Консультация для родителей "Самооценка ребенка и способы ее коррекции"
консультация (подготовительная группа)
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.61 КБ | |
| 1.97 МБ | |
| 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Самооценка дошкольников и способы ее коррекции»
от 12.04.13
Уважаемые родители! Считаю, что возникла необходимость поговорить нам с вами о самооценке наших детей. В воспитании ответственного поведения важную роль играет формирование адекватной самооценки личности.
Самооценка — это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки.
Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
При завышенной - человек никогда не признает, что он чего-то не знает, во всех неудачах винит окружающих. Над такими рано или поздно начинают смеяться. Если заниженная - человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха. К счастью, самооценка может меняться.
Представьте ситуацию: "Идёт занятие, воспитатель задаёт вопрос, ребенок, с заниженной самооценкой, зная ответ, сомневается, отвечать или нет. А в глазах мольба: "Спроси меня!" А ребенок с завышенной самооценкой настолько уверен в себе, что не зная с чего начинать ответ, поднимет руку.
Мы, взрослые, понимаем, что во всём нужна золотая середина. Надо помочь зарвавшемуся опуститься на землю бренную, а другому подняться.
Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Подумайте, а вы можете сказать, о самооценке Вашего ребенка? Конечно, родителям трудно объективно относиться к своему чаду, но, тем не менее…. Скажите, как бы Вы определили самооценку своего ребенка?
А свою самооценку можете определить? Вот давайте проверим, каков уровень вашей самооценки
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях.
Чтобы понять, какой тип самооценки у вашего ребенка, пройдите с ним несложный тест. Этот тест подойдет и для дошкольников
Тест «10 ступенек»
Нарисуйте с ребенком лесенку из 10 ступенек. И попросите поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей. На трех верхних ступенях – хороших, умных добрых послушных детей - чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступенях – плохих. Чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя и объяснить, почему.
Затем задайте вопрос: «Ты на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, а каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, учитель и другие взрослые)
В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком.
О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступень, называя свои недостатки, объясняет их внешними, не зависящими от него, причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть ниже его собственной: «Я, конечно, очень хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я не внимательный».
Если ребенок ставит себя на 2-ю или 3-ю ступень, объясняет свои действия реальными достижениями, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже, то можно говорить об адекватные самооценки.
Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого, то это свидетельствует о заниженной самооценке.
Если ребенок ставит себя на среднюю ступень, это может говорить о том, что он не понял задания, либо не хочет его выполнять.
Тест «Смешные человечки»
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве, попросите показать, где располагается он, его друзья, родственники. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах.
СЛАЙД № 13 Перед Вами расшифровка ответов этого теста. В прикрепленном файле заготовленные тесты, можете провести их со своим ребенком.
Каждый ребенок пытается найти свое место в семье, в коллективе, ощущать себя при этом значимым, необходимым, любимым. Самооценка дошкольника складывается во многом благодаря тому, как относятся к нему его родители.
При этом эта зависимость может быть разной:
- Самооценка по принципу «Эхо». Ребенок воспринимает свои качества так, как подчеркивают их родители. Так ребенок становится зависим от чужого мнения, вместо того, чтобы вырабатывать собственные критерии позитивного отношения к себе.
- Есть смешанная самооценка. Один образ своего я, созданный в результате своего успешного социального взаимодействия, а второй – отголосок отношения родителей. Успех вне семьи позволяет школьнику уважать себя, он разделяет родительские требования.
- Третий тип самооценки – активная борьба против родительской оценки себя. Но оценивает он себя теми же критериями, что и родители. Бывает, что неприятие родительской оценки дополняется самооценкой себя из расчета своих собственных требований.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
- Не забывайте, что дети внимательно наблюдают за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
- Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Прежде чем поговорить с Вами о том, какими играми и приемами Вы можете воспользоваться, чтобы скорректировать самооценку Вашего сына или Вашей дочери, давайте выполним простое упражнение.
--Родители! Вы ничего не смыслите в вопросах воспитания! Вы отвратительно выполняете свои обязанности! Из Ваших детей ничего путного не выйдет!!!!
- Мамы и папы!!! Мы Вам очень благодарны за воспитание Ваших детей!!!! Вы выбрали совершенно правильную линию в воспитании детей!! Какие же Вы молодцы!!! Я уверена, что Ваших ребят ждет большое будущее, и им обеспечен грандиозный успех!!! Какие же Вы молодцы!!! У таких замечательных родителей и дети вырастут необыкновенными!
Какие чувства вы испытали сейчас? В первом случае? Во втором? Вот уже можно сделать вывод о том, какой уровень самооценки у Вас, как можно, словом, корректировать эмоциональное состояние человека.
Вспомните и произнесите ласковое слово, которым Вас называет близкий и родной человек, какое чувство вы испытываете при этом?
