Стань успешным, развивая свое мышление
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дивергентное мышление - как обязательное условие для развития творческих способностей человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Стань успешным, развивая свое мышление
В современном мире очень востребованы сотрудники с креативным мышлением, новым видением, решающие поставленные задачи нестандартными методами. Креативность играет ключевую роль в различных сферах жизни, включая бизнес, образование, науку, искусство и технологии. По данным отчёта Всемирного экономического форума «Профессии будущего — 2023», креативное мышление становится ключевым навыком сотрудника для работодателей. В 2004 году Google запустил интригующую кампанию, разместив на рекламных щитах задачи, решение которых приводило на специальный сайт. Этот сайт содержал еще более сложные задачи, а на кону стояло приглашение на работу. Такая сложная схема нужна была Google для поиска сотрудника, который обладает врожденным любопытством. Тех, кто не боится искать и задавать вопросы. Эта кампания стала культовой, поскольку обращалась напрямую к ключевому качеству — жажде познания. И это был не просто маркетинговый ход. Компании вроде Google понимают, что любопытство сотрудников не просто компетенция, а стратегическое преимущество. Оно не только открывает новые двери для людей, но и меняет правила игры для целых организаций.
Культивация любопытства сотрудников в преуспевающих корпорациях России и мире — это ключ к привлечению лучших талантов, развитию инноваций и укреплению взаимодействия между командами. Любопытство – это базовая потребность многих живых существ, которая побуждает искать информацию, решать проблемы и исследовать мир, это тяга к чему-то нелинейному, нестандартному. Любопытство — это не просто черта характера или временный интерес, это один из фундаментальных двигателей мышления, эволюции и культуры. В истории человечества любопытство стало той силой, которая вытолкнула сознание за пределы инстинктов и непосредственных потребностей. Желание понять неизвестное лежит в основе философии, науки и искусства. Каждый вопрос «почему?» или «что будет, если?» рождается из стремления восполнить пробелы в знании и расширить границы опыта. Любопытство — это неотъемлемая часть процесса познания, которая заставляет человека не просто наблюдать мир, но и активно изменять его.
С точки зрения психологии развития, любопытство формируется с первых месяцев жизни. Исследования показывают, что младенцы демонстрируют предпочтение новых стимулов по сравнению с уже знакомыми, что указывает на фундаментальность этой черты для человеческого сознания.
Любопытство играет важную роль в развитии творчества, Творческое решение проблем обуславливается интеллектом, опытом и дивергентным мышлением. Но именно последнее является обязательным условием для развития творческих способностей - это способность находить множество решений возможных задач, способность по разному интерпретировать условия задачи, позволяет нам генерировать решения, в особенности нетривиальные. Это способность мыслить не логически: мыслить по аналогиям и ассоциативно. Большинство людей способны предложить 10-15 вариантов использования обычной канцелярской скрепки, люди с высоким интеллектом могут предложить свыше 100, при этом они задаются вопросами, а может ли скрепка быть 10 метров и более, и сделанной из пластика. Это все та же канцелярская скрепка, но уже непохожая на другие. В книге Джордж Лэнд и Бет Джарман «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня» (George Land and Beth Jarman, Breakpoint and Beyond: Mastering the Future Today) описывали результаты исследования дивергентного мышления. Исследование заключалось в серии тестов. Если испытуемый набирал определенное количество баллов, его считали гением дивергентного мышления. На первом этапе участниками исследования были дети 3 – 5 лет. Результаты показали, что из 1600 детей «гениями» оказалось 98%. Это было лонгитюдное исследование. Через 5 лет учёные повторили это же исследование с теми же испытуемыми, которым было 8 – 10 лет и результат уже был 50%. Опрос был повторён ещё через 5 лет. Результатов «гениальности» достигли только 32% детей. Тогда учёные дали те же самые тесты 200 000 взрослых, и только 2% смогло перешагнуть рубеж «гениальности» в дивергентном мышлении.
У всех людей есть такая способность, с возрастом у большинства людей она исчезает. Что происходит? Мы привыкли, что маленький ребёнок ничего не умеет, и постепенно учится или его обучают, и он становится всё лучше и лучше. Результат эксперимента показывает, как дети постепенно теряют свои творческие способности во время обучения в образовательных учреждениях. Но, учитывая, что любопытство является базовой потребностью и заложено у каждого человека, то в любом возрасте, при желании и мотивации дивергентное мышление можно развивать. Да, одни склонны к дивергентности больше, чем другие, но работать над этим умением может каждый. Творить — это привычка, поэтому регулярность и упорство — главные компоненты в развитии дивергентного мышления.
Исследователи обнаружили, что творческое мышление тесно связано с рядом личностных качеств. Эти черты можно развивать, и они помогают легче выходить за рамки привычного и генерировать нестандартные идеи. Итак, дивергентное мышление включается, когда мы сталкиваемся с задачами, у которых нет одного очевидного решения. И тут на помощь приходит дивергентное мышление, которое помогает придумать множество вариантов. Вот некоторые из них.
- Открытость новому опыту
Мозг человека устроен так, что всё новое часто воспринимается как небезопасное и потому вызывает тревогу. И её важно научиться преодолевать. Чтобы развить открытость, важно осознанно пробовать новое. Чем чаще, тем лучше. Пойдите новым маршрутом домой, закажите блюдо, которое никогда не пробовали, посмотрите сериал непривычного для вас жанра или опробуйте курс рукоделия, о котором раньше толком не знали.
- Склонность к исследованию нестандартных путей
Способ развития — генерировать идеи. Постарайтесь регулярно изобретать нестандартные способы использования обычных предметов или задавать людям необычные вопросы. Например: «Что бы ты сделал, если бы у тебя было три лишних часа в сутках, но только сегодня?», «Как бы ты провёл отпуск, если бы не знал, кто ты и чем занимаешься?».
- Независимость суждений
Способ развития — изучение искусства. Картины, музыка и книги имеют множество коннотаций. Чтобы потренировать независимость суждений, сходите на экскурсию в любую галерею и задумайтесь: «Почему эта работа вызывает у меня такие эмоции?»
- Низкий уровень конформности
Способ развития — знакомиться с философскими идеями. Они часто поднимают нестандартные вопросы и помогают увидеть привычные вещи под новым углом. Например, размышления о том, что такое справедливость, свобода или счастье в разных культурах, могут пошатнуть автоматические убеждения и расширить восприятие.
Итак, дивергентное мышление — это умение придумывать новые идеи, а ещё способность видеть возможности там, где другие видят препятствия. Этот навык открывает перед нами безбрежные горизонты для творчества и решения сложных задач.
Чем чаще вы тренируетесь искать нестандартные решения, тем легче вам будет адаптироваться к переменам и находить ответы на вопросы, которые кажутся сложными. Будьте готовы выходить за рамки привычного, не бойтесь ошибаться и экспериментировать. Ведь в поиске новых путей и идей вы не только развиваете дивергентное мышление, но и открываете новые возможности для своего развития и роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Мы подарок маме покупать не станем, нарисуем сами своими руками».
К празднику 8 марта...

