Мастер-класс для средней группы Тема: «В гости к друзьям: делаем бурятскую шапочку»
материал (средняя группа)

Золотавина Маргарита Юрьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для средней группы

Тема: «В гости к друзьям: делаем бурятскую шапочку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели:

 Шефер Екатерина Викторовна

Золотавина Маргарита Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2025  год

 

Тема: «В гости к друзьям: делаем бурятскую шапочку»

Дата: 30 октября

Время: 17:00 - 17:40 (не более 40 минут)

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Форма проведения: Игровая творческая мастерская.

Цели:

1. Познавательная: Дать первоначальное представление о бурятской национальной культуре через знакомство с головным убором — Малгай.

2. Развивающая: Развивать мелкую моторику, координацию движений, умение работать с клеем и готовыми деталями.

3. Воспитательная: Воспитывать интерес и уважительное отношение к традициям других народов России.

4. Эмоциональная: Создать атмосферу радости и совместного творчества в семье.

Задачи:

· Познакомить с бурятской шапкой, ее главными признаками (цвет, кисточка).

· Изготовить простую и красивую поделку-малгай, с которой ребенок сможет играть.

· Укрепить детско-родительские отношения в процессе совместного выполнения задания.

Материалы и оборудование:

· Для показа: Большая яркая картинка или кукла в бурятском костюме. Готовая поделка-образец.

· Музыкальное сопровождение: Негромкая фоновая бурятская народная музыка (инструментальная).

· Для поделки (на каждую пару "ребенок + родитель"):

  · Основа: Заранее подготовленные бортики ( полоски)

  · Верх шапки: Колпачки

  · Помпоны: Готовые цветные с блестками

  · Декор: стразики

  · Клей-карандаш и (безопасный и удобный для детей)./ клей пистолет (горячий клей)

  · Салфетки для рук.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент. Приветствие (5 минут)

· Время: 17:00-17:05

· Действия: Воспитатель встречает всех в кругу на ковре. Звучит тихая, мелодичная музыка.

· Речь воспитателя (эмоционально, игровым тоном): «Здравствуйте, мои большие и маленькие друзья! Я так рада, что вы пришли сегодня все вместе. Посмотрите, кто к нам в гости пожаловал? (большую картинку). Это наш друг из далекой и красивой Бурятии! А скажите, что необычного на нем надето? (Даем детям рассмотреть, обращаем внимание на шапку). Правильно, шапка! Она называется — Малгай. Она очень нарядная, с пушистым мехом и яркой кисточкой. Давайте сегодня сами станем мастерами и сделаем такие же красивые шапочки!»

2. Показ и объяснение (5 минут)

· Время: 17:05-17:10

Знакомься, буряты — дружный народ у озера Байкал!

Где живут?
Буряты живут в солнечной Сибири, рядом с самым большим и красивым озером на планете — Байкалом. Его называют «священным морем».

Чем занимаются?
Раньше буряты были кочевниками. Они разводили коров, овец, лошадей и коз и переезжали с места на место в поисках свежей травы для своих животных. Сейчас многие буряты живут в городах и сёлах, но до сих пор любят природу и ухаживают за животными.

Во что одеваются?
У бурят есть красивая национальная одежда:

· Дэгэл — это длинный халат, который и у мужчин, и у женщин завязывается особым способом.
· Он яркий, синего или зелёного цвета, с красивыми узорами.

Что любят есть?
Буряты очень любят вкусные и полезные блюда:

· Позы (или буузы) — это такие большие варёные «мешочки» с мясом. Они очень сочные и вкусные!
· Бухлёр — ароматный мясной суп, который готовят на костре.

Во что верят?
Буряты очень добрые и уважают природу. Они верят, что у гор, рек и озера Байкал есть свои духи-хозяева. Чтобы попросить у них удачи, они повязывают на деревья яркие ленточки.

Какой у них праздник?
Самый главный праздник — Сурхарбан. Это весёлый летний праздник, где все собираются вместе, чтобы померяться силой и ловкостью. Проходят скачки на лошадях, соревнования по стрельбе из лука и борьба.

Как поздороваться?
Чтобы поздороваться по-бурятски, нужно сказать: «Сайн байна!» (произносится «Сайн бэна!»), что означает «Здравствуйте!».

Буряты — очень гостеприимный, песенный и танцевальный народ! Они любят свою землю и умеют крепко дружить.

 

· Действия: Воспитатель показывает готовую поделку-малгай. Объясняет этапы, держа в руках все детали.

· Речь воспитателя: «Смотрите, какая шапочка у нас получится! Мы с вами — одна большая дружная команма. Родители будут нашими главными помощниками, а ребята — самыми главными художниками-украшателями! Сначала мы возьмем колпачок. Потом наклеим бортики, чтобы нашему другу не было холодно. А потом — самое интересное! Мы украсим шапку красивыми узорами и обязательно прикрепим вот эту яркий помпон! Готовы творить? Тогда прошу всех занять места за волшебными столами!»

3. Практическая часть. Совместная работа (20 минут)

· Время: 17:10-17:30

· Действия: Пары рассаживаются за столы. Воспитатель поэтапно показывает, что делать, параллеально проходя между столами и помогая.

  Этап 1: Основа.

  · Задача родителя: Помочь склеить полоски из фетра к колпачку.

  · Задача ребенка: Подавать детали, придерживать их, пока родитель мажет клеем.

  Этап 2: Мех и кисточка.

  · Задача родителя: Нанести клей на нижний край колпака.

  · Задача ребенка: Аккуратно приклеить полоску «фетр».

  · Вместе: Приклеить помпон на верхушку колпака.

  Этап 3: Украшение (самый творческий!).

  · Задача ребенка (при поддержке родителя): Выбрать самоклеящиеся стразики и наклеить их на шапку, создавая свой узор. Родитель помогает снять защитную пленку, если это трудно.

· Речь воспитателя (во время работы): «Какие вы молодцы! Какой красивый узор у вас! А у вас шапочка получилась совсем как настоящая! Не забывайте про свои помпончики!»

4. Физкультминутка-игра «Примерка» (3 минуты)

· Время: 17:30-17:33

· Действия: Когда основные шапочки готовы, воспитатель предлагает немного подвигаться.

· Речь воспитателя: «А теперь, пока наши шапочки чуть-чуть подсохнут, давайте встанем в круг и представим, что мы — гостеприимные бурятские друзья! Надеваем свои малгаи (дети и родители имитируют, что надевают шапки). Показываем, какие они на нас красивые (улыбаемся, крутим головой). А теперь поприветствуем друг друга, как это делают в Бурятии — слегка поклонимся и улыбнемся своему соседу! Молодцы!»

5. Завершение. Фотосессия и рефлексия (5 минут)

· Время: 17:33-17:38

· Действия: Все надевают свои готовые шапочки. Воспитатель организует общую фотосессию.

· Речь воспитателя: «Вот какие замечательные шапочки у нас получились! Вы все сегодня — настоящие мастера! Посмотрите, как мы красивы все вместе! Это и есть дружба народов — мы разные, но мы вместе и мы украшаем друг друга! Спасибо вам, дорогие родители, за помощь, а вам, ребята, — за старание! Пусть эти шапочки напоминают вам о нашем веселом празднике. Не забудьте забрать их с собой!»

6. Прощание (2 минуты)

· Время: 17:38-17:40

· Действия: Воспитатель помогает собраться, раздает возможно оставленные вещи.

· Речь воспитателя: «До свидания, друзья! Ждем вас снова в гости в

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Мастер-класс для средней группы

Тема: «В гости к друзьям: делаем бурятскую шапочку»

Воспитатели:

 Шефер Екатерина Викторовна

Золотавина Маргарита Юрьевна

Санкт-Петербург

2025  год

Тема: «В гости к друзьям: делаем бурятскую шапочку»

Дата: 30 октября

Время: 17:00 - 17:40 (не более 40 минут)

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Форма проведения: Игровая творческая мастерская.

