Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
статья

Варкентин Светлана Ивановна
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
Ольга Мегель
 
 
 
   В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
 
   Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании детей обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:
 
Отпустил он рыбку золотую
 
И сказал ей ласковое слово:
 
«Бог с тобою, золотая рыбка!
 
Твоего мне откупа не надо...»
 
   Сказки великого русского поэта оставляют  яркий след в жизни каждого человека: «…Я сказками волшебными согрет, Что музыкой в душе моей звенели».
 
   Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них содержится  кладезь народной мудрости.  Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, волнуют   воображение маленького читателя и воспоминания взрослых.
 
    Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.
 
   Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный  русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах. Отличительными чертами сказок Пушкина является их оптимизм, в них добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:
 
Сказка ложь, да в ней намёк,
 
Добрым молодцам урок!
 
   Например, сказка «О рыбаке и рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
 
Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из       «Сказки о попе и о работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» - в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
 
     Пушкин в своих сказках называет чувства. Современные  дети не знают названия чувств, из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость – горе... А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., а  у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. «Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, - пишет И.И.Тихомирова,- лучший воспитатель чувств». Обратим внимание на содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость. Среди терминов читатель найдёт и целую коллекцию разнообразных глаголов, передающих эмоциональное состояния и их проявления: "вздуриться", "испугаться", "взмолиться", "дивиться", "повиниться", "потешиться", "озлиться", "осердиться" и др. Чувства передаются автором также посредством метафор ("грусть-тоска меня съедает"), восклицаний ("ах, и зарыдали оба"), эпитетов ("с грустной думой на лице", "ласковое слово", "сварливая баба", "злая доля", "изумлёнными глазами", "ободрённою душою"), сравнений ("а царица над ребёнком, как орлица над орлёнком", "словно горькая вдовица", "выступает будто пава"), обращений ("свет мой, зеркальце", "братцы вы мои родные", "ах ты, дитятко-девица!"). Каждое из выделенных слов и сочетаний может стать материалом для разговора с читателями-детьми о сложной и многогранной сфере человеческих чувств... Важная роль в языке чувств принадлежит, как ни странно, молчанию,  и на это надо обратить внимание детей. Положительные персонажи у него обычно молчаливы. Свои чувства они выражают сдержанно, немногословно: как день ненастный тих Гвидон, в горести душевной ищет свою невесту Елисей, кротко говорит о своих переживаниях царевна, попавшая в чужой дом. В отличие от них отрицательные персонажи крикливы, их чувства малоуправляемы, их накал доведён до аффектов, сопровождаемых часто бранью ("Дурачина ты, простофиля") или физическим действием ("Она бьёт их, за чупрун таскает")». Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но побеждает любовь и прощение. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе: «А что он - правильный? А он хороший?» Подобные сомнения и раздумья - начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.
 
   Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.
 
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
 
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
 
Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,
 
И пронесёте сквозь года вы радость сказки!»
 
   Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Именно сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Чем раньше  сказка коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что «чувства добрые» возьмут в них верх над злыми.
 
   Так что же в итоге значат для нас сказки А.С. Пушкина? Они отражают определенный уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Под его пером это не просто сказки, не литературное произведение, это - волшебный и неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам по - другому взглянуть на жизнь. Именно поэтому сказки А.С. Пушкина так важны, они учат нас верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только благодаря волшебству и колдовству - его можно творить своими руками и своим храбрым сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память детей, воспитывают нравственные стороны каждого читателя. Они всегда будут интересны как взрослому, так и ребенку, и каждый сможет найти в них что-то важное для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayte_pushkina.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

Читайте Пушкина, друзья!

И думайте над каждым словом!

Не прочитать его нельзя,

А, прочитав, вернитесь снова!

Ольга Мегель

   В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

   Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании детей обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо...»

   Сказки великого русского поэта оставляют  яркий след в жизни каждого человека: «…Я сказками волшебными согрет, Что музыкой в душе моей звенели».

   Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них содержится  кладезь народной мудрости.  Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, волнуют   воображение маленького читателя и воспоминания взрослых.

    Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.

   Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный  русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах. Отличительными чертами сказок Пушкина является их оптимизм, в них добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!

   Например, сказка «О рыбаке и рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.

Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из       «Сказки о попе и о работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» - в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.

     Пушкин в своих сказках называет чувства. Современные  дети не знают названия чувств, из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость – горе... А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., а  у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. «Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, - пишет И.И.Тихомирова,- лучший воспитатель чувств». Обратим внимание на содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость. Среди терминов читатель найдёт и целую коллекцию разнообразных глаголов, передающих эмоциональное состояния и их проявления: "вздуриться", "испугаться", "взмолиться", "дивиться", "повиниться", "потешиться", "озлиться", "осердиться" и др. Чувства передаются автором также посредством метафор ("грусть-тоска меня съедает"), восклицаний ("ах, и зарыдали оба"), эпитетов ("с грустной думой на лице", "ласковое слово", "сварливая баба", "злая доля", "изумлёнными глазами", "ободрённою душою"), сравнений ("а царица над ребёнком, как орлица над орлёнком", "словно горькая вдовица", "выступает будто пава"), обращений ("свет мой, зеркальце", "братцы вы мои родные", "ах ты, дитятко-девица!"). Каждое из выделенных слов и сочетаний может стать материалом для разговора с читателями-детьми о сложной и многогранной сфере человеческих чувств... Важная роль в языке чувств принадлежит, как ни странно, молчанию,  и на это надо обратить внимание детей. Положительные персонажи у него обычно молчаливы. Свои чувства они выражают сдержанно, немногословно: как день ненастный тих Гвидон, в горести душевной ищет свою невесту Елисей, кротко говорит о своих переживаниях царевна, попавшая в чужой дом. В отличие от них отрицательные персонажи крикливы, их чувства малоуправляемы, их накал доведён до аффектов, сопровождаемых часто бранью ("Дурачина ты, простофиля") или физическим действием ("Она бьёт их, за чупрун таскает")». Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но побеждает любовь и прощение. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе: «А что он - правильный? А он хороший?» Подобные сомнения и раздумья - начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.

   Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.

«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,

И пронесёте сквозь года вы радость сказки!»

   Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Именно сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Чем раньше  сказка коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что «чувства добрые» возьмут в них верх над злыми.

   Так что же в итоге значат для нас сказки А.С. Пушкина? Они отражают определенный уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Под его пером это не просто сказки, не литературное произведение, это - волшебный и неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам по - другому взглянуть на жизнь. Именно поэтому сказки А.С. Пушкина так важны, они учат нас верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только благодаря волшебству и колдовству - его можно творить своими руками и своим храбрым сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память детей, воспитывают нравственные стороны каждого читателя. Они всегда будут интересны как взрослому, так и ребенку, и каждый сможет найти в них что-то важное для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Читайте Пушкина, друзья"

В данном конспекте разработан сценарий проведениятематического досуга ко дню рождения А.С. Пушкина.В ходе мероприятия дошкольники закрепляют полученныезнания сюжетов  детских сказок и стихотворен...

Читайте Пушкина, друзья!

Статья написана для районной газеты "Сельская новь". Это своего рода отчет о проделанной работе....

Сценарий "Читайте Пушкина, друзья!"

Цели и задачи: Развивать интерес к литературному творчеству русских писателей.Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичнос...

Сценарий досуга "Читайте Пушкина, друзья!"

Сценарий литературного досуга для дошкольников "Читайте Пушкина, друзья!" был разработан совместно с методистом ГБОУ Школа 2065 Сорокиной О.Н. и учителем-логопедом Гуртовой Е.Н. За разработк...

Читайте Пушкина, друзья!

Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Творческий проект «Читайте Пушкина, друзья» для детей подготовительной группы Автор проекта Педагог: Гишварова Анжела Сергеевна

Творческий проект«Читайте Пушкина, друзья»для детей подготовительной группыВид проекта: творческий, познавательныйТип проекта: групповойПродолжительность: краткосрочныйСроки работы: 2 неде...