Буклет "Зима в классической музыке"
консультация

      В буклете представлена информация о музыкальных произвдениях, посвящённых зиме, которые родители могут прослушать дома вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_zima_v_tvorchestve_kompozitorov.docx211.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

        В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура.

        Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ребёнком и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, увлечение только «легкой» музыкой препятствуют развитию ребенка, обедняют его кругозор.

Уважаемые родители!

В этом буклете мы предлагаем Вашему вниманию музыкальные произведения о зиме, которые Вы можете прослушать с детьми дома. А информация буклета поможет Вам лучше понять их и преподнести ребёнку в интересной форме.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года».

А. Вивальди "Времена года" Зима

Написанный во времена барокко цикл из 4-х концертов "Четыре сезона " стал самым известным сочинением Антонио Вивальди. Времена года, зима - это концерт №4 знаменитой работы итальянского мастера "Four Seasons ".

В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.

Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297

Последний концерт музыкального и поэтического цикла «Времена года» связано с такой частью суток, как полуночь, и с таким регионом Италии, как предгорье Альп, с застывшими подо льдом вулканическими озерами и заснеженными вершинами.

Сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

Начинается «зима» в произведении Вивальди с построения мелодии на голосах басовой части оркестра. Высокие реплики соло обыгрываются низкими аккордами, яркая и воздушная мелодия дробится на отдельные фрагменты, то слышится певучая виолончель, то нарастает гул оркестра, играющего гаммы, что имитирует стужу и порывы северного ветра.

Вторая часть концерта наполнена светлым и умиротворенным настроением. В темпе Largo синхронно звучит сольная скрипка, ей вторят альты и басы. Звуковой ряд используется трехмерный, а лирические интонации и трели на верхних нотах напоминают мелодию оперной арии.

В последней части «зимы» Вивальди собирает по «кусочкам» картину всего циклического произведения, используя тематические мотивы других концертов, следуя старинному стилю «барокко». Трогательное вступление соло поддерживается первыми скрипками и альтами, слышен тянущийся органный звук, а завершает сюжет яркий и стремительный пассаж всего оркестра.

Симфония "Зимние грезы"

П. И. Чайковского – величественный гимн русской природе.

Симфония "Зимние грезы" - бессмертное творение Петра Ильича Чайковского.

Написано произведение на даче Мятлевых в 1866 году под впечатлением от очарования великолепной русской природы, которая окружала молодого композитора. Музыка симфонии необыкновенно тонко и проникновенно передает особый колорит зимних пейзажей, а также широкую гамму эмоций человека, связанных с впечатлениями от заснеженных лесов и угрюмого туманного озера, новогодней елки в усадебном доме и широкого празднования масленицы - завершения зимы.

Первая часть симфонии названа "Грёзы зимнею дорогой". Это очень выразительное музыкальное описание зимнего путешествия в санной повозке среди лесов и полей. Холодные стремительные мотивы передают настроение путника, созерцающего утонувшие в огромных таинственных сугробах деревья, мерцающие огоньки дальних деревенек, бескрайние просторы, заснеженные холмы и скованные льдом реки.

Вторая часть получила название "Угрюмый край, туманный край". Сдержанность и мрачное великолепие северного края прекрасно передано композитором в музыке этой части симфонии, которую автор написал под впечатлением от посещения Ладожского озера.

Третья часть "Скерцо" - предпраздничная суета, восхищение великолепием лесной красавицы-елки и, наконец, просто сказочный бал, на котором в очаровательном вальсе кружат счастливые пары. Музыкальная культура не имеет аналогов этому трепетному описанию празднования Нового года и Рождества!

Финал – это настоящий гимн всепобеждающей силе природы и человека. Широкая масленица с безудержными гуляньями, плясками, катанием на санях и, конечно же, блинами – это победа над зимним оцепенением и холодом. Впереди солнце, весна, жизнь!

П. И. Чайковский "Времена года" Зима

"Святки". Декабрь

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский

С эпизодами вальса в произведении чередуются быстрые фрагменты, которые вновь переходят в более спокойную мелодию и передают безмятежность людей, собравшихся возле наряженной елки.

"У камелька". Январь

"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С.Пушкин

Зима во всей красе, крестьянские дети дышат на узоры замерзшего кона и просятся на улицу. Еле-еле теплится огонь у домашнего камелька, женщины и девушки занимаются домашней работой, прядут, вышивают, готовят еду, сопровождая каждое свое действие народной песней. Эта пьеса композитора навевает лирическое настроение, хочется предаваться мечтам, засыпая у открытого огня и роняя книгу.

Ностальгия по лету звучит в теплых и открытых звуках, мечтательной и сентиментальной мелодии. Переливы пассажей с короткими и быстрыми мотивами создают легкую музыкальную аллегорию, постепенно затихая, как в тепле тает снег, принесенный с улицы и лежащий на поленьях вязанки дров, как растворяется мечта, о которой думаешь перед сном.

Масленица". Февраль

"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
П.А.Вяземский.

Последний месяц зимы – долгожданная масленица и пир горой, перед началом поста нужно как следует повеселиться, чтобы вспоминать потом до праздника светлой Пасхи. Так в эпиграфе к этому музыкальному сочинению писал замечательный поэт Петр Вяземский, тоже любивший описывать природу и времена года.

У Чайковского «февраль» получился озорным и веселым, полным потех и народных забав, увенчанных звонким смехом детворы. Звучат русские народные инструменты, молодежь гуляет по улицам и поет песни, один музыкальный сюжет сменяется другим, легкоузнаваемым и связанным с названием темы.
Ритмичная мелодия постоянно перебивается громкими аккордами и низкими нотами – это шумит и заливается смехом толпа, провожая зиму и празднуя скорый приход весны.

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение ЗАТО г. Североморск

«Североморская школа полного дня»

             

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2821729/7054ed9b-87f5-4453-8bcf-eac88a0e4a22/s1200?webp=false

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Цель: Развивать умение осознанно оценивать произведения изобразительного искусства, чувствовать колорит, замечать особенности использования художником тёплой и холодной цветовой гаммы для создания опр...

конспект НОД по музыке в старшей группе «Сказочные образы в классической музыке»

Цель:-развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки; -вызвать средствами музыки интерес, активность при слушании классической музыки...

План-конспект НОД по музыке "Сказочные образы в классической музыке" (старшая группа)

Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки....