"Кризис 7 лет. Что нужно знать родителям будущих школьников"
консультация (подготовительная группа)

Папилова Надежда Николаевна

Памятка для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_krizis_7.docx288.22 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные кризисы являются нормальными этапами развития ребенка. Переходные этапы роста и становления ребенка всегда сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. Естественно, что проявления кризиса у каждого ребенка будет выражены в разной степени, и они будут зависеть от индивидуального развития самого ребенка, его воспитания и характера общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями.   

Причины кризиса

Кризис семи лет возникает в связи с естественным этапом развития ребенка и его психики. К семи годам ребенок начинает понимать, что у него теперь другие функции: раньше он играл, а теперь он должен учиться, получать знания, выполнять определенные задачи, у него значительно расширяется круг обязанностей и прав. Ведущая причина кризиса – это конфликт между ребенком и обществом: он хочет быть взрослым, старшие говорят ему, что он – взрослый, но продолжают относиться к нему как к маленькому.

Продолжительность кризиса

Кризис семи лет у детей может длиться от пары месяцев до года. Примерные возрастные рамки – от 6,5 до 7,5 лет.

Проявления кризиса семи лет

  • Негативизм, проявляющийся в отрицательном отношении к просьбам, отказе от того, что просят сделать взрослые.
  • Упрямство.  Дети безапелляционно требуют что-либо от взрослого и мотивом такого поведения является нежелание обладать чем-то, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых через требование.  
  • Строптивость, направленная на отрицание распорядка и уклада, который пытаются привить ребенку: вставать рано, сидеть на занятиях и прочее.  
  • Своеволие, проявляющееся у ребенка в желании все делать самостоятельно, быть независимым.
  • Протест.  В процессе адаптации к новым социальным условиям, правилам в поведении у ребенка происходит повсеместное отрицание, что выражается в постоянных конфликтах с родителями.  
  • Обесценивание. У детей к семи годам активно идет формирование новых ценностей, идеалов, поэтому дети могут ломать вещи, которые были им дороги, с восторгом повторяют плохие слова, потому что это запрещают родители.
  • Наигранность поведения (ребенок может демонстративно веселиться, вычурно говорить и странно ходит). Передразнивание взрослых и паясничанье, часто проявляющиеся в моменты, когда родители говорят о роли правильного поведения в обществе или важности учебы (данная особенность поведения детей часто является своеобразной защитной реакцией от родительских поучений).
  • Болезненная реакция на критику.  
  • Замкнутость либо агрессивность в поведении.
  • Поиск авторитета – именно в период кризиса семи лет у детей часто появляются друзья старшего возраста и весьма часто эти друзья, проявляют социально неодобряемое поведение.  
  • С физиологической стороны у детей часто отмечается: неусидчивость, снижение концентрации внимания, повышенная утомляемость, рассеянность.

Факторы, усугубляющие проявления кризиса

  • Гиперопека ребенка в семье.
  • Авторитарный стиль воспитания в семье.  
  • Индивидуальные особенности развития самого ребенка. Так у детей, имеющих особенности развития, кризис может проходить более заметно.  

Рекомендации родителям

  • Родителям следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к ребенку, будущему школьнику, заранее начать подготовку к учебному году.  
  • В воспитании стоит проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил в семье, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли ребенка, тем самым минимизируя конфликты в детско-родительских отношениях и способствуя развитию адекватной самооценки ребенка.
  • Соблюдать режим. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать у ребенка привычку рано ложиться спать и просыпаться.
  • Детям нужно донести, что у всех есть обязанности, и у них в том числе. С ребенком стоит разобрать, какие у него появляются новые права и обязанности уже как у будущего школьника, почему к нему теперь предъявляется больше требований, чем раньше.  
  • Предоставлять ребенку свободу в деятельности, развивая тем самым у него самостоятельность.  Но свободу не стоит путать со вседозволенностью.  
  • Воспитывать у ребенка ответственность за свои поступки.  Не стоит предотвращать все прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для его здоровья). Так ребенок, анализируя результаты своих действий, научится предвидеть проблемы и нести ответственность за собственные поступки. Однако, все эти ситуации важно потом совместно обсудить с ребенком, разбирая, что вышло и почему, и как он должен был поступить.    
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не

снимать запреты, если они уже даны.  

  • Не стоит забывать и про знакомство со школой.  Многим детям (особенно тревожным, испытывающим трудности в обучении) полезно побывать в школе (например, на занятиях по подготовке к школе), до момента зачисления в первый класс.  Так дети спокойнее будут относиться к будущему обучению в школе, зная, какой будет распорядок, что от них будет требоваться и понимая, что в предстоящем обучении нет ничего страшного.  
  • Стоит помнить, что негативные симптомы кризиса связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований, т.к.  появляется много дел со словами «нужно, надо, обязан», и, как следствие у ребенка появляется «не хочу – не буду». В этом случае стоит завуалировать «должен, нужно» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Например, рассказав поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример поведения.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах, а не о личности ребенка (стоит говорить: «Я огорчаюсь и сержусь, когда ты так себя ведешь», а не «Вредный ребенок, отвратительно себя ведешь».  Давать ребенку возможность отдыхать, не устраивать эмоциональную перегрузку, занимая все свободное время ребенка кружками, занятиями и подготовкой к школе. Важно «сохранять детство» ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Что нужно знать родителям будущих первоклассников

Что нужно знать родителям будущих первоклассников ...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:НАГРАДА,ПОХВАЛА ИЛИ ПОДДЕРЖКА??? ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ?

В первую очередь, каждая семья должна понимать, что приоритет в воспитании ребёнка принадлежит родителям. Семья - жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития личности ребёнка. Гл...

Консультация для родителей на тему:"Что нужно знать родителям будущих первоклассников"

Дошкольное возраст- это самый важный период жизни для формирования личности ребенка.Именно в этот период важно заложить основы рационального режима дня,питания,уделять время нравственному,физическому ...

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»

Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают такие ошибки, как пропуски гласных звуков, замена и пропуски согласных, перестанов...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...