Главные вкладки

    "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
    консультация ( группа) на тему

    Соловьева Надежда Юрьевна

    Консультация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_muzyki_v_patrioticheskom_vospitanii.docx19.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

            Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

              Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.

    Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

    «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,

    говорил Аристотель.

             Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.  

    Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах  в народных праздниках. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической  деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

    Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

    Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.   Широко используется  многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях. Дети играют на детских музыкальных инструментах русские народные мелодии, играют в русские народные игры.

         Заключительным этапом в развитии нравственно-патриотического воспитания путем приобщении к народному творчеству являются народные праздники и развлечения. В нашем детском саду во всех возрастных группах была проведена  Масленница, планируется проведение Пасхи. Народным праздникам предшествует разучивание народных, тематических песен, закличек, народных танцев и игр (песня«Блины», танцы «Масленница», «Подойди и поклонись», игра «Воротики»). Майя Ильина из подготовительной группы готовится выступать на конкурсе русской народной песни с песней «Пошла млада за водой»

    Для более полного ознакомления с русским народным творчеством я составила музыкальные аудиосборники :

    - «Русские народные песни для детей»

    - «Масленица, весна»

    - «Пасха»

    Печатный сборник русских народных игр.

    Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

    Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.

    Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, папа, близкие родные люди, окружающие его.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

    Заключительным этапом по формированию нравственно патриотических чувств при ознакомлении с образом Родины в музыкальном воспитании в нашем детском саду состоялся праздник во всех возрастных группах  «Праздник пап и мам», где дети пели песни о маме, папе, бабушке, рассказывали стихи, мальчики старшего дошкольного возраста танцевали танец «Богатыри», средние группы – «танец Силачей»

             Музыкальным материалом для воспитания любви к родине и семье послужило составление музыкальных  аудиосборников :

    - «Про Родину»

    - «На день матери»

    - «Песни о папе»

    Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников с нотами по данным темам

    Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

    Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Детям очень полюбились песни, такие как «Танк-герой», «Три танкиста», «Когда ветераны идут на парад»

    На тему «Защитники отечества» мною были составлены аудиосборники

    - «23 февраля»

    - «9 мая»

    Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников с нотами по данным темам

    Концерт к 9 мая перед ветеранами  помогает детям прочувствовать всю серьезность,  преданность и любовь российского народа к своей Родине

             Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства, через восприятие музыкальных образов, которые  вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания,  чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы, в чем очень существенна помощь произведений композитора Камиля Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»

    Великий композитор П.И. Чайковский в своем музыкальном цикле «Времена года» передает все величие русской природы, что не может оставить равнодушными юные сердца маленьких патриотов.

    Собранные аудиосборники «Весна-красна», «Осенние песни» и «Сад и огород» так же помогают понять детям родную природу, учат ухаживать за ней и беречь ее.

    Осенний праздник – праздник касания души родной природы – ежегодно радует детей , воспитывая тем самым маленьких патриотов своей Родины.

    Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

    Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

    В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

    Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

    «Роль музыки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

    laquo;Роль музыки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»...

    Презентация "Музыка в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

    Музыка в формировании  нравственно-патриотических чувств  у детей дошкольного возраста...