Художественная литература
картотека (средняя группа)

Макарова Кристина Викторовна

Художественная литература. Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_literatura.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-5лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

1. формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

2. обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

3. учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

4. помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

5. помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их.

6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

7. помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Перечень детской художественной литературы

для средней группы, рекомендованной к чтению:

Русские народные и зарубежные сказки:

  1. «Про Иванушку - дурачка» русская народная, в обр. М.Горького;
  2. «Лисичка – сестричка и волк» русская народная в обр. М. Булатова;
  3. «Зимовье» русская народная в обр. И.Соколова - Микитова;
  4. «Привередница» русская народная в обр. В.Даля;
  5. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого;
  6. «Лиса и козёл» русская народная в обр. О. Капицы;
  7. «Лисичка со скалочкой» русская народная в обр. М. Булатова;
  8. «Жихарка» русская народная в обр. И. Карнауховой;
  9. «Чудесные лапоточки» русская народная в обр. Н. Колпаковой;
  10. «Война грибов с ягодами» русская народная в обр. В.Даля;
  11. «Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная в обр. О. Капицы;
  12. «Лиса – лапотница» русская народная в обр. В.Даля;
  13. «Хитрая лиса» корякская;
  14. «Страшный гость» алтайская;
  15. «Пастушок с дудочкой» уйгурская;
  16. «Три брата» хакасская;
  17. «Травкин хвостик» эскимосская;
  18. «Как собака друга искала» мордовская;
  19. «Колосок» украинская;
  20. «Три поросёнка» английская;
  21. «Врун», «Ивовый роток» японская;
  22. «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого),
  23. «Хвосты», «Снегурочка» (в обр. Л.Н. Елисеевой),
  24. «Пастушья дудочка»,
  25. «Коза-дереза»
  26. «У страха глаза велики» (в обр. М.М. Серовой),
  27. «Гуси-лебеди»,
  28. «Лиса и журавль» (рис. Рачева),
  29. «Два жадных медвежонка» (венг.),
  30. «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.)

Авторские сказки:

33. В.Г. Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Разные колёса», «Мешок яблок»;

34. В.В. Бианки. «Лесной колобок-колючий бок»;

35. К.И. Чуковский. «Доктор Айболит»;

36. С.Л. Прокофьева. «Великие холода», «Сказка о грубом слове «уходи»»; 37. Н.К. Абрамцева. «Чудеса, да и только», «Новогодние подарки»;

38. Т.И. Александрова. «Хрюшка и Чушка»;

39. М.С. Пляцковский. «Как щенок Тявка учился кукарекать»;

40. С.Г. Козлов. «Зимняя сказка», «Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали Новый год»;

41. сказки Г.Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста»;

42. .В. Заходер. «Ма-Тари-Кари», «Русачок»;

43. А.А. Усачев. «Про умную собачку Соню»;

44. Б. Поттер. «Сказки о кролике Питере» (англ.);

45. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим»,

46. А. Прейсен. «Веселый Новый год» (норв.);

47. Д.Дональдсон «Груффало»;

48. «Заяц и ёж», «Бременские музыканты» бр. Гримм;

49. «Красная шапочка» Ш.Перро;

Поэтические произведения классиков:

#1050;.Д.Бальмонт «На иве распустились почки» (отравок из стихотворения «Россия»);

2. А. Фет « маленькое солнце»,

3. В.А. Жуковский «Птичка»,

4. А.Н. Плещеев «Сельская песенка»,

5. И.З. Суриков «Зима»,

Произведения современных детских поэтов:

6. А.Л. Барто. «Игра в стадо», «Жил на свете самосвал», «Игра в стадо», «Девочка-ревушка»;

7. Л.В. Зубкова. «Лаповички»;

8. С.Н. Михалков. «Дядя Степа – милиционер»;

9. В.Д. Берестов. «Новогоднее происшествие»;

10. В.В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;

11. Д.И. Хармс. «Иван Иваныч Самовар»;

12. К.И. Чуковский. «Федорино горе», «Радость», «Чудо-дерево» (рис. Коношевича»;

13. С.Я. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», «Почта», «Перчатки»;

14. А.А. Усачев. «Поливальная машина»;

15. Э.Н. Успенский. «Разноцветная семейка» и др.

Проза:

1. Рассказы о природе: В.Р. Зотов. «Дятел», «Заяц-беляк»;

2. Н.И. Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»;

3. И.С. Соколов-Микитов. «Белка»;

4. Г.Я. Снегирев. «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Бобровая хатка», «Скворец»;

5. Н.И. Сладков. «Отчаянный заяц», «Весенние ручьи», «Гнездо»;

6. В.В. Бианки. «Мишка Башка».

Рассказы о детях:

7. Н.Н. Носов. «Затейники», «На горке»;

8. М.М. Зощенко. «Глупая история», «Острое поросячье заболевание»;

9. С.Г. Георгиев. «Три снеговика»,

10. Е.А. Пермяк. «Как Маша стала большой»,

11. М. Потоцкая. «Барсундук» и пр.

Малые формы фольклора: колыбельные, заклички, прибаутки, народные песенки, заклички, загадки, потешки.

Произведения для чтения с родителями дома: Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»; А.А. Усачев. «Про умную собачку Соню»;

Б. Поттер « Сказки о кролике Питере» (англ.);

Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....