Консультация для родителей "Подготовка к школе"
классный час

Кузнецова Анна Васильевна

Консультация о том, как снять тревожность родителей по поводу подготовки к школе, переориентировать их с академических знаний на развитие ключевых психологических и социальных навыков через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Скоро в школу! Играем, готовимся, не торопимся»

Целевая аудитория: Родители детей подготовительной группы (6-7 лет).

Форма проведения: Интерактивный практикум с элементами игры и дискуссии.

Продолжительность:1 – 1,5 часа.

Цель: Снять тревожность родителей по поводу подготовки к школе, переориентировать их с академических знаний на развитие ключевых психологических и социальных навыков через игру.

1. Вступление: "Не Страшилка, а Приключение" (10 минут)

· Приветствие и создание атмосферы. Включить легкую фоновую музыку. Столы расставлены для работы в мини-группах.

· Метафора: "Уважаемые родители, представьте, что первый класс — это не экзамен, на который мы ведем ребенка, а увлекательное путешествие. Сегодня мы соберем не «тревожный чемоданчик» из страхов, а «рюкзак путешественника», наполненный полезными инструментами, которые помогут нашему исследователю быть успешным и счастливым в пути".

· Опрос-разминка: "Давайте за одну минуту назовем ассоциации со словом «подготовка к школе»." (Родители называют: буквы, цифры, чтение, стресс, ответственность и т.д.). Ведущий фиксирует на флипчарте, разделяя на две колонки: "Знания" и "Навыки/Эмоции". Скорее всего, колонка "Знания" будет перевешивать. Это станет отправной точкой.

2. Мини-лекция: "3 кита успешного первоклассника" (15 минут)

Рассказать кратко и емко о главном. Использовать слайды или картинки.

· Кит 1: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (Не "знает", а "умеет думать")

· Что это? Развитие высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.

  · Почему важно? Ребенок, умеющий сосредотачиваться, запоминать инструкцию и находить нестандартные решения, справится с любой программой.

  · Не "проходим дроби", а "делим яблоко на всех членов семьи поровну".

· Кит 2: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ (Хозяин своих чувств)

  · Что это? Умение управлять своими эмоциями, доводить начатое до конца, справляться с неудачами, понимать инструкции "надо" и "нельзя".

  · Почему важно? Школа — это постоянное взаимодействие с правилами и чужими людьми. Без этой основы даже самый умный ребенок не сможет учиться.

  · Не "сиди смирно 30 минут", а "давай вместе сложим этот сложный пазл, я помогу, если будет трудно".

· Кит 3: СОЦИАЛЬНЫЙ (Друг, а не соперник)

  · Что это? Умение общаться со сверстниками и взрослыми, договариваться, работать в команде, просить о помощи и отстаивать свои границы.

  · Почему важно? Школьная жизнь — это жизнь в коллективе. Конфликты и новые знакомства неизбежны.

  · Не "не давай никому списывать", а "как думаешь, как мы можем вместе решить эту задачу?".

Вывод: Наша главная задача — укреплять этих "китов", а не натаскивать на энциклопедические знания.

3. Практикум: "Игровая мастерская" (30 минут)

Родители делятся на 3 группы и "проходят" по станциям, где их ждут практические задания и игры.

· Станция 1: "Зарядка для ума" (Кит №1)

  · Задание: Родителям предлагаются игры: "Найди отличия" на время, "Что изменилось?" (разложить 7 предметов, поменять их местами, угадать), игра "Четвертый лишний" с неочевидными вариантами.

  · Суть: Показать, что развивать мышление и внимание можно весело и без прописей.

· Станция 2: "Эмоциональный алфавит" (Кит №2)

  · Задание:

    1. "Угадай эмоцию": один участник тянет карточку с эмоцией (злость, радость, обида, страх) и изображает ее без слов.

    2. "Копилка успехов": Родителям предлагается нарисовать или написать, за что они могут похвалить ребенка сегодня. Обсудить, как важно хвалить за усилия, а не за результат.

  · Суть: Научить родителей распознавать эмоции ребенка и показывать им, что все чувства — это нормально.

· Станция 3: "Остров Дружбы" (Кит №3)

  · Задание: Командная игра. "Вы оказались на необитаемом острове. У вас есть 5 предметов (список выдан). Постройте из подручных материалов (стулья, бумага, скотч) укрытие от шторма".

  · Суть: Родители на своем опыте чувствуют, как важно договариваться, слушать друг друга и распределять роли.

4. "Вопрос-ответ" и разбор "тревожных чемоданчиков" (15 минут)

· Ведущий (педагог-психолог) отвечает на заранее собранные и самые частые вопросы:

  · "Нужно ли учить ребенка читать до школы?"

  · "Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?"

  · "Как выбрать портфель и рабочее место?"

· Разбор мифов: "Ребенок должен уметь читать до школы" -> "Гораздо важнее, чтобы он понимал прочитанное, мог пересказать сказку и имел богатый словарный запас".

5. Завершение: "Рюкзак путешественника" (5 минут)

· На большом листе бумаги рисуется контур рюкзака.

· Каждому родителю раздают стикеры в форме "полезных предметов" (фонарик, компас, карта).

· Задание: "Напишите на своем стикере один навык или игру, которую вы обязательно возьмете с собой в "путешествие" к 1 классу".

· Родители по очереди подходят и приклеивают свои стикеры на "рюкзак", создавая общую картину готовности и поддержки.

· Заключительные слова: "Помните, ваш ребенок не сдает вам экзамен в 1 классе. Он идет в новую жизнь. И ваша вера в него, спокойствие и готовность поддержать — самый главный ресурс. Давайте готовиться к школе с радостью и интересом!"

Дополнительные материалы для родителей (можно раздать в виде памятки):

· Список "золотых" фраз для поддержки: "У тебя получится!", "Я в тебя верю", "Давай подумаем вместе", "Ошибка — это просто шаг к успеху".

· Топ-5 настольных игр для развития нужных навыков (Дуббль, Дженга, Каркассон, Имаджинариум).

· Список художественной литературы для чтения перед школой (рассказы о школе, о дружбе, о преодолении трудностей).

· Контактная информация специалистов детского сада (психолог, логопед).

Такая консультация запомнится, будет полезна и, главное, снизит уровень тревоги, направив энергию родителей в конструктивное и творческое русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Консультация "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...