"Кризис 7 лет. Что нужно знать родителям будущих школьников"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Возрастные кризисы являются нормальными этапами развития ребенка. Переходные этапы роста и становления ребенка всегда сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. Естественно, что проявления кризиса у каждого ребенка будет выражены в разной степени, и они будут зависеть от индивидуального развития самого ребенка, его воспитания и характера общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями.
Причины кризиса
Кризис семи лет возникает в связи с естественным этапом развития ребенка и его психики. К семи годам ребенок начинает понимать, что у него теперь другие функции: раньше он играл, а теперь он должен учиться, получать знания, выполнять определенные задачи, у него значительно расширяется круг обязанностей и прав. Ведущая причина кризиса – это конфликт между ребенком и обществом: он хочет быть взрослым, старшие говорят ему, что он – взрослый, но продолжают относиться к нему как к маленькому.
Продолжительность кризиса
Кризис семи лет у детей может длиться от пары месяцев до года. Примерные возрастные рамки – от 6,5 до 7,5 лет.
Проявления кризиса семи лет
- Негативизм, проявляющийся в отрицательном отношении к просьбам, отказе от того, что просят сделать взрослые.
- Упрямство. Дети безапелляционно требуют что-либо от взрослого и мотивом такого поведения является нежелание обладать чем-то, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых через требование.
- Строптивость, направленная на отрицание распорядка и уклада, который пытаются привить ребенку: вставать рано, сидеть на занятиях и прочее.
- Своеволие, проявляющееся у ребенка в желании все делать самостоятельно, быть независимым.
- Протест. В процессе адаптации к новым социальным условиям, правилам в поведении у ребенка происходит повсеместное отрицание, что выражается в постоянных конфликтах с родителями.
- Обесценивание. У детей к семи годам активно идет формирование новых ценностей, идеалов, поэтому дети могут ломать вещи, которые были им дороги, с восторгом повторяют плохие слова, потому что это запрещают родители.
- Наигранность поведения (ребенок может демонстративно веселиться, вычурно говорить и странно ходит). Передразнивание взрослых и паясничанье, часто проявляющиеся в моменты, когда родители говорят о роли правильного поведения в обществе или важности учебы (данная особенность поведения детей часто является своеобразной защитной реакцией от родительских поучений).
- Болезненная реакция на критику.
- Замкнутость либо агрессивность в поведении.
- Поиск авторитета – именно в период кризиса семи лет у детей часто появляются друзья старшего возраста и весьма часто эти друзья, проявляют социально неодобряемое поведение.
- С физиологической стороны у детей часто отмечается: неусидчивость, снижение концентрации внимания, повышенная утомляемость, рассеянность.
Факторы, усугубляющие проявления кризиса
- Гиперопека ребенка в семье.
- Авторитарный стиль воспитания в семье.
- Индивидуальные особенности развития самого ребенка. Так у детей, имеющих особенности развития, кризис может проходить более заметно.
Рекомендации родителям
- Родителям следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к ребенку, будущему школьнику, заранее начать подготовку к учебному году.
- В воспитании стоит проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил в семье, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли ребенка, тем самым минимизируя конфликты в детско-родительских отношениях и способствуя развитию адекватной самооценки ребенка.
- Соблюдать режим. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать у ребенка привычку рано ложиться спать и просыпаться.
- Детям нужно донести, что у всех есть обязанности, и у них в том числе. С ребенком стоит разобрать, какие у него появляются новые права и обязанности уже как у будущего школьника, почему к нему теперь предъявляется больше требований, чем раньше.
- Предоставлять ребенку свободу в деятельности, развивая тем самым у него самостоятельность. Но свободу не стоит путать со вседозволенностью.
- Воспитывать у ребенка ответственность за свои поступки. Не стоит предотвращать все прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для его здоровья). Так ребенок, анализируя результаты своих действий, научится предвидеть проблемы и нести ответственность за собственные поступки. Однако, все эти ситуации важно потом совместно обсудить с ребенком, разбирая, что вышло и почему, и как он должен был поступить.
- Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не
снимать запреты, если они уже даны.
- Не стоит забывать и про знакомство со школой. Многим детям (особенно тревожным, испытывающим трудности в обучении) полезно побывать в школе (например, на занятиях по подготовке к школе), до момента зачисления в первый класс. Так дети спокойнее будут относиться к будущему обучению в школе, зная, какой будет распорядок, что от них будет требоваться и понимая, что в предстоящем обучении нет ничего страшного.
- Стоит помнить, что негативные симптомы кризиса связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований, т.к. появляется много дел со словами «нужно, надо, обязан», и, как следствие у ребенка появляется «не хочу – не буду». В этом случае стоит завуалировать «должен, нужно» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Например, рассказав поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример поведения.
- Честно говорить ребенку о своих чувствах, а не о личности ребенка (стоит говорить: «Я огорчаюсь и сержусь, когда ты так себя ведешь», а не «Вредный ребенок, отвратительно себя ведешь». ⌘ Давать ребенку возможность отдыхать, не устраивать эмоциональную перегрузку, занимая все свободное время ребенка кружками, занятиями и подготовкой к школе. Важно «сохранять детство» ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Что нужно знать родителям будущих первоклассников
Что нужно знать родителям будущих первоклассников ...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:НАГРАДА,ПОХВАЛА ИЛИ ПОДДЕРЖКА??? ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ?
В первую очередь, каждая семья должна понимать, что приоритет в воспитании ребёнка принадлежит родителям. Семья - жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития личности ребёнка. Гл...

Консультация для родителей на тему:"Что нужно знать родителям будущих первоклассников"
Дошкольное возраст- это самый важный период жизни для формирования личности ребенка.Именно в этот период важно заложить основы рационального режима дня,питания,уделять время нравственному,физическому ...

Рекомендации для родителей "Что нужно знать родителям будущих первоклассников"
Подготовительная группа...

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»
Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают такие ошибки, как пропуски гласных звуков, замена и пропуски согласных, перестанов...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?
Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...








