Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Башарова Светлана Явдатовна

     Проблема по развитию выразительности речи занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о развитие речи.  В настоящее время сфера выразительности речи в изучении остается недостаточно разработанной. Является ли изменение интонации компонентом нарушения речи или компенсаторным механизмом при нормализации речи. В связи с этим  тема доклада «Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста». Цель: выяснить состояния выразительной речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basharova_svetlana_yavdatovna.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

   

Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Автор-составитель:

воспитатель I квалификационной категории

Башарова Светлана Явдатовна

Агрыз, 2015 год

Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста

                           

      Программные требования к звуковой культуре речи, в которую входит интонационная выразительность речи, можно представить следующим образом: овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация. 

     Проблема по развитию выразительности речи занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о развитие речи.  В настоящее время сфера выразительности речи в изучении остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе речи недостаточно, особенно у детей дошкольников. Основные данные об этих интонационных характеристиках получены на взрослых. Не установлено, в силу каких причин изменяется интонация у детей дошкольного возраста. Является ли изменение интонации компонентом нарушения речи или компенсаторным механизмом при нормализации речи. В связи с этим  тема доклада «Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста». Цель: выяснить состояния выразительной речи у детей дошкольного возраста. 

      Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучение соответствующих разделов учебной, педагогической и психологической литературы.

2. Рассмотрение исследований по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста.

3. Разработать методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста. 

       Актуальность темы: определение тактики работы над интонацией у детей дошкольного возраста: устранение имеющихся особенностей интонации или их закрепление? В разработке направлений и форм организации работы над интонацией. При преодолении работа над интонацией занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности и выразительности речи. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи и на их речь в целом.

     В методическом пособии Г. А. Османовой и Л. А. Поздняковой «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» представлены рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей. Предложены игры и задания, позволяющие организовать педагогическую работу по следующим направлениям:

  • развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса,  тембра и темпа речи);
  • развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
  • развитие фонационного (речевого) дыхания;
  • координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
  • развитие мимики и выразительности движений;
  • развитие способности понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
  • развитие восприятия и воспроизведения ударения;
  • формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
  • совершенствование темпо - ритмической организации высказываний;
  •  развитие умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

     Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей:

- дети первой подгруппы имеют не выразительность речи , которое появляется на фоне нормального темпа речи

- у детей второй подгруппы отмечается ускоренный темп речи

- дети третьей подгруппы испытывают затруднения в удержании темпо-ритма

- дети четвертой подгруппы отличаются слабым развитием чувства ритма.

Обследование темпо - ритмических характеристик речи.

    Подсчитывается количество слогов в секунду. Определить, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.

   Отмечается:  ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме; ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме; невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме.  

    Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста

1.Работа над речевым дыханием. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

2. Использование куклы-бибабо. Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

3. Инсценировки. Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, широко используется в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.

4. Сюжетно-ролевые игры. Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу.

5. Логопедическая ритмика или кружок по развитию выразительной речи.

    Музыкально-двигательные упражнения помогают корректированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.

 6. Произнесение скороговорок с разной интонацией.

7. Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).

     Итак, нами предложено несколько направлений работы с дошкольниками по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

     Работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи и на их речь в целом.

Список литературы

  1. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 – 7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век»,  2008. – 218 с.
  2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями/Монография – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  4. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319, [1] с.: ил. - (Высшая школа).
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.  
  6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие /сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс. 2005. – 224 с.      
  7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
  8. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  9. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.
  10. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб., Речь, 2008. -  240 с.
  11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие./ Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.
  12. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006. – 151 с.
  13. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  14. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.
  15. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка /Под ред. А. К. Колеченко. – Спб.: Речь, 2007. – 296 с.
  16. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 204. – 287 с.
  17. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222, [2] с. -(Высшая школа).
  18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. – (детский сад с любовью). 

19. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР, - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2007, Нищева Н.В., - 240 с.

 20. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007, - 42 с.

21. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005, –  79 с.

 22. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013, 352 с.

23. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо- эмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т.П. Трясорукова. – Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013, - 96 с.

24. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 56 с.

25.  Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 2-3 лет. Ярославль, 2008, - 64 с.

 26. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008 Лыкова И.А., - 64 с.

