Как правильно сформировать самоуважение у дошкольника
консультация
как постоять за себя в коллективе, где грань самоуважения и агрессивного поведения - основные темы данной консультации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка постоять за себя, как правильно сформировать самоуважение» - этот вопрос волнует родителей.
Начало формирования самоуважения закладывается еще в младенчестве и ко времени, когда дети достигают дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), они уже имеют готовый базис. Но родители и педагоги дошкольных учебных заведений тоже могут многое сделать и надстроить этот базис таким образом, чтобы ребенок сохранил чувство собственного достоинства в течение всего периода своего роста и развития.
Дети с хорошей самооценкой и развитым чувством самоуважения более гибкие, выносливые, они уверенно проявляют себя, потому что ожидают положительных результатов. Хотя дошкольники еще немного юны для того, чтобы основывать свое самоуважение на восприятии их сверстниками, тем не менее, уже хорошо знают, отличаются ли они от других детей. Обучая ребенка навыкам грамотной игры и взаимоотношений, вы можете укрепить его самоуважение.
Жизнь жестока – говорят мужчины, в ней надо пробиваться с боем, а у нас растет слюнтяй. Это и понятно - всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были сильнее и счастливее нас. Давайте поможем им в этом. Только сделать это надо грамотно.
Далеко не все дети успешно осваивают уроки самообороны. Многие зажимаются еще больше, поскольку не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы. А потому предпочитают не жаловаться отцу на обидчиков, скрывать свои переживания, перестаю доверять родителям, отчуждаются от них. Это порождает еще большие проблемы, ведь, утрачивая опору в лице взрослых, ребенок ощущает свою полную беззащитность. А если он еще и от природы не смел, страх перед миром может стать паническим.
Но есть и другая крайность. Есть дети, которые, чуть что, привыкли кидаться на обидчиков с кулаками. Им бывает очень трудно ужиться в коллективе. К ним быстро приклеивается ярлык хулигана и вокруг него образуется вакуум. С ним предпочитают не связываться. Отвергнутые дети озлобляются, у них постепенно растет желание мстить. А это порождает ответную реакцию и так до бесконечности. К школе у ребенка может сложиться устойчивое убеждение, что вокруг одни враги, а это прямой путь к депрессии.
Но как же быть? Размышляя над этим, важно разделить два момента: отношение к ситуации самого ребенка и отношение родителей. И спросить: а так ли драматично обстоят дела в глазах вашего сына или дочери? Действительно ли, их обижают, унижают, подавляют? Или это в вас самих всколыхнулись какие-то старые обиды, и вы невольно приписываете детям свои представления о жизни? К сожалению, дело частенько обстоит именно так. Почему «к сожалению?». Да потому, что в ребенке таким образом закладывается комплекс неполноценности. Не зафиксируй взрослый внимание на какой-то мелкой несправедливости, совершенной по отношению к его ребенку, тот, может быть, и ничего и не заметил бы. Ну, толкнули, ну поддразнили, ну не приняли в игру, С кем не бывает? Сейчас не приняли, а через полчаса примут. Две минуты назад толкнули, а еще через две минуты он кинется куда-то стремглав и тоже нечаянно толкнет кого-нибудь. Детские обиды обычно нестойки и быстро улетучиваются. Но когда на обиде фиксируют свое внимание взрослые, она приобретает иной статус, как бы получает официальное признание. А ведь некоторые родители не просто заостряют внимание ребенка на пустяковой обиде, они пытаются выяснять отношения в присутствие ребенка и других родителей и подчас разговор происходит на повышенных тонах. А дети все слышат….
Ведь нередко, взрослые раздувают из мухи слона, и этим самым только вредят ребенку, раздувая его самолюбие. А раздутое, гипертрофированное самолюбие мешает ребенку нормально строить отношения с окружающими. Он во всем выискивает подвох, вспыхивает как спичка, при любом неосторожном слове, сказанном в его адрес.
Но если ребенок везде, куда бы не попал, оказывается жертвой, значит, дело не только в коллективе. Скорее всего, в нем самом есть нечто, что провоцирует обидчиков. Ведь слабых, но тихих, неконфликтных детей, обычно не обижают. Устойчивую агрессию провоцируют «занозистые» дети. Такие, которые сами задираются, а потом бегут жаловаться. И учить их надо не столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими: не обижаться, не претендовать на постоянное лидерство, относиться к ребятам доброжелательно, не ехидничать, не дразниться. Ведь взрослая жизнь и впрямь бывает жестокой.
