онсультация для родителей , воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра . Тема «Обучение ребенка с аутизмом навыкам самообслуживания»
консультация

Белова Татьяна Владимировна

Донести до родителей информацию по обучению детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_s_ras.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 « Ласточка»

Консультация для родителей , воспитывающих детей с расстройствами

аутистического спектра

Тема

«Обучение ребенка с аутизмом навыкам самообслуживания»

                                                                       

                                                                         Выполнила: учитель- дефектолог

                                                              Белова Татьяна Владимировна

г. Богородск,2025

Обучение ребенка с аутизмом навыкам самообслуживания

Аутизм провоцирует нарушения в развитии, которое влияет на восприятие окружающего мира у ребенка. Это приводит к тому, что без должной помощи он вырастает несамостоятельным и несоциальным. В зависимости от формы РАС, у детей может быть выраженная умственная отсталость или одаренность в определенных областях. Тем не менее все они способны обучаться и осваивать навыки самообслуживания (одеваться, чистить зубы, кушать самостоятельно, безопасно переходить дорогу и др.), просто у кого-то это происходит достаточно быстро, а у кого то постепенно. Чем лучше у особенного малыша развиты эти навыки, тем выше шанс, что он будет успешным в различных жизненных ситуациях. И тут возникает определенный конфликт: у детей с РАС патология обуславливает те особенности, которые мешают им стать ответственными и исполнительными, например:

  поведенческие стереотипы;

    плохое абстрактное мышление

  трудности с проявлением гибкости в различных ситуациях;

  недостаточная концентрация и мотивация к чему-либо;

  проблемы в общении и выражении своих желаний;

  трудности при переходе от одного занятия к другому;

  низкая способность к анализу и сопоставлению фактов;

  проблемы с пониманием чувств и желаний других людей, а также

собственных.

Проблемы с развитием моторики — это еще одна причина, по которой малышу трудно быть самостоятельным (например, он может прийти с улицы и сидеть в куртке до тех пор, пока его не разденут). Тем не менее мелкая моторика хорошо поддается коррекции и способна превратиться в сильную сторону ребенка — он может научиться без посторонней помощи застегивать пуговицы, раздеваться, завязывать шнурки и т.д. Страхи аутичных деток также обуславливают низкую степень самостоятельности. Если, например, мальчик научился ходить, он все равно будет стремиться вернуться в коляску, поскольку она ассоциируется у него с безопасностью. Окружающий мир, который малыш познает посредством ходьбы, кажется ему чужим и пугающим. Гиперчувствительные и гипочувствительные черты откладывают свой отпечаток: ребенок искаженно воспринимает действительность из-за влияния малейших раздражителей (не хочет кушать сам, потому что боится испачкаться) или нечувствительности к ним (не реагирует на мокроту, не просится в туалет, не жалуется, когда больно). Подобные факты значительно затрудняют процесс обучения самостоятельности особенных детей, но это не значит, что оно им не нужно вовсе. Наоборот, от родителей зависит, насколько социальным вырастет малыш. Например, если диагноз РАС установлен в 1,5 года и сразу же была начата интенсивная коррекционная работа, то к 7 годам вероятнее всего мало кто подумает, что у ребенка расстройство аутистического спектра. Особенно важно обучение, когда ребенок аутист не разговаривает даже в кругу семьи, не говоря уже о чужом коллективе. С помощью своевременной диагностики и ранней коррекции можно добиться многого, например, адаптировать ребенка к жизни в обществе (детский сад, школа, ВУЗ, работа, семья), научить его контролировать свои эмоции наравне с обычными людьми и справляться с собственными страхами. Для этого разработаны специальные программы, которые реализуются в специализированных учреждениях или в домашних условиях. Кроме того, обучиться эффективным методикам и развить самостоятельность у детей с аутизмом родители могут сами, пройдя специальные АБА-курс

Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей с аутизмом.

Одевание. Сюда относится умение соотносить верх и низ одежды (штаны одеваем на ноги, в рубашку просовываем руки), завязывать шнурки, обувать обувь на липучках и молнии, самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать ее. Также ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться, например, когда приходит с улицы.

 Гигиена. Она включает комплексное использование ванной комнаты — умывание с мылом и без, мытье рук, вытирание полотенцем, открывание и закрывание крана.  Уход за собой. В основном это действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание (расческой или щеткой для волос), чистка зубов, использование гигиенической помады и проведение других базовых гигиенических процедур.  

Прием пищи. Один из важнейших базовых критериев самостоятельности, который включает развитие навыков самообслуживания у детей с аутизмом, таких как умелое использование посуды (борщ наливать в глубокую тарелку, второе накладывать в мелкую), питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом и др.  

Использование туалета. Умение самостоятельно вытираться, проситься в туалет, а не писать в штанишки, не бояться пользоваться общественными уборными комнатами и т.д.

 Независимость и автономность. Наиболее труднодостижимый навык, но именно благодаря ему ребенок становится социальным. Предполагает умение делать выбор, уметь говорить “нет”, понимать желания и чувства других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

« Как научить ребёнка с аутизмом навыкам самообслуживания?»

В статье даны рекомендации для родителей о том. как научить ребенка с РАС навыкам самообслуживания. Чтобы  такой  ребенок адаптировался в окружении других людей, его надо обучать культурно-г...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагог...

Творческий час «Особый ребенок» «Овладение ребенком с РАС навыков самообслуживания»

Знакомство педагогов с особенностями и последовательностью работы по формированию навыков самообслуживания у ребенка с РАС....

ОКАЗАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЯМ ВОСПИТЫВАЩИМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРИНЯТИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя ресурсной группы по оказанию консультативной и информационной поддержки родителям воспитывающим детей с расстройствами аутистическог...