Цели:

1. Познавательная: Дать первоначальное представление о бурятской национальной культуре через знакомство с головным убором — Малгай.

2. Развивающая: Развивать мелкую моторику, координацию движений, умение работать с клеем и готовыми деталями.

3. Воспитательная: Воспитывать интерес и уважительное отношение к традициям других народов России.

4. Эмоциональная: Создать атмосферу радости и совместного творчества в семье.

Задачи:

· Познакомить с бурятской шапкой, ее главными признаками (цвет, кисточка).

· Изготовить простую и красивую поделку-малгай, с которой ребенок сможет играть.

· Укрепить детско-родительские отношения в процессе совместного выполнения задания.

Материалы и оборудование:

· Для показа: Большая яркая картинка или кукла в бурятском костюме. Готовая поделка-образец.

· Музыкальное сопровождение: Негромкая фоновая бурятская народная музыка (инструментальная).

· Для поделки (на каждую пару "ребенок + родитель"):

  · Основа: Заранее подготовленные бортики ( полоски)

  · Верх шапки: Колпачки

  · Помпоны: Готовые цветные с блестками

  · Декор: стразики

  · Клей-карандаш и (безопасный и удобный для детей)./ клей пистолет (горячий клей)

  · Салфетки для рук.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент. Приветствие (5 минут)

· Время: 17:00-17:05

· Действия: Воспитатель встречает всех в кругу на ковре. Звучит тихая, мелодичная музыка.

· Речь воспитателя (эмоционально, игровым тоном): «Здравствуйте, мои большие и маленькие друзья! Я так рада, что вы пришли сегодня все вместе. Посмотрите, кто к нам в гости пожаловал? (большую картинку). Это наш друг из далекой и красивой Бурятии! А скажите, что необычного на нем надето? (Даем детям рассмотреть, обращаем внимание на шапку). Правильно, шапка! Она называется — Малгай. Она очень нарядная, с пушистым мехом и яркой кисточкой. Давайте сегодня сами станем мастерами и сделаем такие же красивые шапочки!»

2. Показ и объяснение (5 минут)

· Время: 17:05-17:10

Знакомься, буряты — дружный народ у озера Байкал!

Где живут?
Буряты живут в солнечной Сибири, рядом с самым большим и красивым озером на планете — Байкалом. Его называют «священным морем».

Чем занимаются?
Раньше буряты были кочевниками. Они разводили коров, овец, лошадей и коз и переезжали с места на место в поисках свежей травы для своих животных. Сейчас многие буряты живут в городах и сёлах, но до сих пор любят природу и ухаживают за животными.

Во что одеваются?
У бурят есть красивая национальная одежда:

· Дэгэл — это длинный халат, который и у мужчин, и у женщин завязывается особым способом.
· Он яркий, синего или зелёного цвета, с красивыми узорами.

Что любят есть?
Буряты очень любят вкусные и полезные блюда:

· Позы (или буузы) — это такие большие варёные «мешочки» с мясом. Они очень сочные и вкусные!
· Бухлёр — ароматный мясной суп, который готовят на костре.

Во что верят?
Буряты очень добрые и уважают природу. Они верят, что у гор, рек и озера Байкал есть свои духи-хозяева. Чтобы попросить у них удачи, они повязывают на деревья яркие ленточки.

Какой у них праздник?
Самый главный праздник — Сурхарбан. Это весёлый летний праздник, где все собираются вместе, чтобы померяться силой и ловкостью. Проходят скачки на лошадях, соревнования по стрельбе из лука и борьба.

Как поздороваться?
Чтобы поздороваться по-бурятски, нужно сказать: «Сайн байна!» (произносится «Сайн бэна!»), что означает «Здравствуйте!».

Буряты — очень гостеприимный, песенный и танцевальный народ! Они любят свою землю и умеют крепко дружить.

