Консультация для родителей "Роль сказок в развитии речи детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Завьялова Евгения Юрьевна

в консультации говорится о значении сказок в речевом развитии детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazok_v_razvitii_detey.docx273.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48

Консультация для родителей

«Роль сказок в развитии речи детей раннего возраста»

Составил воспитатель

Завьялова Е.Ю.

Picture background

п. Мегет, 25

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, колыбельные песни, частушки и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется, прежде всего, тем, какая в него заложена память.

Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, синкретично по своей природе и синтетично по характеру. Оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру.

Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклорам, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества.

Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного фольклора, важно не только, чтобы оно было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказываемые мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.

В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), например: красна девица; ясный сокол; травяной мешок и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с играми такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.

Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д.М. Арановская-Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах.

Для детей раннего возраста важно выбирать короткие, доступные и увлекательные сказки, которые будут способствовать развитию речи, воображения и эмоциональному восприятию мира. Вот список классических русских народных сказок и авторских произведений, идеально подходящих для малышей:

Русские народные сказки:

Репка

Колобок

Теремок

Курочка Ряба

Лисичка-Сестричка и Серый Волк

Эти сказки просты и легки для восприятия детьми, содержат повторяющиеся элементы, яркие персонажи и интересный сюжет.

Авторские сказки:

Корней Чуковский:

"Телефон"

"Мойдодыр"

"Федорино горе"

Самуил Маршак:

"Сказка о глупом мышонке"

"Вот какой рассеянный"

Владимир Сутеев:

"Кто сказал 'мяу'?"

"Под грибом"

Алексей Толстой:

"Колобок" (переложенная версия)

"Три медведя"

Также хорошим выбором станут сказки-картинки, книжки-игрушки и потешки, стимулирующие интерес и желание ребенка слушать и читать больше книг.

Важно помнить: выбор сказок должен учитывать возрастные особенности каждого конкретного ребенка, учитывая индивидуальные предпочтения и уровень готовности к восприятию литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ясельной группы "Развитие речи детей раннего возраста"

Всем известно, что своевременное психическое и личностное развитие детей обеспечивает развитие речи. Но не все знают, что причины нарушений в развитии детей старшего дошкольного возраста  - недос...

Консультация "Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста".

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возра...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста"

Консультация для родителей на тему: "Развитие  речи детей раннего возраста"...

Роль сказок в развитии речи детей раннего возраста

В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить..........

Конспект выступления в Районном Методическом Объединении. Тема: «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста»

Проблема развития речи в настоящее время приобретает актуальный характер. Совре­менным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить реб...