                                         

Альбом

по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста

                         

                      Упражнения на развитие общих движений

1) «Вращение шеи с Лунтиком»

Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.

2) «Поспешим к врачу Совуньи»

Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил смешариков: Нюша в передние лапки, а Кроша в задние. Смешарики ползут к доброй Совунье, который их обязательно вылечит.

а) "Раненая Нюша"

Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

б) "Раненый Крош"

Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.

Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.

3) «Покатайся с Лунтиком»

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например: справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.

В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения. 

4) Пожарный

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.

5) Гончик

Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение.

6) Кораблик (лежа на спине лицом вверх)

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

7) «Лунтик» - руки вперед, ладони прижаты друг другу. Ходьба по кругу с покачиваниями вправо, влево. (Раскачиваются на волнах).

8) «Белка и Стрелка»

Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).

Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.

      9) «Щенячий патруль»

Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.

Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.

Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.

Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.

9) «Фиксики»

Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.

10) «Поехали с Скаем!»

Ребенок представляет себя мотоциклистом.

Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.

11) «Лунтик Кузю увидал»

Лунтик Кузю увидал,                               Дети становятся парами

Подошёл и так сказал:                                    протягивают друг другу руки

-Одиноко у бабули                                         Хлопки в ладоши

Жить одной мне без дружка.

Знаешь что? Давай дружить!                          Кружение парами

В гости будем мы ходить.                             Хлопки в ладоши

12) ««Самолетик»- руки в сторону, бег по кругу.

13) «Поехали вперед»- руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Ходьба между стульями, с круговыми движениями рук.

Упражнения на развитие внимания и памяти.

Развитие слухового внимания

  1. Солнце или снежок. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел снег (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  2. Что звучит. Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
  3. А вот и он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
  4. Эхо. Воспитатель называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук С: А, У, И, Л', И, Т, К, С.
  5. Разговор с бабушкой. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  6. Игра с мячом.
  7. Воспитатель предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ). 
  8. Угадай-ка. Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

9. Воспитатель читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л', они звонят в колокольчики:

Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.

Упражнения на развитие речевого внимания

1) Зеркало

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

2) «Путь»

В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать  двор детского сада, путь из дома в детский сад - то, что они видели сотни раз.

3) «Самый умный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

4) Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".

Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".

Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

5) Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".

6) Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;

ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".

           7) «Летает – не летает»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

8) «Съедобное – несъедобное»

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

19) Обезьянки

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки.

Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Упражнения на развитие чувства ритма.

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

  1. Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.
  2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
  3. Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.
  4. Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).
  5. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют.

                               Упражнения на развитие мелкой моторики.

Пассивная гимнастика (массаж)

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  1. поглаживание: совершается в разных направлениях.
  2. растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
  1. вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).
  2. массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
  3. сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

                                 Пальчиковые игры

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:

зайчик:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

человечек:
бегаем указательным и средним пальцами по столу

ёжик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

кошка:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

коза рогатая:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

очки:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

Потешки для мелкой моторики

Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила.

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил –

Ничего тебе нет!

(мизинец не загибается)

Ладушки

- Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашку поели, бражку попили.

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!

На головку сели, петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(поднимают руки вверх и опускают на голову)

Варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал".

(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:

"Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?" (сжать пальцы в кулачок)

Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

- Здравствуй, большак - говорят.

- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

Замок

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.

(расцепить пальцы)

Упражнения на развитие речевого дыхания

Как выполнять упражнения

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
  1. Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  2. Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  3. Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  4. Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  5. Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  6. Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  7. Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  8. Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
  9. «Подуем на плечо»

Подуем на плечо, подуем на другое.

Нам солнце горячо, пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака и остановимся пока.

  1. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

Упражнения на развитие силы голоса

1)  Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.

2) Тянуть любой гласный звук максимально долго.

Упражнения на развитие просодии

Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.

Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро: Мммааалллииинннааа, ллииссаа.

Упражнения на координацию речи с движением

1. «Щетки»

Этой щеткой чищу зубы. (Имитация чистки зубов)

Этой щеткой башмаки. (Наклоны вниз)

Этой щеткой чищу вещи, (Наклоны в стороны)

Все три щетки мне нужны. (2 приседания)

2. Плечо.

