Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
Актуальность: Грамотная и правильная речь выступает залогом успешного, полноценного развития ребенка. Чем грамотнее речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, тем богаче его возможности для познания окружающего мира, эффективнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем действеннее происходит его психическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Актуальность: Грамотная и правильная речь выступает залогом успешного, полноценного развития ребенка. Чем грамотнее речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, тем богаче его возможности для познания окружающего мира, эффективнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем действеннее происходит его психическое развитие.
Речевое развитие включает в себя обогащение активного словаря, правильное звукопроизношение, умение грамматически правильно выстраивать речевые конструкции, звуковую и интонационную культуры речи, сформированный фонематический слух, овладение речью как средством общения.
Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребёнок может легко определить ваше отношение к нему, происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Конечно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные оттенки речи. Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, читать стихотворения, потешки, считалочки. Реакция ребёнка на ваши слова будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатление малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказать и замкнётся. Чаще общаясь с ребёнком, необходимо дать ему понять, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.
От того, как вы будете разговаривать с ребёнком настолько интонационно выразительно, мелодично, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи ребёнка. Дети шестого года жизни различают выразительную, повествовательную интонации, могут передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Дошкольники пяти лет иногда допускают во время речи запинки, повторы, говорят очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, нужно и взрослым не торопить малыша, не ускорять его речь, давать ему спокойно высказать полностью свою мысль. Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.
Хочется отметить, что роль выразительности речи, важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника, и способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...
Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста
Проблема по развитию выразительности речи занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о развитие речи. В нас...

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

Обобщённый опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Я считаю, овладение родным языком, развитие выразительности речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как о...


