Долгосрочный проект "Русские народные игры"
проект (старшая группа)

Франц Наталья Владимировна

Долгосрочный проект "Русские народные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkie_narodnye_igry_starshaya_gruppa.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                      Заведующий МБДОУ «Горный ДС»

                                                                                       ___________ Н.В. Суравешкина

                                                                                       «____» сентября 2025г.

Долгосрочный проект в старшей группе

комбинированной направленности

«Русские народные игры»

                                                    Воспитатели: Франц Н.В.

                                                                                 Достовалова Т.В.

Долгосрочный проект в старшей группе

комбинированной направленности

«Русские народные игры»

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок

В. Сухомлинский

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2025г. – май 2026г.

Актуальность проекта

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Согласно ФГОС ДО социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и воспитание детей через народное творчество. К. Д. Ушинский, хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, а ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребёнка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию всех народов.

Народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто их придумал? На эти вопросы есть только один ответ: они, как сказки и песни тоже созданы народом. В народных играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, взаимовыручка, благородство и многие другие. Они сопровождаются считалками и зазывалками. Современные дети играют в эти игры все меньше и меньше. Игры, созданные народом, оказались забытыми. С самого раннего детства детей теперь увлекают компьютерные игры, телевизор. Они мало двигаются, реже общаются со сверстниками. Незаслуженно забытые старые русские народные хороводные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры. И это побудило нас к разработке проекта. Как поддержать интерес детей к народным играм? Задача педагога помочь им в этом, научить играть самостоятельно и с удовольствием. Ведь если с самого раннего детства начинать знакомить детей с родной культурой, национальными традициями, народными праздниками, играми, то это будет способствовать духовно- нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Игра, как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, может стать «мостиком» для возрождения народных традиций, способствующих духовно-нравственному воспитанию. В народных играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о мужестве, желание обладать ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Игра требует внимания, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. Народные, подвижные, хороводные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях. Все народные игры разнообразны и увлекательны. Поэтому увлечь детей будет не трудно. Самое главное поддержать интерес к ним и заново познакомить с правилами народных игр. Поэтому проект актуален и создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь поближе узнать свое прошлое, свои истоки.

Таким образом, народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. Яркая культура русского народа складывается из обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.

 Новизна проекта:

Возрождение интереса к обрядовым русским играм и хороводам, используя ИКТ (мультимедийные презентации, видео ролики, виртуальные экскурсии).

Цель:

Приобщение детей к истокам национальной культуры через народные игры, формируя духовно-нравственные качества.

Задачи:

  • Создать условия для вовлечения детей в игровую деятельность.
  • Расширять представления детей о традициях и обычаях народов, хороводе и народных играх, через знакомство с фольклором.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость.
  • Способствовать эмоциональному, духовно- нравственному, интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству в работе над проектом. Воспитывать уважение к традициям и культуре своего народа.

Предполагаемый результат работы:

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.
  • Пробуждение интереса к культуре родного края.
  • Активное проявление интереса к народным обычаям, играм и праздникам русского народа.
  • Формирование способности договариваться, оказывать помощь друг другу, окружающим, играть дружно.
  • Удовлетворение педагогов по результатам своей работы, получая дополнительный материал по данной теме.
  • Установление партнерских отношений с родителями к реализации проекта.

Этапы реализации проекта

этапы

сроки

мероприятия

Подготовительный

сентябрь

  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • Подбор художественной литературы (народные хороводные игры, сказки, стихи, рассказы,

пословицы, поговорки загадки; аудио-видео записей с песнями, мультфильмами; картин, фотографий, иллюстраций).

Разработка плана мероприятий.

Основной

Октябрь- апрель

       Октябрь

    1 неделя

  • Беседа с детьми «Народные игры и традиции».
  • Разучивание русской народной игры «Гуси-лебеди».

    2 неделя

  • заучивание речевых игр, «Мирилки».
  • Разучивание русской народной игры «Плетень».  

3неделя

  • Мультимедийная презентация «Рассказ об истории разных народных подвижных играх».
  • Разучивание русской народной игры «Эй, кузнец».

    4 неделя

  • Виртуальная экскурсия «Откуда игры к нам пришли?».
  • Разучивание народной игры «Огородник».

Ноябрь

1 неделя

  • Консультация для родителей «Детский фольклор в музыкально-эстетическом воспитании

дошкольников».

  •    Разучивание народной игры «Золотые ворота».

        2 неделя

  • Дидактическая игра «Узнай игру по картинкам».
  • Разучивание народной игры «Дударь».

       3 неделя

  • Просмотр видео «Старинный быт русской избы».
  • Разучивание русской народной игры «Снежок».

      4 неделя

  • Изготовление атрибутов к зимним народным играм.
  • Развлечение «Играем с родителями».

Декабрь

       1 неделя

  • Заучивание считалок.
  • Разучивание русской народной игры «Мороз-Красный нос».