У меня болит плечо чо-чо-чо (Обхватывают себя руками)

Раз болит пойду к врачу чу-чу-чу

Нет к врачу я не хочу (Наклоны головы

 Четко проговаривая, выделяют звук Ч.)

3. Яйцо.

Вот вам сказка о яйце-це-це-це:         2 хлопка под музыку

Курица сресла яйцо цо-цо-цо:           поднимаем, опускаем руки

Киска тянется к яйцу цу-цу-цу,          постукивание правой ногой об пол

Отогнали? Молодцы! –цы-цы-цы.   4 приседания

4. Душ.

Вот от ножек и до ушек            Наклоны в низ руки к ушам.

Моет Женю жаркий душик.      Круговые движения руками вокруг себя.

И макушку, и живот                  Руки на голову. На живот.

Жене душ водой польет.            Наклоны в право в лево.

Моет шею, моет уши.                 Наклоны головы к плечам,

Как же хорошо под душем!        2 приседания.

Упражнения на развитие речевых и мимических движений

1) «Чья вода вкуснее?»

Я буду пить лимонную воду. Морщат нос

Я буду пить липовую воду,

Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие

2) Фрукты

Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

3) Эмоции

Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

4) Застегивание и расстегивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

5) Большие пуговицы и маленькие пуговицы.

Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).

Образовательная деятельность в старшей группе.

Лексическая тема «Игрушки».

       Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).

      Коррекционно-развивающие цели. Развитие выразительности и речевого слуха, элементарных математических представлений, тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением.

      Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход образовательной деятельности

    1.Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

     Воспитатель встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.

     Воспитатель. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Динару можно назвать Динарочка, а Диану – Дианочка.

    Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.

1-й ребенок: Дениска.

2-й ребенок: Элиночка.

3-й ребенок: Салаватик.

4-й ребенок: Кариночка.

  Воспитатель. Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

   2.Психогимнастика.

    Дети,  отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет». (Мячик.) Изобразите, с помощью щек, губ, какой мячик бывает. Каким стал, попавший под колесо машины. Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик. И изобразите, как вы обрадовались, когда родители купили вам новый разноцветный мяч.

   Сообщение темы занятия. Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить об игрушках.

3.Пальчиковая гимнастика «Игрушки». [Работа над темпом и ритмом речи. Выразительность речи. ]

На большом диване в ряд     (Попеременно хлопают в ладоши  и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:            

Два медведя, Буратино,         (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять,      (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате              (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

4.Работа в тетради.[Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

    Воспитатель. Теперь откройте тетради там, где лежит закладка. Что изображено на страничке слева?

   Дети. Мы видим игрушки: юлу, пирамидку и мяч.

   Воспитатель. Раскрасьте мяч, карандашом любого цвета, какой вам нравиться.

  Дети выполняют работу, воспитатель оказывает им необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: «Какой цвет ты решил выбрать для своего мяча? Какой мяч у тебя получился? Опиши его. (И т.п.)» Затем воспитатель оценивает работу детей, собирает тетради и убирает контейнер с карандашами.

5. Упражнение «Эхо». [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов. Выразительность речи).]

воспитатель (громко). Мяч!

Дети (тихо). Мяч!

 воспитатель (громко). Ю-ла!

Дети (тихо). Ю-ла!

воспитатель (громко). Ку-би-ки!

Дети (тихо). Ку-би-ки!

воспитатель (громко). Ма-ши-на!

Дети (тихо). Ма-ши-на!

воспитатель. Вы были внимательным «эхом»! Молодцы!

6.Упражнения «Мячик мой».[Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках.]

     Воспитатель приглашает детей на ковер и выполняет с ними уже знакомое упражнение.

Друг веселый, мячик мой,     (4прыжка на носочках, руки на поясе.)

Всюду, всюду он со мной.      (По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары    

                                                                                                     по мячу.)

Раз, два, три, четыре, пять, (5прыжков на носочках, руки на поясе.)                                                                                        

Хорошо мячом играть.      ( Вновь по два взмаха – «удара».)

7.Стихотворение с движениями «Самолет»

Самолетик – самолет         (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)

Отправляется в полет.      (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)

Завели мотор – р-р-р!        

Зарычал мотор – р-р-р!

Заворчал мотор – р-р-р!

Заурчал мотор – р-р-р!

Загудел самолет – у-у-у!           (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук [у].)