Еще более важно то, как взрослые относятся к ребенку. Когда они уважают своего маленького дошкольника, внимательно слушают и откликаются на его потребности, ребенок чувствует, что его любят и ценят. В свою очередь, он тоже будет учиться отвечать тем же.
Будьте примером для подражания! Родители, уважающие себя и имеющие адекватную самооценку, естественным образом способствуют формированию самоуважения в своих детях. Если вы чувствуете себя комфортно от того, кто вы есть, существуют отличные шансы, что и ваш дошкольник будет относиться к самому себе хорошо. Дети - великие подражатели, поэтому, когда они видят, что взрослые из их окружения демонстрируют уверенность в себе и уверенность в своих силах, они обучатся такой модели поведения.
Если вы будете с юмором относиться к своим ошибкам и стараться учиться на них, ваш ребенок поймет, что ошибки можно исправить. Дети дошкольного возраста, способные рискнуть, допуская возможность совершения ошибки, более склонны пробовать что-то новое, экспериментировать и осваивать ранее неизвестные им навыки, что тоже повышает их самоуважение.
Способствуйте подходу «могу и делаю». Когда ваш дошкольник усердно трудится и достигает успеха, обязательно отметьте его. Не ждите, пока он достигнет своей конечной цели, празднуйте каждый победный шажок на его пути. А также выполняйте следующие действия:
как только ребенок приобретет определенный навык, предложите ему новый, что сделает его немного гибче и расширит возможности;
придумайте ему какое-то задание, которое не сокрушит его, но при этом потребует дополнительных усилий;
укрепите его в мысли о том, что он на многое способен, поскольку справляется с каждым новым вызовом.
Даже маленькие победы способны придать чувство уверенности в себе и укрепить его самоуважение.
Определите сильные стороны ребенка. Будьте осторожны, сравнивая своего ребенка с другими детьми. Если ваш ребенок выражает желание быть похожим на другого ребенка, ответьте ему следующее: «Да, твой друг быстро ездит на велосипеде, и ты тоже хорошо прыгаешь. Покажи мне, пожалуйста, как высоко ты можешь подпрыгнуть». Переведите внимание на вашего ребенка - на то, что у него хорошо получается, в чем лично он преуспевает. Всегда подчеркивайте, что у всех разные навыки и каждый человек по-своему особенный.
Развивайте таланты. По словам доктора Салли Сакс, психотерапевта и автора книги «Как воспитать следующего президента», одним из способов укрепления самоуважения является помощь детям в насыщении их свободного времени продуктивными занятиями. К тому же очень важно не только поощрять их игры с друзьями, но и такой род деятельности, который пробуждает желание жить и раскрывает смысл жизни.
«Помогите ребенку полюбить и принять все его особенности, чтоб он смог достичь чувства целостности, любви и непрерывной связи как с самим собой, так и с миром», - говорит Сакс. Связь с миром и принятие себя, как необходимые спутники друг друга, жизненно важны для здоровой самооценки и формирования достойного самоуважения - это один из самых ценных подарков, которые вы можете сделать своему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как выбрать обувь малышу, чтобы правильно сформировалась ножка"
Памятка для родителей"Как выбрать обувь малышу, чтобы правильно сформировалась ножка"...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Юные леди и джентльмены или как правильно сформировать красивую осанку"
По тому, как стоит человек, можно судить о его воспитании, о культуре поведения и отношении к тому человеку, который находится рядом с ним....

Практические рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагогов "Юные леди и джентльмены или как правильно сформировать красивую осанку"
Неправильная осанка не только существенно портит внешность ребенка, но и наносит вред здоровью. Сутулость или искривление позвоночника мешает работе внутренних органов, страдают межпозвоночные диски, ...
Методические рекомендации для воспитателей «Правильная осанка. Просто и весело» по использованию общеразвивающих упражнений с целью формирования правильной осанки у старших дошкольников.
Содержание Методических рекомендаций:Введение1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников2. Подбор оборудования для проведения комплексов общеразвивающих упражнений по...

Буклет "Как правильно сформировать самооценку ребёнка?"
Данный материал обращён к родителям дошкольников и может служить хорошим подспорьем для повышения самооценки детей дошкольного возраста....

