Семинар – практикум для родителей.
консультация (средняя группа)
Элементарное музицирование. "Играем и поём стихи"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 905.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
для родителей
Элементарное музицирование
«Играем и поем стихи»
Составила: музыкальный руководитель Мангирова С.В.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Меня зовут Мангирова Светлана Владимировна. Я музыкальный руководитель детского сада. Вот уже два года подряд мне посчастливилось принять участие в авторском семинаре - практикуме Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». Ее многолетний опыт, которым она делилась в течение нескольких дней, настолько меня увлекли, что я решила использовать это в своей работе с детьми. Моей задачей сегодня является – познакомить, обзорно, вас с этой методикой и показать применение её в играх с детьми.
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно - интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Элементарное музицирование – игровая педагогика. Мы все с вами знаем, что дети развиваются, играя, а Игровое обучение – это скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Основными видами творческого музицирования являются:
пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности мы с вами сегодня остановимся.
Речевые игры.
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – это два корня, из которых выросла музыка и поэтому начинать надо элементарное музицирование с речевых игр. У речи и музыки несколько общих выразительных средств: динамика, темп, ритм, тембр, регистр, мелодия, аккомпанемент, интонация. В речевом музицировании единственное, чего нет – это лада и гармонии. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек, если петь, возможно, совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.
В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах. Это называется «украшение» речи.
Сейчас я приведу пример речевой игры со звучащими жестами. И мы с вами немного поиграем.
“По коленочкам” ( “Ах, вы сени”, сл. М.А. Давыдовой)
По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко
Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.
По коленям локотками постучим теперь мы с вами.
Тра – та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.
И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой
Тра – та – та – та, тра – та – та,
Мы похлопаем с тобой.
«Тюшки – тютюшки» («Ах ты, берёза»)
Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети топают ножками.
Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают.
Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки! – щелкают пальчиками.
Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику и т.д.
Тюшки – тютюшки, хлопушки, топотушки! – хлопают, топают.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты) Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.
Но даже при отсутствии музыкальных инструментов, есть инструенты, которые всегда с собой.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Притопы, шлепки, хлопки, щелчки, ноготки, удары по грудной косточке, хлопок по кулачку и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Сейчас мы поиграем в игру «Есть у меня оркестр».
Ну а сейчас, давайте пригласим в зал детей.
Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем. Будем здороваться? Здороваться будем музыкально.
Игра «Здравствуйте ребята, как вас всех зовут?».
Дети и родители здороваются. Поют свое имя. Пение сопровождают звучащими жестами. (И-ра – хлопки в ладоши, И-роч-ка – шлепки по коленкам).
Музыкальная игра «Здравствуйте ладошки».
М.Картушина
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают
ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают
пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос
указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)
Здравствуйте!
Игра «Здороваемся с мышкой».
Дети передают мышку друг другу и здороваются с ней, так как хотят.
Распевка «Мышка».
Мышка шишку тянет в норку,
Чтобы сделать там уборку.
Мышка шишкой скоблит пол.
Будет гладким пол, как стол.
Дети сопровождают пение игрой на еловых шишках. Шумовой оркестр.
Вышли мыши как-то раз.
Озвучивание стихотворения детскими музыкальными, шумовыми инструментами.
Прочитать стихотворение. Договориться, кто какую строчку будет озвучивать. Предложить выбрать инструменты. Затем , читаем стихотворение с сопровождением игрой на музыкальных инструментах
Мыши
Самуил Маршак.
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре.
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.
Игра «Хитрый кот».
См. приложение.
Делимся впечатлениями, прощаемся. Занятие окончено.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»
Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...
Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".
Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....

Семинар для родителей "Творческое сотрудничество на основе театрализованной деятельности родителей и детей"
Родительский клуб...
Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».
В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Практикумдля родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"
Практикум для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"...
Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...


