Консультация на тему «Приучение к туалету ребенка с РАС»
консультация

Александра Шиманская

Учите ребенка сразу ходить в унитаз (если он подходит по росту, и у него нет страха унитаза), так как у ребенка с аутизмом легко формируется стереотип: привыкание не к горшку или унитазу, а к другим сосудам. Мальчиков старше 2х лет лучше сразу учить писать стоя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_oktyabr_25.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Приучение к туалету ребенка с РАС»

Прежде чем приступить не совершайте ошибок:

1. Использования подгузника.

2. Отсутствие поощрений.

3. Наказания за то, что ребенок снова «сходил в штаны»

4. Усаживание силой на горшок и унитаз.

Программа 1.

Отказ от использования подгузников. В норме одним из мотивирующих факторов для того чтобы ребенок стал проситься в туалет, является чувство дискомфорта. Памперсы сглаживают этот дискомфорт, поэтому следует прекратить использовать подгузники.

Стратегия 1. Ребенок чувствует дискомфорт после того как сходил «по-маленькому» или «по-большому» в штанишки (плачет, пытается снять с себя запачканную одежду). В таком случае обучение будет строиться следующим образом. Ребенок должен принять максимальное участие в переодевании, сам снимать белье и относить его в ванну.

Необходимо фиксировать как часто и когда у ребенка дефекация и мочеиспускание. Сколько времени проходит между потреблением жидкости и опорожнением мочевого пузыря, в какое время суток у ребенка чаще происходит дефекация. Когда данные собраны, начинаете «ловить» моменты, предоставляя ребенку возможность «правильно» сходить в туалет.

Важно! Учите ребенка сразу ходить в унитаз (если он подходит по росту, и у него нет страха унитаза), так как у ребенка с аутизмом легко формируется стереотип: привыкание не к горшку или унитазу, а к другим сосудам. Мальчиков старше 2х лет лучше сразу учить писать стоя.

После того как вы научились вовремя высаживать ребенка на унитаз, необходимо научить его ходить в туалет самостоятельно или проситься. Если ребенок может произносить звуки и слова, его учат, повторять за взрослым слова «Писать» или «Какать» (или звуки «пи», «ка»). Неговорящих детей обучают брать взрослого за руку и вести к туалету или использовать специальную карточку pecs. Когда ребенок сам попросился в туалет, его следует поощрить, чтобы закрепить это поведение.

При обучении самостоятельности начинайте меньше помогать ребенку, давая больше возможности действовать самому. Первое самостоятельное посещение туалета также должно подкрепляться каким-либо существенным для ребенка стимулом.

Стратегия 2. Ребенок не реагирует на мокрую и грязную одежду.

Основное обучение будет проходить также как и в стратегии 1, но специфика обучения будет заключаться в том, что ребенку будет искусственно создаваться некоторый дискомфорт, который будет ассоциироваться с данной ситуацией:

Снимать испачканную одежду ребенок должен самостоятельно (по возможности);

Мыть ребенка водой, температура которой немного выше или ниже комфортной;

Если ребенок понимает речь, спокойно сказать «Когда ты хочешь в туалет, надо садиться на горшок (унитаз)» (в какой-то степени это пустые слова, но они все чаще будут ассоциироваться с определенной реальностью).

В описанных случаях важна регулярность стула и опорожнения мочевого пузыря и наблюдательность родителей в отношении признаков в поведении ребенка, показывающих, что он хочет в туалет.

Стратегия 3. Ребенок не ходит в туалет из-за негативных эмоций, связанных с горшком или унитазом. Иногда такие эмоции являются последствием реакции страха, ребенка, что то пугает (например, звук спускаемой воды). В этом случае обучение проводится, используя горшок.

Совет! Используйте горшок похожий на унитаз (только для малышей, из личного опыта).

Одновременно с этим следует проводить специальные занятия с психологом направленные на уменьшение страхов. Обучение должно строиться поэтапно с поощрением каждого шага, приближающего к желаемой цели.

Программа 2.

Перед тем как приступить к обучению следует до минимума свести проблемы с неприемлемым поведением (истерики, агрессию, самоагрессию), т.к. проблемное поведение серьезно затормозит процесс обучения. Программа подразумевает, что ребенок сможет оставаться на унитазе как минимум 15 минут подряд.

Мальчики и девочки начинают обучение сидя. Это упрощает тренировку дефекации одновременно с мочеиспусканием. Когда мальчики освоят программу пользования туалетом, можно учить их писать стоя. Приступая к этому этапу, нужно обучать мальчиков не стягивать штаны до самого пола, чтобы в дальнейшем избежать неловкости при пользовании общественным туалетом.

Чтобы научить ребенка опорожняться, когда его сажают на унитаз и воздерживаться от позывов в прочие время рекомендуется на первых порах отводить ребенка в санузел каждые 90 минут. Если он не опорожнился, следующий интервал сокращаем до 60 минут, получилось, вернулись к 90-минутному интервалу.

Ошибки!

1. Отводить ребенка в туалет слишком часто (например, каждые 30 мин). Опорожнение может не произойти, а ребенок вряд ли научится воздерживаться в течение такого периода времени. Наша задача научить ребенка ждать, пока он не попадет в туалет.

2. Отводить ребенка только когда он демонстрирует явную потребность в этом. Это формирует зависимость его от взрослых и вряд ли приведет к его самостоятельности.

Стратегия. Отведите ребенка в туалет и посадите на унитаз. Примерно каждые три минуты давайте подкрепление за то, что он хорошо сидит (пойте песенки, листайте книжки, дайте ребенку поиграть с игрушками и т.д.) Важно! Ребенок не должен увлечься игрой иначе не сможет сосредоточиться на процедуре. Если он опорожнился, устройте ему праздник из подкрепителей (стимул). Предоставление специального подкрепителя за результат поможет подчеркнуть важность произошедшего для ребенка. Как только он опорожнился, может выйти из туалета и вернуться к своим обычным занятиям, но через 90 минут нужно снова вернуть его в туалет. Если он просидел 15 минут и не опорожнился, нужно разрешить ему выйти из туалета и вернуться обратно с ним через 60 минут.

Если ребенок опорожнился вне туалета, он должен помочь все убрать, принимая как можно более активное участие. Не превращайте это в наказание! Ребенку просто нужно испытать на себе естественные последствия произошедшего. Если ребенок воспринимает саму возможность привести себя в порядок как подкрепитель, то в этом случае нужно от этого отказаться. В таком случае нужно несколько раз пройти с ребенком от того места где случилась неприятность до туалета. Не забывайте! Вы должны оставаться эмоционально нейтральными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»

Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов.  Есть ли в этом необходимость ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ РЕБЕНКА»

Как для родителей, так и для педагогов, очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться!), какая рука у малыша ведущая. Существует множество способов определения рукости: есть старые как мир, ...

Консультация на тему : Выходной день с ребенком.

Консультация на тему: Выходной день с ребенком.Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день понастоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы ...

Консультация на тему "Как помочь тревожному ребенку"

Советы родителям и педагогам по снятию тревожности у детей дошкольного возраста....

Консультация на тему «Как правильно одевать ребенка в детский сад!»

Общие требования к детской одежде для садика...

Консультация на тему «Зачем развивать речь ребенка в раннем возрасте?»

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и...