подготовкой считается возраст 5-6 лет.
  10. Чем полезен шоколад для ребенка? Стимуляция работы мозга. Укрепление нервной системы.
  11. «ЖВАЧКА» РАЗДРАЖАЕТ СЛИЗИСТУЮ. ЖЕЛУДКА. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Реальность
  12. СОГЛАСНО ГОСТУ ВЕС ПОРТФЕЛЯ ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ? Не более 1 кг без содержимого 
  13. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей Оон? Конвенция о правах ребенка
  14. Сколько ребенку обязательно нужно закончить классов в российской школе? 9
  15. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? Правом и обязанностью
  16. Какое расстояние должно быть от глаз до экрана компьютера? 50-70 см
  17. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? с 3х лет


3.Ассоциация.

Команде дается слово. Участники объясняют его, не используя однокоренные слова и синонимы, чтобы другой участник мог его угадать. Задача — описать слово через признаки, ассоциации или описание, избегая слов, прямо связанных с исходным термином одним корнем. То есть, нужно передать смысл слова с помощью чужих слов, описаний, ассоциаций или характеристик, избегая слов, связанных с исходным термином одним корнем. (слова для команд Ученик, директор, двоечник, отличник)

4. Рисунок ребенка. Кто больше всего назовет не правильных чего-то там, тот и получает балл.

5. Ну и напоследок мы много говорили о готовности ребенка к школе. А теперь хочется поговорить готовы ли уважаемые родители отдать свое чадо в школу? Предлагаем пройти не большой тест.


Тест готовность родителя к школе.

Тест: Готовы ли вы отпустить своего первоклассника в школу?

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Когда ваш ребенок говорит, что хочет пойти в школу, вы:

А) Радуетесь, потому что, наконец, можно спокойно попить чай.

Б) Поручаете ему выбрать одежду самому — это важно, правда?

2. В первый день школы вы:

А) Уже не можете дождаться, чтобы услышать, как прошел день.. или хотя бы узнать, что он жив-здоров.

Б) Хватаетесь за сердце, переживая, чтобы все прошло хорошо.

3. Когда ваш ребенок приносит первый контрольный лист с оценками, вы:

А) Счастливы, будто выиграли главный джек-пот.

Б) Настроены терпеливо объяснять, что главное — учиться, а не оценки.

4. Ваш главный тревожный вопрос:

А) Почему учитель так хорошо умеет располагать ребенка к учебе, а у вас что-то не получается?

Б) Когда наступит тот день, когда мы наконец сможем спокойно оставить ребенка в школе и уйти?

5. Ваша реакция, когда ребенок со школьной площадки говорит: «Я люблю школу!»

А) Внутренне радуетесь, хотя скрываете слезы счастья.

Б) Задаете множество вопросов о том, что и как его там учили и делали.

6. Вы представляете себе, как будете объяснять бабушке, что ваш ребенок уже «дорос» до школы?

А) Легко, потому что уверены: все знают, что без школы — никак!

Б) Хороший повод устроить бабушке заслуженный отдых.

7. В финале:

А) Вы уже подготовили все учебники, ранец спортивную форму, чтобы отправить ребенка в первый класс.

Б) Вы перед зеркалом проверяете, не забыл ли он все самое важное — свое хорошее настроение.


Квиз состоит из нескольких раундов, каждый из которых посвящен одному из компонентов психологической готовности. Время на раунд 5 минут. Вас ждут:

  • Вопросы: Проверьте свои знания о развитии детей и особенностях подготовки к школе.
  • Ситуации: Проанализируйте предложенные ситуации и предложите оптимальные решения.
  • Игры и упражнения: Попробуйте себя в роли ребенка и оцените, насколько легко ему будет справляться с предложенными заданиями.

        Категория 1: Коммуникативная готовность

Вопрос № 1: Какой навык является основным для успешного общения ребенка с одноклассниками и учителями?

Ответ: Умение слушать и выражать свои мысли.

Вопрос № 2: Какое значение имеет игра в развитии коммуникативных навыков у детей?

Ответ: Игра способствует развитию социальных навыков, учит взаимодействовать с другими и решать конфликты.

Вопрос № 3: Как вы можете помочь ребенку развить навыки общения с другими детьми?

Ответ: Регулярно организуйте игры с другими детьми, поощряйте участие в групповых занятиях и обсуждениях.

Вопрос № 4 - Ситуация: Ваш ребенок стесняется говорить с новыми людьми. Как вы можете помочь ему преодолеть этот страх?

Ответ: Проводите ролевые игры, где он сможет практиковаться в общении, и хвалите его за каждую попытку.

Вопрос № 5: Игра «Угадай слово» Первый игрок читает слово на выбранной карточке. Он должен объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем речь; второй игрок объясняет третьему и т.д.  Чья команда быстрее?