И отправился в полет - у-у-у!   (Бегут по кругу друг за другом.)

Приземлился самолет,                (Приседают на одно колено.)  

Вот и кончился полет.

Воспитатель. Молодцы!

8. Упражнение «Помоги Андрюшке». [Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. Выразительность речи.]

    Воспитатель предлагает детям опуститься на ковер и сесть по-турецки.

Воспитатель Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек  у Андрюшки.

                                        Расставил Андрюшка

                                        В два ряда игрушки.

                                        Рядом с мартышкой-

                                        Плюшевый мишка.

                                        Вместе с лисой-

                                        Зайка косой.

                                        Следом за ним-

                                        Еж и лягушка

                                        Сколько игрушек  

                                       Расставил Андрюшка?

Дети. Шесть игрушек.

Воспитатель. Можете назвать их?

Дети. Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.

Воспитатель.  Верно. Молодцы! Я горжусь вами! Сейчас в честь вас устроим праздничный  салют.

9. Упражнение «Салют». [Формирование направленной воздушной струи.]

     Воспитатель.  предлагает детям встать около своих стульчиков и раздает каждому по маленькой прозрачной бутылочке, в которой находиться 10-12 разноцветных шариков из пенопласта. В пробку бутылочки вставлена и прочно закреплена трубочка для коктейля.

    Воспитатель. Возьмите бутылочку в левую руку, а трубочку возьмите в рот и придерживайте правой рукой. Сделайте вдох и подуйте в трубочку медленно и спокойно, не раздувая щек. Получится настоящий салют.

   Упражнение выполняется 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

10. Игра «Разрезные картинки». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнения и расширение словаря.]

   Воспитатель. раздает детям разрезные картинки.

   Воспитатель. Попробуйте собрать разрезные картинки, которые я вам дала.

   Дети складывают картинки из частей.

   Воспитатель.. Расскажите, что у вас на картинках. Постарайтесь начинать свои ответы по-разному: «У меня на картинке… », «Я сложила…»                                

1-й ребенок: У меня на картинке мишка.

2-й ребенок: Я собрал пирамидку.

3-й ребенок: Я сложила паровозик.

4-й ребенок: А у меня на картинке мячик.

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с моим заданием.

  1. Окончание образовательной деятельности [Оценка работы детей.]

Что узнали? Кого научите?

     Воспитатель: убирает разрезные картинки, предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.

Информация для  родителей

ДЛЯ  ЧЕГО  НУЖНА  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА  

     Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика-упражнение для тренировки органов артикуляции (губ ,языка ,нижней челюсти ) ,необходимые для правильного звукопроизношения.

     Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]),его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

     Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно , без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них  <<каша во рту>>.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем- и детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво.

      Рекомендации к проведению упражнений :

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают? Что делает язычок? Где он находится( вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.  

                                         

 Образовательная деятельность в средней группе на тему: «Моя страна»

Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Программное содержание: Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб). Расширять представления детей о государственной символике российского государства. Развивать выразительность речи, внимание, связную речь, умение анализировать. Расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Материал: репродукции герба, флага; фото президента России; аудиозапись  гимна России; детская энциклопедия «Российская государственная символика» В.В.Васькин, 2002 г.

Ход образовательной деятельности

    1.Организационный момент.

  Воспитатель встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.

    Воспитатель. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Злата можно назвать Златочка, а Диану – Дианочка.

    Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.

1-й ребенок: Азалиночка.

2-й ребенок: Кирочка.

3-й ребенок: Данисик.

4-й ребенок: Алиночка.

Воспитатель. Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

2. Беседа: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нашей любимой Родине. А как вы думаете, что такое Родина?  (Ответы детей.)

Воспитатель: Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Но это малая родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей.)

Вслушайтесь в это слово - Россия, Русь. Какие слова мы слышим, когда произносим это слово? (роса, рослый, русый, русло, русский) В это понятие входят такие емкие и точные слова. Когда подрастёте, то понятие о Родине для вас будет значительно шире.

3. Сейчас мы послушаем (имя ребёнка), которая расскажет стихотворение « Что такое Родина?»

Ребёнок: Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

 Молодец!!!

Пальчиковая гимнастика «Моя земля».

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

4.Беседа. Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? (Ответы детей.)

