Гиперактивные дети
статья (средняя группа)

Смирнова Татьяна Николаевна

Методическая разработка по  теме: Гиперактивные дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnye_deti.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Не тему: « Гиперактивные дети»

Подготовил воспитатель Смирнова Т.Н

Г. Санкт-Петербург 2025г

Что такое гиперактивность?

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Юрий Степанович Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…»

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ними-вполне посильная задача.

Портрет гиперактивного ребенка

Наверное в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе, воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда  к нему обращаются.
  3. С большим интузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Работа с родителями гиперактивного ребенка

Порой родители просто приходят в отчаяние: «Я не знаю. что мне с ним делать! Сил моих больше нет!» - с отчаянием восклицает мама такого ребенка. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к детскому саду. Они уже заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель и начнет «распекать» их чадо. Услышав первые же замечания педагога, мама и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоять с поникшей головой, будто ругают их самих.

На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: не он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет.

Существует метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско – родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками - переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает три минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течении семи минут, то это обязательно нужно отметить в карточке.

Ребенок, чьи родители подходят  к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, начинает понимать, что требуют от него взрослые. Такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений  между педагогом и родителями.

«Шпаргалки для взрослых», которые могут быть интересны и полезны для родителей. Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие, он хочет быть успешным в делах, за которые он берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку. и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устанет, его следует переключить на другой вид деятельности.

Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Для эффективности работы с гиперактивными детьми необходимо объединение усилий разных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников.

Скорее всего, вы, как родители гиперактивных детей, испытываете немало трудностей при общении с ними. Так, некоторые из вас стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому, в данной ситуации необходима планомерная разъяснительная работа. Прежде всего, вам и всем остальным старшим членам семьи необходимо знать, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению его поведения, а в большинстве случаев даже ухудшат его.

Как же лучше общаться с гиперактивным ребенком ?

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если вы выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было не только криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у вас может создасться впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для вашего ребенка, и у вас будет желание записать его в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомлению, капризам и отказу от учебы вовсе. Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.

Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

Однако, помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

Если вы хотите добиться того, чтобы ваш гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Вы не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

В случае если вы считаете, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, вы должны быть очень последовательными при исполнении санкций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от вас , и ваши отношения ухудшатся.

В повседневном общении с гиперактивными детьми вы, как родители, должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок «носится как вихрь» по квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой.

В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а вам надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 минут мы выключает телевизор. Хорошо? » Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если об истечении этих 10 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или кухонного таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают: «В воскресенье Валера побывал в зоопарке, в Петропавловской крепости, в Летнем саду, съездил на салют, а вечером просился гулять во дворе. Он был очень веселый, активный и подвижный. Даже спать не хотел долго. Уснул в 12 часов ночи», — рассказывает мама. На самом же деле Валера, конечно же, очень устал. И именно эта усталость проявилась в виде беспокойства, которое родители часто принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить двигательного перевозбуждения, рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ваш ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае вы можете определить эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают его в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий (например, игра в волейбол, футбол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию.

Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях ваши совместные занятия принесут ему гораздо больше пользы.

Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки перед сном, во время которых вы имеете возможность откровенно, наедине поговорить с вашим ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ему успокоиться.

  1. Коррекция детской гиперактивности в семье.
  • Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с вами и другими родственниками.

Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.

Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье , где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…

Улучшение состояния ребенка с СДВГ зависит не только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким членам семьи ребенка следует разъяснить его проблемы , чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять всеми сложными жизненными ситуациями. Причем хорошо понимать , что происходит с ребенком, должны все члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.

В воспитании ребенка с гиперактивностью вам следует избегать крайностей: проявление чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявление повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жестокостью и наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебание ваших собственных настроений оказывают на ребенка с СДВГ гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массового скопления людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничить малыша лишь одним партнером.

Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый постоянно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.

  • Формирование у вашего гиперактивного ребенка навыков послушания, аккуратности, самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела; развитие у него чувства ответственности за собственные поступки.

