Круглый стол для родителей «Каприз или крик о помощи? Как понимать и реагировать на эмоции ребенка»
методическая разработка

Аджимурзаева Кадрия Рамазановна

работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей

«Каприз или крик о помощи? Как понимать и реагировать на эмоции ребенка»

Цель: Переосмыслить понятие «каприз», научиться распознавать истинные причины поведения ребенка и освоить практические стратегии реагирования.

Задачи:

1.        Развеять мифы о «манипуляциях» и «вредности».

2.        Познакомить родителей с возрастными и психологическими причинами трудного поведения.

3.        Отработать на практике алгоритмы действий в момент каприза.

4.        Создать атмосферу взаимоподдержки и обмена опытом.

Форма: Интерактивная дискуссия с элементами тренинга.

Время: 1 – 1,5 часа.

Участники: Родители, воспитатель (ведущий), возможен приглашенный психолог.

Оформление: Круглый стол, плакаты с цитатами («За каждым «плохим» поведением стоит неудовлетворенная потребность»), мягкое освещение.

Структура проведения

Этап 1: Введение (10 минут)

•        Приветствие. «Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались не для того, чтобы жаловаться на детей, а для того, чтобы понять их. Тема наших капризов и истерик – одна из самых болезненных. Давайте сегодня сменим оптику: не «он опять истерит», а «что он пытается мне сказать?».

•        Правила группы: Говорим от своего имени («я чувствую»), не даем оценок другим, сохраняем конфиденциальность, один говорит – остальные слушают.

•        Разминка «Ассоциации»: «Какое слово или чувство у вас возникает, когда вы слышите слово «каприз»?». (Родители называют: усталость, бессилие, злость, раздражение, стыд). Вывод ведущего: «Это нормальные чувства. Сегодня мы попробуем добавить к этому списку еще одно – понимание».

Этап 2: Анализ причин. «Что скрывается за слезами?» (25 минут)

Ведущий не читает лекцию, а задает наводящие вопросы, подводя родителей к выводам.

Блок А: Физиологические причины (самые частые у дошкольников!)

•        «Вспомните, когда ваш ребенок обычно капризничает чаще всего?» (Подводя к ответам: вечером, в магазине, в гостях, когда голоден, хочет пить, устал, не выспался, заболевает).

•        Вывод: 70% «капризов» — это сигнал тела. Ребенок не умеет это осознать и сказать: «Мама, я перегружен впечатлениями и мой мозг устал». Он плачет и падает на пол.

Блок Б: Психологические и возрастные причины

•        Кризисы: 1 года, 3 лет («Я сам!»), 7 лет. Это не патология, а этап развития.

•        Борьба за внимание/самостоятельность: «Он лучше получит внимание через крик, чем через тихую игру».

•        Невозможность выразить эмоции: Гнев, обида, разочарование, ревность. У ребенка просто нет словаря для этих чувств.

•        Несоответствие ожиданий и возможностей: «Хочу как взрослый, но не могу».

•        Стиль воспитания в семье: Вседозволенность или тотальный контроль – две стороны одной медали, ведущие к протестному поведению.

Упражнение «Переводчик»: Раздайте карточки с типичными ситуациями. Задача родителей – перевести «каприз» на язык потребностей.

•        Ситуация: Ребенок в магазине падает на пол, требуя игрушку.

•        «Перевод»: «Я устал от ярких витрин и шума», «Мне скучно просто ходить за тележкой», «Я увидел что-то очень яркое и не могу справиться с желанием».

Этап 3: Стратегии и инструменты. «Что делать в момент шторма?» (30 минут)

Важно! Не давать советов в духе «просто не обращайте внимания».

Предлагать конкретные техники.

1. Алгоритм действий в момент истерики (для родителей):

•        Шаг 0: Проверить себя. Я спокоен? Я дышу? Если нет – сделать паузу, выпить воды.

•        Шаг 1: Обеспечить безопасность. Убрать опасные предметы, уйти с проезжей части.

•        Шаг 2: Признать чувство (НЕ поведение!). Присесть на уровень ребенка. Спокойно сказать: «Я вижу, ты очень расстроен/разозлился.

Это обидно, когда не получаешь то, что хочешь». Это  магическая фраза, которая снижает накал. Ребенок чувствует, что его поняли.

•        Шаг 3: Обозначить границу (если нужно). «Я понимаю твой гнев, но бить маму/ломать вещи нельзя».

•        Шаг 4: Быть рядом. Не бросать одного в пучине эмоций. Можно молча находиться рядом, можно предложить объятия («Я здесь, если захочешь обняться»).

•        Шаг 5: Обсудить потом. Когда шторм утих – обнять, поговорить, вместе найти решение на будущее.

2. Практикум «Скорая помощь»:

•        Техника «Назови чувство»: Ролевая игра. Один родитель – кричащий ребенок, другой пытается угадать и назвать его чувство. («Ты злишься, потому что…», «Тебе обидно, что…»).

•        Техника «Выбор без выбора»: Как сказать «нет», не говоря «нет». Вместо «Надень шапку!» – «Какую шапку наденешь – синюю или зеленую?». Вместо «Прекрати ныть!» – «Ты можешь сказать это спокойным голосом, и я услышу».

3. Профилактика – лучшее лечение:

•        Режим дня и ритуалы.

•        «Качественное время» с ребенком 15 минут в день без телефона.

•        Предупреждение о смене деятельности («Через 5 минут заканчиваем игру и будем умываться»).

•        Проговаривание планов и правил заранее.

Этап 4: Обмен опытом и заключение (15 минут)

•        «Копилка родительской мудрости»: Предложить родителям поделиться своими работающими способами успокоить ребенка или предотвратить каприз. (Например: «Мы вдруг начинаем считать птичек за окном», «Я предлагаю обнять его крепко-крепко, как липучку»).

•        Резюме ведущего: «Каприз – это язык, который нам, взрослым, нужно научиться понимать. Наша задача – не победить ребенка, а помочь ему справиться с бурными чувствами, которым он еще не научился давать имя. Быть не судьей, а напарником и переводчиком».

•        Обратная связь: «Какое открытие вы для себя сделали сегодня? Что возьмете на вооружение?». (Можно использовать метод «одного слова» или стикеры).

•        Раздача памяток: Краткий алгоритм действий и список фраз-помощников.

Важные фразы для памятки:

•        «Я тебя слышу».

•        «Давай обнимемся, и ты мне расскажешь».

•        «Я тоже иногда злюсь. Это нормально».

•        «Я с тобой».

•        «Как мы можем это решить?»

Итог: Такой круглый стол помогает родителям уйти от чувства вины и беспомощности к позиции осознанности и компетентности. Вы не одиноки в этой ситуации, и решение есть всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка"

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка" ...

Круглый стол для родителей "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Данное мероприятие помогло родителям разобраться в причинам детских капризов и упрямства, как надо вести себя с таким ребенком и чего не стоит предпринимать....

Круглый стол с родителями: " В царстве капризов и упрямства".

Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства....

Круглый стол с родителями "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся раз...

Круглый стол с родителями «Капризы и упрямство детей – дошкольников, их преодоление»

Круглый стол с родителями«Капризы и упрямство детей – дошкольников, их преодоление»...

Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»

Интеллектуальная готовность к школеРодители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причи...