«Роль казаков - героев в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей нашего края, национальными особенностями, с культурой казаков, именно тогда, когда закладываются основы нравственности, то есть в дошкольном возрасте. В процессе воспитания необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, приемникам их традиций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль казаков - героев в патриотическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста»
Аннотация: статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей нашего края, национальными особенностями, с культурой казаков, именно тогда, когда закладываются основы нравственности, то есть в дошкольном возрасте. В процессе воспитания необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, приемникам их традиций.
Ключевые слова: казачество, наследие, патриотизм, история, традиции.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникла острая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Важно приобщать дошкольников к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества. Детство дошкольника – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю. Только в тесном содружестве дошкольного учреждения с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота своей Родины.
Казачество – это часть общей культуры, наше наследие. И мы должны не только сохранить, но и передать его детям, что бы они в свою очередь дали его следующему поколению. Именно тогда закладываются основы нравственности и чувство сопричастности и гордости как потомков первых переселенцев-казаков. Поэтому уже в детском саду важно формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух дошкольника. Необходимо создать условия для формирования у дошкольников любви к Родине раннего периода, для накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых форм поведения, взаимоотношений, приобщение к истории, традициям и культуре казачества. Культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей области, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой казаков. Необходимо прививать в дошкольном возрасте чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где вырос и живешь.
По наследству нам достались богатые традиции казачьих предков, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой родине – родной области.
Казаки - свободный народ, который служил своему народу. С древнего времени старшие казаки уделяли огромное внимание воспитанию подрастающему поколению, которое придет на защиту своего народа, сменив старших казаков.
Особое внимание, прежде всего, уделялось патриотическому воспитанию, ведь казак не казак, который не знает истории своей родины и не любит ее. В современном мире воспитанию подрастающего поколения так же уделяется огромное внимание. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Детство — время приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек, гражданской позиции, начальный этап возникновения патриотических чувств. Казаки - это православный народ. Начиная с образования казачества, воспитанием детей занимались крестные родители. Крестными в основном становились хорошо знакомые отцу люди. В первую очередь подрастающему поколению прививали навыки необходимые в повседневной жизни, с малого возраста казачата учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Крестные родители прививали казачатам православные трaдиции: обучали закону божьему. Казачат обучали уважению к старшим и основным правилам и законам. Обучение четко различалось: обучение мальчиков и девочек. С самого детствa воспитывали в мальчике настоящего война. К будущей военной службе сына готовили с первых дней жизни. Когда в семье рождался мальчик, ему в люльку клали шашку, нагайку, пулю. Eсли мальчик заинтересовaлся оружьем, знaчит, будет добрый казак. Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, когда в три года его сажали на кoня и отец вел его в обход дома, после чего брaл казачонка на руки, а крестный надевал на них обоих портупею. С трeх лет его обучали верховой езде, в пять владению шашкой, так же помогал отцу и братьям в поле. В современном мире патриотическое воспитание является актуальной темой. Современные дети и подростки очень часто забывают про такие слова как: отчество, родина, страна, а также патриотизм. Не зная своей истории у человечества нет будущего. Поэтому в разных городах создаются клубы, кадетские и казачьи группы, всероссийские организации, которые проводят работу по патриотическому воспитанию детей.
Приобщение детей к культуре, песням и играм казачества играет важную роль в патриотическом воспитании. Например, игра «Казаки-разбойники» помогает сформировать у дошкольников смелость, отвагу, честь, а также мужество и смекалку.
Казачьи народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.
Как правило, в каждой казачьей семье было много детей, игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движения, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков. Бесспорным является тот факт, что игры для девочек и мальчиков были разные. Игры для девочек были спокойные, чаще хороводные.
Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, его нужно не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его детям, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению. Ни одна война последних двух столетий не обходилась без участия этих смелых людей.
Главное призвание казака - быть опорой государства и в трудную минуту встать на защиту Отечества. С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с детьми, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ребёнок начинает понимать величие своей Родины; в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Герои-казаки есть и сейчас, они среди нас. Это люди, которые каждый день совершают подвиг, защищая нас с вами и нашу Белгородскую землю. Сейчас в зоне специальной военной операции находится 18,5 тысяч казаков. Более четырёх тысяч казаков уже отмечены государственными наградами. Изучение истории родной земли, родного города, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев казачества было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Роль казаков-героев в патриотическом воспитании детей заключается в том, что история героев-казаков служит примером для молодого поколения.
Изучение истории казаков-героев помогает формировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и конкретных исторических фактов. Таким образом, можно сделать вывод, что казачество играет важную роль в патриотическом воспитании дошкольников, так как позволяет привить им нравственные, моральные и духовные ценности, а также привить патриотическое чувство и развить его в дальнейшем.
Список литературы:
1. Даньшов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2006. 25 с.
2. Дорина Л. Край ты мой казачий!: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 119-120
3. Кабин В. Возрождение казачества. Новокузнецк: Держава, 2010. 83 с.
4. Казачество в истории России: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Москва) М.: Аспект, 2007. 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к р...

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое вос...

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое вос...
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Статья о роли художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Статья полезна как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена подборка детских литературн...

Статья «Роль казаков - героев в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей нашего края, национальными особенностями, с культурой казаков, именно тогда, когда закладываются основы нравственности, то есть в дошкольном ...