На семейных праздниках, вечером, когда вы собираете гостей по случаю Дня рождения вашего ребенка, можно проводить следующие игры и занятия:
Упражнение «Ласковые имена»
Детям предлагается вспомнить и сказать, какими ласковыми именами их называют родные, близкие, знакомые, а также задуматься, какие чувства возникают, когда к тебе так обращаются, что хочется сказать или сделать в ответ? После этого ребятам дается задание припомнить, кому и когда они говорили ласковые слова, что это были за слова, и какие чувства испытывали при этом сами дети, их произносившие.
Затем сообщите ребятам, что у всех людей с собственным именем связаны самые добрые и теплые ощущения. Всегда очень приятно слышать свое имя, тем более в ласковой форме. Обращение к человеку по имени — это одно из средств добиться его расположения, в отличие от обезличенного «эй, ты» или «слышишь...». А если к доброжелательному обращению по имени добавить искренний комплимент, то многие проблемы можно решить намного проще и быстрее.
«Скульптура»
Цель: эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Правила: подчиняться «скульптору».
Процедура: дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
«Зеркало»
Аналогична игре «Скульптура», дети разбиваются на пары, один из них – «зеркало», должен повторять все движения и мимику того, кто «смотрится» в зеркало, потом дети меняются ролями. Потом обсудите с детьми, какую роль было исполнять труднее. Почему.
Упражнение «Самое лучшее»
Один участник тренинга садится в центре, остальные выстраиваются вокруг и по очереди называют самые лучшие черты его характера. Ведущий сам предлагает занять место в кругу тому или иному ребенку. Сначала в центре круга располагаются дети, занимающие «среднее» положение в классе, затем — «изолированные» и с низкой самооценкой. Это упражнение дает возможность всем участникам по-новому взглянуть на этих ребят и способствует коррекции заниженной самооценки отдельных учащихся.
"Имя"
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке вашего ребенка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
Можно поиграть и в " Прятки", и в "Жмурки", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Ребятам старшего возраста можно предложить такое творческое задание, как составить на компьютере коллаж: «Великие люди, носившие моё имя». Можно его потом распечатать и повесить в комнате ребенка
Каким образом можно повысить самооценку ребенка?
Обращаю Ваше внимание, что наибольшую тревогу должна вызывать именно пониженная самооценка Ваших сына или дочери. Ее корректировать сложнее, нежели повышенную самооценку. Уважаемые родители, обратите внимание, что ключевым словом в рекомендациях будет «помогите».
1. Поговорите с ребенком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всем: во внешнем облике, в характере. Попросите записать также и свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все хорошее, что в нем есть. Помогите ему, напомните.
2. Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков. Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох, как ему кажется.
Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.
3. Постарайтесь изучить все лучшее, что в нем есть. Подумайте,
как он может развивать это в себе. Помогите найти ему дело, которое поможет проявить свои способности.
4. Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же можно надеяться на успех. Повторяйте ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую очередь вас).
Если самооценка ребенка завышена, у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.
Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы — как заниженная.
Неудача воспринимается как результат неблагоприятно сложившихся обстоятельств или «происки врагов». Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний.
Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности.
В завершение хочу напомнить вам, дорогие родители, что самым важным для ребенка является осознание и понимание того, что родители его любят. Любят таким, какой он есть.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
№ 1, 3, 6, 7характеризует установку на преодоление препятствий № 2, 19, 18, 11, 12общительность, дружескую поддержку № 4устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) № 5утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость № 9мотивация на развлечения № 13, 21 отстраненность, замкнутость, тревожность № 8характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя № 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация № 14кризисное состояние, «падение в пропасть». № 20часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивность , способы ее коррекции (старший дошкольный возраст).
Как часто вам приходится слышать от своих детей: «А Петя меня стукнул! », «А Коля меня толкнул! »? А как часто нам и жалобы, и демонстративный крик: «Уходи, не мешай, надоел! », и оскорбления: «Дурак…...

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"
Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...
Консультация для родителей на тему: «Страхи у детей дошкольного возраста и способы их коррекции ».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85» Консультация для р...

Консультация для родителей "Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей с ОВЗ" 2020 г.
В узком смысле слова изотерапия - это направление арттерапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых....

Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»
Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»...

Консультация для родителей старших дошкольников "Причины агрессии у ребенка и способы её коррекции"
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может ...