2 неделя

  • Заучивание потешек.
  • Разучивание русской народной игры «Платок».
  • 3 неделя
  • Просмотр видео «Как играли в старину».
  • Разучивание русской народной игры «Ледяные ворота».

4 неделя

  • Заучивание закличек.

Разучивание русской народной игры «Дед Мороз».

Январь

2 неделя

  • Разучивание закличек к колядкам.
  • Развлечение «Святки- колядки».

3 неделя

•    Просмотр презентации «Святки – колядки в      старину».

Разучивание русской народной игры «Северный и южный ветер».

4 неделя

 Заучивание считалок

 Разучивание русской народной игры «Салки».

       Февраль

1неделя

  • Разучивание русской народной игры «Матрѐшка».
  • Разгадывание загадок.

        2 неделя

  • Заучивание закличек.
  • Разучивание русской народной игры «Ручьи».

3 неделя

Просмотр видео «Народные игры во дворе».

Разучивание русской народной игры «Салки с домом».

4 неделя

  • Развлечение «Играем с родителями».
  • Разучивание русской народной игры «Хромая ворона».

        Март

      1 неделя

  • Развлечение на улице «Проводы зимы».
  • Разучивание русской народной игры «Гнёздышко».

                 2неделя

  • Заучивание считалок.
  • Разучивание русской народной игры «Заря-заряница».

3неделя

  • Просмотр презентации «Старинные забавы».
  • Разучивание русской народной игры «Ладошки».

4 неделя

  • Заучивание прибауток.
  • Разучивание русской народной игры «Картошка».

Апрель

1 неделя

  • Мультимедийная презентация «Забытые народные игры».
  • Разучивание русской народной игры «Вода-водица».

2 неделя

  • Разучивание русской народной игры «Шел козёл по лесу».

3неделя

  • Разучивание русской народной игры «Ты катись весёлый бубен».
  • Заучивание «Мирилок».

4 неделя

  • Разучивание русской народной игры «Цепи кованные».

Май

     1-4 неделя

  • Рисование на тему «Мои любимые игры».
  • Выставка детских работ.
  • Игры по желанию детей.

Заключтелный этап

Май

Презентация проекта на педсовете.

Ожидаемые результаты:

В процессе приобщения детей к русскому народному творчеству        появляется возможность познакомить детей с многообразием народных, хороводных игр.

Участие в проекте поможет детям:

  • Сформировать устойчивый интерес к народным, подвижным, хороводным играм, желание играть вместе.
  • Пополнить знания о традициях и обычаях русского народа.
  • Развить двигательную активность (ловкость, силу, быстроту, выносливость).
  • Проявить нравственные качества: доброта, взаимопомощь, умение и желание играть дружно, отзывчивость, сострадание.
  • Пополнить словарный запас по данной теме (дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры, пословицы, считалки, мирилки).
  • Повысить способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку, испытывая чувство гордости за свои добрые поступки.
  • Дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Участие в проекте поможет родителям:

  • Пополнить знания о традициях и обычаях русского народа.
  • Создать систему социального партнѐрства ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания детей.
  • Активно участвовать в народных играх и совместных праздниках.

Участие в проекте поможет педагогам:

  • Установить партнерские отношения с родителями, привлекая к совместному сотрудничеству;
  • Пополнить        развивающую среду атрибутами к играм, народными костюмами, пособиями по нравственному воспитанию.
  • Повысить профессиональное мастерство в        воспитании детей;
  • Осуществлять        совместную        деятельность        с        детьми        с        учетом        интеграции образовательных областей.

Литература:

  1. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие[текст]/О.Л. Князева, М.Д. Маханева – СПБ.: Детство-Пресс, 2016г.
  2. Куприянова, Л.Л. Русский фольклор[текст]/ Л.Л. Куприянова - М.: Мнемозина, 2002.- 79с.
  3. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие [текст]/ М.Ф. Литвинова - М.: Айрис- пресс, 2003 г.- 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Народные подвижные игры"

Долгосрочный проект "Народные подвижные игры"...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Народный промысел России»

Познавательно-творческийдолгосрочный проект «Народный промысел России»...

Долгосрочный проект «Народные игры»

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деят...

ПРОЕКТ Тема: «Русские народные игры» (Долгосрочный), познавательный, физический, речевой, социально-коммуникативный, художественно-эстетический для детей 6-7лет)

Информационная карта проекта.Наименованиепроекта«Русские народные игры»(Долгосрочный), познавательный, физический, речевой, социально-коммуникативный, художественно-эстетический  для ...

ПРОЕКТ Тема: «Русские народные игры» (Долгосрочный), познавательный, физический, речевой, социально-коммуникативный, художественно-эстетический для детей 6-7лет)

Информационная карта проекта.Наименованиепроекта«Русские народные игры»(Долгосрочный), познавательный, физический, речевой, социально-коммуникативный, художественно-эстетический...

Долгосрочный проект «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» с детьми старшего дошкольного возраста

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деят...