Консультация для родителей "Подготовка к школе"
классный час
Консультация о том, как снять тревожность родителей по поводу подготовки к школе, переориентировать их с академических знаний на развитие ключевых психологических и социальных навыков через игру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Скоро в школу! Играем, готовимся, не торопимся»
Целевая аудитория: Родители детей подготовительной группы (6-7 лет).
Форма проведения: Интерактивный практикум с элементами игры и дискуссии.
Продолжительность:1 – 1,5 часа.
Цель: Снять тревожность родителей по поводу подготовки к школе, переориентировать их с академических знаний на развитие ключевых психологических и социальных навыков через игру.
1. Вступление: "Не Страшилка, а Приключение" (10 минут)
· Приветствие и создание атмосферы. Включить легкую фоновую музыку. Столы расставлены для работы в мини-группах.
· Метафора: "Уважаемые родители, представьте, что первый класс — это не экзамен, на который мы ведем ребенка, а увлекательное путешествие. Сегодня мы соберем не «тревожный чемоданчик» из страхов, а «рюкзак путешественника», наполненный полезными инструментами, которые помогут нашему исследователю быть успешным и счастливым в пути".
· Опрос-разминка: "Давайте за одну минуту назовем ассоциации со словом «подготовка к школе»." (Родители называют: буквы, цифры, чтение, стресс, ответственность и т.д.). Ведущий фиксирует на флипчарте, разделяя на две колонки: "Знания" и "Навыки/Эмоции". Скорее всего, колонка "Знания" будет перевешивать. Это станет отправной точкой.
2. Мини-лекция: "3 кита успешного первоклассника" (15 минут)
Рассказать кратко и емко о главном. Использовать слайды или картинки.
· Кит 1: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (Не "знает", а "умеет думать")
· Что это? Развитие высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
· Почему важно? Ребенок, умеющий сосредотачиваться, запоминать инструкцию и находить нестандартные решения, справится с любой программой.
· Не "проходим дроби", а "делим яблоко на всех членов семьи поровну".
· Кит 2: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ (Хозяин своих чувств)
· Что это? Умение управлять своими эмоциями, доводить начатое до конца, справляться с неудачами, понимать инструкции "надо" и "нельзя".
· Почему важно? Школа — это постоянное взаимодействие с правилами и чужими людьми. Без этой основы даже самый умный ребенок не сможет учиться.
· Не "сиди смирно 30 минут", а "давай вместе сложим этот сложный пазл, я помогу, если будет трудно".
· Кит 3: СОЦИАЛЬНЫЙ (Друг, а не соперник)
· Что это? Умение общаться со сверстниками и взрослыми, договариваться, работать в команде, просить о помощи и отстаивать свои границы.
· Почему важно? Школьная жизнь — это жизнь в коллективе. Конфликты и новые знакомства неизбежны.
· Не "не давай никому списывать", а "как думаешь, как мы можем вместе решить эту задачу?".
Вывод: Наша главная задача — укреплять этих "китов", а не натаскивать на энциклопедические знания.
3. Практикум: "Игровая мастерская" (30 минут)
Родители делятся на 3 группы и "проходят" по станциям, где их ждут практические задания и игры.
· Станция 1: "Зарядка для ума" (Кит №1)
· Задание: Родителям предлагаются игры: "Найди отличия" на время, "Что изменилось?" (разложить 7 предметов, поменять их местами, угадать), игра "Четвертый лишний" с неочевидными вариантами.
· Суть: Показать, что развивать мышление и внимание можно весело и без прописей.
· Станция 2: "Эмоциональный алфавит" (Кит №2)
· Задание:
1. "Угадай эмоцию": один участник тянет карточку с эмоцией (злость, радость, обида, страх) и изображает ее без слов.
2. "Копилка успехов": Родителям предлагается нарисовать или написать, за что они могут похвалить ребенка сегодня. Обсудить, как важно хвалить за усилия, а не за результат.
· Суть: Научить родителей распознавать эмоции ребенка и показывать им, что все чувства — это нормально.
· Станция 3: "Остров Дружбы" (Кит №3)
· Задание: Командная игра. "Вы оказались на необитаемом острове. У вас есть 5 предметов (список выдан). Постройте из подручных материалов (стулья, бумага, скотч) укрытие от шторма".
· Суть: Родители на своем опыте чувствуют, как важно договариваться, слушать друг друга и распределять роли.
4. "Вопрос-ответ" и разбор "тревожных чемоданчиков" (15 минут)
· Ведущий (педагог-психолог) отвечает на заранее собранные и самые частые вопросы:
· "Нужно ли учить ребенка читать до школы?"
· "Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?"
· "Как выбрать портфель и рабочее место?"
· Разбор мифов: "Ребенок должен уметь читать до школы" -> "Гораздо важнее, чтобы он понимал прочитанное, мог пересказать сказку и имел богатый словарный запас".
5. Завершение: "Рюкзак путешественника" (5 минут)
· На большом листе бумаги рисуется контур рюкзака.
· Каждому родителю раздают стикеры в форме "полезных предметов" (фонарик, компас, карта).
· Задание: "Напишите на своем стикере один навык или игру, которую вы обязательно возьмете с собой в "путешествие" к 1 классу".
· Родители по очереди подходят и приклеивают свои стикеры на "рюкзак", создавая общую картину готовности и поддержки.
· Заключительные слова: "Помните, ваш ребенок не сдает вам экзамен в 1 классе. Он идет в новую жизнь. И ваша вера в него, спокойствие и готовность поддержать — самый главный ресурс. Давайте готовиться к школе с радостью и интересом!"
Дополнительные материалы для родителей (можно раздать в виде памятки):
· Список "золотых" фраз для поддержки: "У тебя получится!", "Я в тебя верю", "Давай подумаем вместе", "Ошибка — это просто шаг к успеху".
· Топ-5 настольных игр для развития нужных навыков (Дуббль, Дженга, Каркассон, Имаджинариум).
· Список художественной литературы для чтения перед школой (рассказы о школе, о дружбе, о преодолении трудностей).
· Контактная информация специалистов детского сада (психолог, логопед).
Такая консультация запомнится, будет полезна и, главное, снизит уровень тревоги, направив энергию родителей в конструктивное и творческое русло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "В школу - с радостью"
Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.
Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры. Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе? Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...
Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».
Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга
Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...