· Действия: Воспитатель показывает готовую поделку-малгай. Объясняет этапы, держа в руках все детали.

· Речь воспитателя: «Смотрите, какая шапочка у нас получится! Мы с вами — одна большая дружная команма. Родители будут нашими главными помощниками, а ребята — самыми главными художниками-украшателями! Сначала мы возьмем колпачок. Потом наклеим бортики, чтобы нашему другу не было холодно. А потом — самое интересное! Мы украсим шапку красивыми узорами и обязательно прикрепим вот эту яркий помпон! Готовы творить? Тогда прошу всех занять места за волшебными столами!»

3. Практическая часть. Совместная работа (20 минут)

· Время: 17:10-17:30

· Действия: Пары рассаживаются за столы. Воспитатель поэтапно показывает, что делать, параллеально проходя между столами и помогая.

  Этап 1: Основа.

  · Задача родителя: Помочь склеить полоски из фетра к колпачку.

  · Задача ребенка: Подавать детали, придерживать их, пока родитель мажет клеем.

  Этап 2: Мех и кисточка.

  · Задача родителя: Нанести клей на нижний край колпака.

  · Задача ребенка: Аккуратно приклеить полоску «фетр».

  · Вместе: Приклеить помпон на верхушку колпака.

  Этап 3: Украшение (самый творческий!).

  · Задача ребенка (при поддержке родителя): Выбрать самоклеящиеся стразики и наклеить их на шапку, создавая свой узор. Родитель помогает снять защитную пленку, если это трудно.

· Речь воспитателя (во время работы): «Какие вы молодцы! Какой красивый узор у вас! А у вас шапочка получилась совсем как настоящая! Не забывайте про свои помпончики!»

4. Физкультминутка-игра «Примерка» (3 минуты)

· Время: 17:30-17:33

· Действия: Когда основные шапочки готовы, воспитатель предлагает немного подвигаться.

· Речь воспитателя: «А теперь, пока наши шапочки чуть-чуть подсохнут, давайте встанем в круг и представим, что мы — гостеприимные бурятские друзья! Надеваем свои малгаи (дети и родители имитируют, что надевают шапки). Показываем, какие они на нас красивые (улыбаемся, крутим головой). А теперь поприветствуем друг друга, как это делают в Бурятии — слегка поклонимся и улыбнемся своему соседу! Молодцы!»

5. Завершение. Фотосессия и рефлексия (5 минут)

· Время: 17:33-17:38

· Действия: Все надевают свои готовые шапочки. Воспитатель организует общую фотосессию.

· Речь воспитателя: «Вот какие замечательные шапочки у нас получились! Вы все сегодня — настоящие мастера! Посмотрите, как мы красивы все вместе! Это и есть дружба народов — мы разные, но мы вместе и мы украшаем друг друга! Спасибо вам, дорогие родители, за помощь, а вам, ребята, — за старание! Пусть эти шапочки напоминают вам о нашем веселом празднике. Не забудьте забрать их с собой!»

6. Прощание (2 минуты)

· Время: 17:38-17:40

· Действия: Воспитатель помогает собраться, раздает возможно оставленные вещи.

· Речь воспитателя: «До свидания, друзья! Ждем вас снова в гости в нашей группе!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы "В гостях у друзей".

Ведущие виды деятельности данного занятия - это коммуникативный и познавательно-исследовательский....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " В гостях у друзей из цветочного города".

Побуждать детей составлять рассказ по набору предметов из пяти шести предложений самостоятельно....

Мастер – класс с педагогами. «Осень, осень, в гости просим»

Мастер – класс с педагогами Тема: «Осень, осень, в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)....

Мастер-класс для родителей на тему «Жизнь дана на добрые дела».

В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем не...

Мастер-класс для родителей воспитанников младшей группы «Из песка можно делать чудеса…»

Цель: познакомить родителей с опытно-экспериментальной деятельностью в младшем дошкольном возрасте, раскрыть её значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, и...