Семинар – практикум для родителей.
консультация (средняя группа)

Светлана Владимировна Мангирова

Элементарное музицирование. "Играем и поём стихи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum_avtosohranennyy.docx905.6 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

для родителей

Элементарное музицирование

«Играем и поем стихи»

Составила: музыкальный руководитель Мангирова С.В.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Меня зовут Мангирова Светлана Владимировна. Я музыкальный руководитель детского сада. Вот уже два года подряд мне посчастливилось принять участие в  авторском  семинаре - практикуме Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». Ее многолетний опыт, которым она делилась в течение нескольких дней, настолько меня увлекли, что я решила использовать это в своей работе с детьми. Моей  задачей сегодня является – познакомить, обзорно, вас с этой  методикой и показать применение её в играх с детьми.

Что же такое элементарное музицирование? 

Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно - интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать.

Элементарное музицирование – игровая педагогика. Мы все с вами знаем, что дети развиваются, играя, а Игровое обучение – это скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. 

Основными видами творческого музицирования являются:

пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности  мы  с вами сегодня остановимся.

Речевые игры.

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – это два корня, из которых выросла музыка и поэтому начинать надо элементарное  музицирование с речевых игр. У речи и музыки несколько общих выразительных средств: динамика, темп, ритм, тембр, регистр, мелодия, аккомпанемент, интонация. В речевом музицировании  единственное, чего нет – это лада и гармонии. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек, если петь, возможно, совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах. Это называется «украшение» речи.

Сейчас я приведу пример речевой игры со звучащими жестами. И мы с вами  немного поиграем.

                “По коленочкам” ( “Ах, вы сени”, сл. М.А. Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами.

Тра – та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та – та – та, тра – та – та,

Мы похлопаем с тобой.

«Тюшки – тютюшки» («Ах ты, берёза»)

Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети топают ножками.

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают.

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки! – щелкают пальчиками.

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику и т.д.

Тюшки – тютюшки, хлопушки, топотушки! – хлопают, топают.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты) Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.

Но даже при отсутствии музыкальных инструментов, есть инструенты, которые всегда с собой.

 «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Притопы, шлепки, хлопки, щелчки, ноготки, удары по грудной косточке, хлопок по кулачку и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Сейчас мы поиграем в игру «Есть у меня оркестр».

                  Ну а сейчас, давайте пригласим в зал детей.

Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем. Будем здороваться? Здороваться будем музыкально.

Игра «Здравствуйте ребята, как вас всех зовут?».

Дети и родители здороваются. Поют свое имя. Пение сопровождают звучащими жестами. (И-ра – хлопки в ладоши, И-роч-ка – шлепки по коленкам).

Музыкальная игра «Здравствуйте ладошки».

М.Картушина

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают

ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают

пальчиками по щечкам)

Пухленькие щечки!

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос

указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Здравствуйте!

Игра «Здороваемся с мышкой».

Дети передают мышку друг другу и здороваются с ней, так как хотят.

Распевка «Мышка».

 

Мышка шишку тянет в норку,

Чтобы сделать там уборку.

Мышка шишкой скоблит пол.

Будет гладким пол, как стол.

Дети сопровождают пение игрой на еловых шишках. Шумовой оркестр.

Вышли мыши как-то раз.

Озвучивание стихотворения детскими музыкальными, шумовыми  инструментами.

Прочитать стихотворение.  Договориться, кто какую строчку будет озвучивать. Предложить выбрать инструменты.  Затем , читаем стихотворение с сопровождением игрой на музыкальных инструментах

Мыши

Самуил Маршак.

Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре.
Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.

Игра «Хитрый кот».

См. приложение.

Делимся впечатлениями, прощаемся. Занятие окончено.

Приложение

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»

Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...

Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".

Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Практикумдля родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

Практикум для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"...

Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...