Адаптация ребенка к детскому саду
материал
Советы родителям по адаптации ребенка к ДОУ.
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.
2. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.
3. Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.
4. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.
5. Дома проговаривайте с ребёнком все режимные моменты, которые будут происходить с ним в ДОУ: «Мы придём в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду». Благодаря таким разговорам ребёнок привыкает к определённой последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, всё это упорядочивает его нарушенную жизнь.
6. Не отучайте ребёнка от вредных привычек в период адаптации.
7. Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.
8. На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест (цирк, театр…), сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребёнка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягает и без того перегруженную психику ребёнка.
9. Будьте терпимы к капризам ребёнка. При явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребёнка дома.
10. Эмоционально поддерживайте ребёнка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.
11. Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребёнка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учётом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии матери и реагируют на них изменением поведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 327.36 КБ |
Предварительный просмотр:
По длительности выделяют три вида адаптации:
Лёгкая адаптация: от 10 до 25 дней
У ребёнка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть.
Настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.
Отношения к близким взрослым не нарушается, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным.
Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.
К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Ребёнок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.
Адаптация средней тяжести: от 25 до 60 дней
Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.
Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным.
Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.
Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.
Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель.
Адаптация тяжёлой степени: более 60 дней
Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.
Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.
Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет.
Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ.
Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное, лишённое практического взаимодействия.
Отношение к детям: избегает общения, сторонится или проявляет агрессию.
Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.
Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.
Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он справится со всеми трудностями, придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.
Некоторые проявления, на которые стоит обратить внимание родителям:
В этот период ребёнку могут быть свойственны:
- эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым игрушкам и занятиям;
- речь может «вернуться» на несколько месяцев назад, и это относится не только к речи. Ребёнок вдруг начинает демонстрировать то поведение, которое было у него год назад. Не стоит проявлять особого беспокойства по этому поводу, а тем более бранить и стыдить ребёнка. В состоянии тревоги нам всем частенько хочется побыть детьми, как бы спрятаться от проблем, уйти туда, где было безопасно и комфортно.
- повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребёнка.
Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребёнку.
Все вышеперечисленные признаки являются наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребёнка вне зависимости от его и нашего с Вами желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться, и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны у каждого отдельного ребёнка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.
Признаки невротических реакций в период адаптации:
- рвота;
- повышенное пристрастие к личным вещам;
- наличие страхов;
- неуправляемое поведение;
- стремление спрятаться от взрослых;
- истерические реакции;
- тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;
- сосание пальца, появление подёргивания части лица или тела;
- недержание мочи или кала, как днем, так и ночью;
- выщипывание волос, бровей, ресниц, расчесывание отдельных участков тела до крови.
Если Вы обнаружили хотя бы 1-2 из перечисленных симптомов у Вашего ребёнка, НЕМЕДЛЕННО обратитесь к детскому НЕВРОЛОГУ!
Данные эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания, участия, отношения к проблемам ребёнка в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации - явление не уникальное и даже типичное. Адаптация ребёнка к условиям ДОУ не простой, иногда длительный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.
Советы родителям по адаптации ребенка к ДОУ.
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.
2. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.
3. Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.
4. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.
5. Дома проговаривайте с ребёнком все режимные моменты, которые будут происходить с ним в ДОУ: «Мы придём в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду». Благодаря таким разговорам ребёнок привыкает к определённой последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, всё это упорядочивает его нарушенную жизнь.
6. Не отучайте ребёнка от вредных привычек в период адаптации.
7. Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.
8. На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест (цирк, театр…), сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребёнка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягает и без того перегруженную психику ребёнка.
9. Будьте терпимы к капризам ребёнка. При явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребёнка дома.
10. Эмоционально поддерживайте ребёнка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.
11. Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребёнка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учётом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии матери и реагируют на них изменением поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...


![D:\ПСИХОЛОГ ДОУ № 7\РИСУНКИ\1 картинки\Рисунок222[1].jpg](/sites/default/files/docpreview_image/2025/11/15/adaptatsiya_rebenka_k_detskomu_sadu.docx_image1.jpg)