Использование обучающих дидактических пособий «Даров Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья (старшая, подготовительная группа)

ТОЛСТЕНКО ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель. Использование обучающих дидактических пособий «Даров Фребеля» в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики и творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл декабрь 202526.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование обучающих дидактических пособий «Даров Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Аннотация: Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель. Использование обучающих дидактических пособий «Даров Фребеля» в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики и творческого воображения.

Ключевые слова: Фридрих Фребель, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, речевое развитие, творческое воображение, дидактические пособия, мелкая моторика.

Речевое развитие дошкольников всегда являлось главной задачей в деятельности педагогов нашего ДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитием всех психических процессов с самовыражением, познанием других людей, речь также является средством общения.

В результате наблюдений за дошкольниками с общим нарушением речи, педагоги отметили, что дети испытывают значительные затруднения в различных видах детской деятельности. Дошкольники не умеют общаться друг с другом, вести диалог, не могут ясно и последовательно излагать свои мысли, не пользуются различными языковыми средствами в своей речи.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещѐ педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов, так называемые «Дары Фрёбеля». Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерева, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Особое значение игровой набор «Дары Фрёбеля» имеет для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей.

На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

  • «Текстильные мячики». Набор состоит из 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса.
  • «Основные тела». В наборе шар, куб и цилиндр, 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук.
  • «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера.
  • «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.
  • «Кубики и призмы». В наборе кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы.
  • «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из 33 деревянных плиток разного размера.
  • «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
  • «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных палочек разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм.
  • «Кольца и полукольца». Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм.
  • «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов, диаметром 10 мм.
  • «Цветные тела». В составе модуля шнурки для нанизывания и цветные бусины 3 разных форм – шарообразной, кубической и цилиндрической.
  • «Мозаика. Шнуровка». В ящике закреплено перфорированное поле, а продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам.
  • «Башенки». Комплект состоит из 44 элементов: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт.
  • «Арки и цифры». Модуль включает 9 кубиков с цифрами на гранях и дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм.

Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам ДОУ решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.

Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы соответствуют ФГОС и охватывают все образовательные области.

Комплект легко согласовывается с любой образовательной деятельностью. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Работа по реализации образовательной области «Речевое развитие» может происходить в нескольких направлениях:

  • НОД по речевому развитию согласно планированию;
  • совместная деятельность с детьми согласно разработанному плану;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды  для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

Исходя из задач познавательного развития, определенных ФГОС ДО, «образовательный процесс должен ориентироваться на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию». Взаимодействие с ребенком должно быть организовано таким образом, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Работа в данном направлении невозможна без помощи родителей. Они главные помощники в нашей работе. Родители наших воспитанников активно приветствуют появление такого пособия в группе, заинтересованно изучают игры. Этот дидактический материал можно использовать в домашних условиях. Он привлекателен и прост для понимания родителями того, как он может применяться в семейных занятиях с детьми, он мотивирует родителей на участие в различных детско - родительских проектах, вовлекает их в образовательную деятельность в условиях детского сада.

Исходя из этого, можно сделать вывод: дидактическое пособие «Дары Фрёбеля», способствует повышению мотивации к речевому общению, желанию делиться впечатлениями, высказыванию своих предположений, поиску ответов на вопросы, что в целом положительно влияет на развитие и обогащение речи и формирование речемыслительной деятельности воспитанников.

Список литературы

  1. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2017. – 227 с.
  2. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.
  3. Бейлина, А.Ф. Фрёбель: игры и игровые средства / А.Ф. Бейлина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 56-59.  
  4. Волосовец, Т.В. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами» / Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, И.Н. Ананьева. - Самара: Изд-во: ООО «Вектор», 2018. - 12 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассказывается о  применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед  детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

laquo;Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...