Доклад на тему: "Использование светоотражающих элементов.Стань ярким, сохрани свою жизнь!»
Использование светоотражающих элементов....

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по направлению «Физическое развитие», по теме: «Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься»
Цель: развивать у детей интерес к занятиям гимнастикой.Задачи: 1. Развивать физические способности детей, укреплять их здоровье.2. Познакомить детей с историей возникновения гимнастики.3. Дать детям з...

Детская развивающая игра "Грядка с овощами" своими рукамиЦель: - развивать мелкую моторику рук; - развивать логическое мышление; - закреплять умение называть овощи и сравнивать их с геометрическими фигурами - закреплять элементарные математические пре
Детская развивающая игра "Грядка с овощами" своими руками .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15491305","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"4...

Конспект НОД по познавательно – творческой практике «Мы подарок маме покупать не станем, Приготовим сами своими руками»
Цель: создание условий для развития творчества детей через трудовую деятельность.Задачи:1.Развивать познавательную активность и творческое воображение детей, интерес и ув...

Фотоотчет группы «Мы подарок маме покупать не станем, сделаем сами своими руками!»
Мама – это начало нашей жизни, самый тёплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботиться о мамах, радовать их хорошим...

Конспект НОД «Мы подарок маме покупать не станем, нарисуем сами своими руками», март 2021 г.
1. Непосредственно- образовательная деятельность Воспитатель: Макрушина Т.В.2.Возрастная группа: разновозрастная №23. Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие» (декор...