Да, она самая большая в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни. А омывают Россию моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота. Наша страна очень велика, и если на одном краю земли наступает ночь, то на другом уже наступило утро. Когда на севере реки скованы льдом, и Земля укрыта снегом, то на юге цветут сады и можно купаться в море. Если мы живём в России, то кто мы? (Ответы детей.) Любить Родину - это значит, беречь её, трепетно относиться к своей любимой земле. Физкультминутка.

5.Физминутка:

 Для меня Россия – белые березы,

 Для меня Россия – утренние росы,

 Для меня Россия ты всего дороже.

 Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

6.Беседа: Воспитатель: У каждой страны есть главный город - своя столица. Столица нашего государства называется Москва.

Как и у каждого государства у нас тоже есть своё правительство и символика. Кто знает, как зовут президента нашего государства? Владимир Владимирович Путин. (Ответы детей.) У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел. Воспитатель (показывает герб России) : Это герб России – двуглавый орел с расправленными крыльями. Почему же у орла две головы? Российское государство очень велико, и одна голова орла смотрит на запад, а вторая - на восток. На голове у орла корона, в одной лапе он держит жезл, который еще называют скипетром, а в другой лапе держит шар, который называют державой. Все это означает силу, могущество и непобедимость нашей страны.

7.Игровое задание: «Составь флаг России по памяти».

 (Дети работают за столами)

 Какая полоса у флага России первая сверху…

Над синей…

Между белой и красной…

Под синей…

Молодцы!

8.Гимн – это торжественная песня, это символ страны.

 Когда исполняется гимн? Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. Давайте,  вспомним еще раз, как надо слушать гимн. (Стоя, не разговаривать…) Правильно, таким образом гражданин страны проявляет уважение к гимну и к своей стране. Давайте, прослушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные, торжественные слова о России. (Включается запись, дети слушают стоя.)

9.Ребятки, а сейчас мы с вами посмотрим мультик о Москве.

А знаете, люди, где находится самый большой город Европы?

Да у нас, в России. Про Москву слыхали? В российской столице живет свыше десяти миллионов человек!

 Москва не сразу строилась, но сейчас она растет и вширь, и ввысь фантастическими темпами! В Москве и политика, и финансы, и наука, и спорт, и театры, и музеи, и телевидение… Уф! И как всюду поспеть? Только под землей, в метро. Оно, кстати, самое красивое в мире!

 Но есть в Москве места, где ходят только пешком: например, по знаменитой улице Арбат. Хотя первым делом все гости Москвы идут к Кремлю и на Красную площадь. Ведь здесь – настоящее сердце России!

 Во как! Страна – разная, а Москва – одна!

1 мин., 2008

10.Воспитатель: Мы сегодня много добрых слов сказали о нашей Родине -России, и мы гордимся, что мы - россияне, живём в красивой, сильной и могучей стране! Что узнали? Кого научите?

Перспективный план кружка

 по развитию выразительной речи занятий

п/п

                    Название занятия

Месяц

1

2

3

4

Дудочка

Про то, как рыжий кот у бабушки живет

Кот пес

Чудесное яблоко

Сентябрь

5

6

7

8

Яблонька

Как растили капусту

Заяц в огороде

День рождения зайчика

Октябрь

9

10

11

12

Домик для воробья

Домок-теремок

Приближается зима

Зимовье зверей

Ноябрь

13

14

15

16

Мельник и Медведь

Медвежонок Мишутка

Серебряный ключик

Новогодняя елка

Декабрь

17

18

19

20

Зимняя прогулка

Новогодняя елка в лесу

Помогите птицам

Кукла Аня

Январь

21

22

23

24

Новоселье у куклы

Поезд игрушек

Парад игрушек

Иван Иваныч Самоварыч

Февраль

25

26

27

28

У меня полно хлопот

Как Козлик маму искал

Паровозик из Ромашково

Зайкина шубка

Март

29

30

31

32

Храбрый цыпленок

Мамы и малыши

Как Петушок утро проспал

Прогулка в весеннем лесу

Апрель

33

34

35

36

Дела много у зверей

Чей это домик?

Пароходик

Дуся ехала на дачу

Май

                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"

              Процесс формирования выразительности речи выступает перед  дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....

Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....

Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...