Папка-передвижка "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи"
консультация (средняя группа)
Папка-передвижка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми.
Взрослее должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослее не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «Скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади» и т.д. Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: « баловАться », а не « бАловаться », « свЁкла », а не « свеклА ». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснить их значение.
Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении. Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора. Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязан решать ежедневно.
Ниже приведем пример того, как проводить домашнее занятие по развитию речи. Для этого ничего специально не надо организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может быть абсолютно любой предмет, явление природы, привычнее домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, мультфильмы, игрушки.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно! Считайте, что у нас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко», «Яблоко какое» (сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, зеленое, тяжелое, мытое). Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки: «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», « Молодильные яблочки»). Тут уже за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательнее и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока» (одно яблоко желтое, а второе - красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневее семечки, а у второго – белые и т.д.) Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатления могут послужить материалом и поводом для развития речи. На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересн игры «О чем рассказала улица», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и т.д.
Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» ит.д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит», «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т.д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковь выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
В огороде перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Времена года», «Растения огорода», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работ в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в огороде необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их в слух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). на первых порах ни пополнять пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас. Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игр как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю?», «Скажи наоборот» и т.д.
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми…. Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения). Просто чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Рекомендации родителям по формированию грамматического строя речи детей. 1. В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получая от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, умел правильно строит предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать. 2. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. 3. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и перебивать, чтобы он немедленно и правильно повторял трудное слово. Это приведет к тому, что ребенок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые слова. 4. Родителям необходимо озвучивать любую ситуацию только, если они видят, что ребенок их слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. 5 . Расширять словарный запас ребенка.
6. Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами все это поможет речи, а в будущем – письму. 7. Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку, так как дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали. 8. Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка. 9. Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы. Родители должны действовать сообща, устанавливая дисциплинарные и учебные правила, быть последовательными, не противоречить друг другу, давая указания ребенку. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Консультация для родителей на тему:«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Главное,...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....