Категория 2: Интеллектуальная готовность

Вопрос № 1: Какие навыки считаются основными для интеллектуальной готовности ребенка к школе?

Ответ: Умение считать, читать, а также логическое мышление и решение задач.

Вопрос № 2: Как родители могут способствовать развитию интеллектуальной готовности у своего ребенка?

 Ответ: Чтение книг, решение головоломок, игры на развитие логики и памяти.

Вопрос № 3: Какие игры и занятия могут помочь развить логическое мышление у ребенка?

Ответ: Пазлы, настольные игры, конструкторы и задачи на логику.

Вопрос № 4 - Ситуация: Ребенок не хочет заниматься домашними заданиями. Как вы можете его замотивировать?

Ответ: Установите режим занятий, делайте перерывы и поощряйте его за достижения.

Вопрос № 5. Игра-упражнение: «Найди отличия»

Инструкция: Участникам предлагается пара картинок с небольшими отличиями. Задача – как можно быстрее найти все отличия.

Обсуждение: После выполнения упражнения ведущий задает вопросы:

  • Что помогало вам сосредоточиться на задании?
  • Какие стратегии вы использовали для поиска отличий?
  • Как можно использовать подобные упражнения для развития внимания у детей?

Категория 3: Эмоционально-волевая готовность

Вопрос № 1: Что включает в себя эмоционально-волевая готовность ребенка к школе?

Ответ: Умение контролировать свои эмоции, проявлять настойчивость и выдержку.

Вопрос № 2: Как родители могут помочь ребенку развить эмоционально-волевую готовность?

Ответ: Обсуждение эмоций, поддержка в трудных ситуациях и обучение методам саморегуляции.

Вопрос № 3: Как научить ребенка справляться с разочарованием?

Ответ: Обсуждайте с ним, что не всегда все получается с первого раза, и учите его искать альтернативные решения.

Вопрос № 4 - Ситуация: Ребенок расстроен из-за неудачи в игре. Как вы можете поддержать его?

Ответ: Успокойте его, обсудите, что он чувствует, и предложите попробовать снова, подчеркивая важность процесса, а не только результата.

Вопрос № 5: Игра-упражнение: «Эмоциональный словарь» Участникам предлагается список эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление, обида и т.д.). Для каждой эмоции нужно придумать ситуацию, в которой она может возникнуть у ребенка в школе, и предложить способ, как можно справиться с этой эмоцией.

Категория 4: Мотивационная готовность

Вопрос № 1: Что такое мотивационная готовность к школе?
Ответ: Это желание учиться, интерес к новым знаниям и стремление к успеху.


Вопрос № 2: Какие факторы могут способствовать формированию мотивационной готовности у ребенка?

Ответ: Позитивное подкрепление, создание интересной и увлекательной учебной среды, а также вовлечение ребенка в процесс выбора тем для изучения.

Вопрос № 3: Как можно повысить мотивацию ребенка к обучению?
Ответ: Создайте положительную атмосферу для обучения, устанавливайте конкретные цели и поощряйте его за достижения, даже если они небольшие.

Вопрос № 4 - Ситуация: Ребенок не проявляет интереса к учебе и предпочитает играть. Как вы можете изменить его отношение к учебному процессу?
Ответ: Попробуйте связать учебу с его увлечениями, например, используя игровые элементы в обучении или показывая, как знания могут помочь ему в любимых занятиях.

Вопрос № 5

Пока подсчитываются баллы, проведем тест на выявление личности качеств детей. Данный тест Вы можете проводить со своими детьми дома.  Тест называется «Рисунок в квадрате».

(буклеты-памятки)


5. Рефлексия

6. Подведение итогов.

Подсчет баллов: Определение команды-победителя

Награждение: Символические призы или грамоты для победителей и участников.

Заключительное слово: Благодарность участникам за активное участие и стремление к развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...

Презентация к родительскому собранию "Психологическая готовность в школе"

Презентация, как дополнение к моему родительскому собранию на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе"....

Конспект родительского собрания «Психологическая готовность детей 6-7 лет к школе в соответствии с ФГОС ДО»

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.»Л.А.Венгер(психолог)....

Родительское собрание "психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация на родительском собрании(подготовительная группа) Тема: Психологическая готовность ребенка к школе...

Общее родительское собрание "Психологическая готовность к школе"

Общее родительское собрание на тему "Психологическая готовность к школе"...

Родительское собрание «психологическая готовность ребенка к школе в соответствии с ФГОС».

Цели: сформировать представление о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Ход собрания: Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок б...

Презентация к родительскому собранию «Психологическая готовность в школе»

Презентация для родителей подготовительных групп детского сада: «Психологическая готовность в школе»...