Выступление на тему: «речевое развитие дошкольников»
материал (старшая группа)

Батурина Марина Игорьевна

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx699.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение «Детский сад No10 «Снежинка»

Выступление на тему: «речевое развитие дошкольников»

                                                                               Воспитатель: Батурина М. И.

                                                                   г.Урай 2025.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте. Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не означает, однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он уже очень хорошо освоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию речи уже должна начинаться. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе пытаемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Кроме традиционных форм взаимодействия с родителями, мы применяем и нетрадиционные. Вот некоторые из них.

ИГРОТЕКА. Игротеку для родителей мы проводим 1 раз в месяц во второй половине дня.

Её цель – демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале.

Родителей знакомим с различными речевыми играми. Причём родители играют вместе с детьми.

ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Каждый выпуск газеты посвящён какой-то одной проблеме речевого развития. Газета выходит 1 раз в месяц.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне».

Игровые упражнения для развития мелкой моторики.

* «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу.

* «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

Игры на обогащение словаря.

* «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

* «Угадайка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему.

* «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает:

- Ворона каркает, а воробей…

- Сова летает, а заяц…

- У коровы телёнок, а у лошади…

Игры на развитие грамматического строя.

«Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т.д.

«Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…).

- Я надеваю пальто, а на вешалке висят…

- У Маши красивое…

- Я выпил много…

Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры.

«Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т.д.).

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку вашу заинтересованность его проблемами и ещё больше укрепит ваши взаимоотношения.

Работа с родителями по развитию активной речи детей

Формы работы с родителями

Анкетирование

Беседа

Рекомендации

Консультации

Родительские собрания

Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы…)

Участие в проектах

Информация на сайте ДОУ

 

    В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.

    Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной  литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Выступление на тему:«Речевое развитие дошкольников в ДОУ»

laquo;Речевое развитие дошкольников в ДОУ»...

Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

МКДОУ Доволенский детский сад №2Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное       Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие д...

Выступление на РМО: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Проблема развитие речи ребенка в современном обществе с является особо значимой. В системе дошкольного образования речевое развитие, занимает ведущее место. Дошкольный возраст – это ...