Для того, чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Каждый раз ребенку следует давать не более1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

Эффективный способ напоминания для гиперактивных детей – это развешивание специальных листков-памяток. Выберете два наиболее важных дела в течении дня, которые ребенок может успешно выполнить.После этого напишите напоминание об этих делах на листиках. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант - на холодильнике. На листках-памятках полезно дать информацию и в образной форме, можно сделать рисунки, соответствующие содержанию дел. После выполнения поручения ребенок должен сделать на листике соответствующую отметку.

Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятия по разным школьным предметам завести тетрадки определенных цветов, то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних затрат найти записи по ранее усвоенному учебному материалу.

Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые обозначения; ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка позволяет успешно решить поставленную задачу.

  • Обучение гиперактивного ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми. Правила поведения, которые предлагаются ребенку должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение повлечет за собой санкцию. Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно. При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую либо одну проблему на определенный период времени.

Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, т.к. непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).

  • Надежда и отказ от чувства навязываемой вины.

Если воспитатели и обучающие взрослые с ходу зачисляют вашего ребенка в неуспевающие или невоспитуемые – вам не стоит испытывать чувство вины и опускать руки. Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уж о праве на среднее образование!

Игры для родителей

"Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

"Ласковые лапки"

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Кричалки—шепталки—молчалки"

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

Правила работы с

гиперактивными детьми  

- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером;

- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка;

- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;

- Быть драматичным, экспрессивным педагогом;

- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым;

- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);

- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

- Предоставлять ребенку возможность выбора;

- Оставаться спокойным, сдерживать раздражение.

  - Использование в работе коррекционных и развивающих игр.

В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, анализировать конкретную ситуацию в группе (поведение, обучение ребенка, детско-родительские отношения в семье).

Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться свои очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работой, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры в детском саду

1.«Слушай команду»

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Ход игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на руку соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

2. «Плечо к плечу»

Цель: развитие коммуникативных способностей детей, доброе , внимательное отношение друг к другу.

Игра поможет воспитателю переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Ход игры: Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например: «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «ладошка к ладошке», «коленка к коленке», «ухо к уху» и т.д.

2. «Волшебный стул»

Цель: формирование положительного самоощущения, повышение самооценки, развитие умения выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия.

Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности  расшалившихся ребят  и созданию доброжелательных отношений в детском коллективе.

Ход игры: В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка-его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «волшебный стул» - должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становиться королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

3. «Художник рисует картину»

Цель: упражнять детей в расслаблении и напряжении мышц тела и лица, развитие творческих способностей.

Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности  расшалившихся ребят и   снять эмоциональное и мышечное напряжение тела и лица у детей.

Ход игры:  Дети встают в круг или свободно размещаются по группе. Педагог говорит слова и выполняет движения по тексту, дети повторяют: «Художник рисует картину (рисует прямоугольник в воздухе обеими руками). Он кистью ведет по холсту (произвольные взмахи обеими руками). И вот, получилась картина. Её ты сейчас покажи…» (педагог говорит, что необходимо детям изобразить с помощью статичной позы и мимики, например: «дерево», «ворону», «Бабу Ягу» и т.д). Дети изображают «картину» в течении 5-15 секунд, в зависимости от возраста. Педагог продолжает: «Вдруг осенний (весенний, летний) дождь полил и картину нашу смыл…» (дети постепенно расслабляют мышцы шеи, плеч, рук, спины, ног, могут лечь на пол). упражнение пожно повторить 2-3 раза.

3. «Холодно-жарко»

Цель: развитие эмоциональных способностей, воображения и  упражнять детей в расслаблении и напряжении мышц тела и лица.

Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности  расшалившихся ребят  и снять мышечное напряжение тела у детей.

Ход игры: Дети сидят на полу, они - медвежата. Подул холодный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Игру повторить два – три раза.

3. «Сосулька»

Цель: развитие эмоциональных способностей, воображения и  упражнять детей в расслаблении и напряжении мышц тела и лица.

Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности  расшалившихся ребят  и снять мышечное напряжение тела у детей.

Ход игры: «Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Доктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульку. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделайте вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук...