Страхи у детей дошкольного возраста (Родительское собрание)
консультация
Повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме – "детские страхи"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников»
Конспект родительского собрания
Тема: Страхи у детей дошкольного возраста
Участники: Родители, воспитатель, психолог
Цель: Повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме – "детские страхи"
Задачи:
• Познакомить с определением "детский страх" и причинами их появления.
• Сообщить родителям признаки наличия у ребёнка проявлений страха.
• Познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов. Обсудить приемлемые для них приёмы работы по данной проблеме.
Вступительная часть:
Быстрова:
Добрый вечер, уважаемые родители, рады видеть вас на нашем собрании.
Сегодняшнее собрание мы проведем с вами на тему «Страхи у детей дошкольного возраста»
Ранее мы попросили вас ответить на вопрос: преследуют ли ваших детей страхи? В большинстве случаев, как показывает статистика, ответ будет – да. Ведь страх, тревога – это такие же проявления эмоций, как радость, восхищение, удивление.
Ершова:
Мы с коллегами провели диагностику. По данным опроса вас, родителей, основным страхом современных российских дошкольников является боязнь «темноты» – данный страх присутствует почти у половины детей (48%). Примерно треть родителей (33%) указывают, что их дети боятся «насекомых (ос, мух, пауков и др.)». Следующими по распространенности среди дошкольников являются страхи, связанные с «одиночеством» (20%), «громкими звуками, сильным шумом» (19%) и «незнакомыми людьми» (18%). Каждый десятый ребенок опасается «животных (медведя, волка, медуз и т.д.)», «врачей» и «высоты» (11%, 11% и 10% соответственно). Около 22% родителей утверждают, что у их детей «нет сильных страхов».
Как мы видим, страхов у детей много – и все они должны быть решены.
Быстрова:
В ходе нашего собрания, мы разберем с вами:
Что такое страх
Какие дети чаще всего подвержены страхам
Возрастные периоды страхов
Какими игровыми упражнениями можно побороть страхи
Подведем общий итог по перечисленному вместе с вами – и выявим рекомендации
Основная часть
Теоретическая часть
Давайте определимся с понятием «страх». Как вы понимаете значение этого слова? (Далее приводятся варианты ответов родителей, наиболее значимые фразы можно записать на доске. Впоследствии в ходе обсуждения подвести беседу к научному определению понятия - страх и более четко и полно раскрыть его значение).
Страх, если привести в пример значение этого слова по толковому словарю, означает боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия» (В. Даль «Толковый словарь русского языка»).
Также про страх можно сказать, что это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.).
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
• Не засыпает один, не разрешает выключать свет.
• Часто закрывает уши ладонями.
• Прячется в угол за шкаф.
• Отказывается от участия в подвижных играх.
• Не отпускает маму от себя.
• Беспокойно спит, кричит во сне.
• Часто просится на руки.
• Не хочет знакомиться и играть с другими детьми
• Отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом
• Категорически отказывается принимать незнакомую пищу
• Есть и другие признаки страхов, но в каждом случае могут быть и свои индивидуальные проявления.
Какие дети чаще всего подвержены страхам? Какие у вас есть варианты?
• Дети чересчур беспокойных родителей (разговоры при ребенке о смерти, несчастьях, болезнях, убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике).
• Дети чересчур честолюбивых, с болезненно обостренным чувством долга, излишне требовательных родителей, которых вечно не устраивает характер, темперамент, поступки ребенка. Они беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребенком, стараются заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребенка находиться в постоянном страхе: «А вдруг я делаю что-то не так, а вдруг я разочарую маму и утрачу ее любовь?»
• Единственные дети. Они боятся не соответствовать высоким стандартам в представлении их родителей.
• Чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями.
• Дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтом, они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
• Дети, в чьих семьях частенько возникают конфликты, особенно по поводу воспитания.
У детей дошкольного возраста богатое воображение, их нередко поражают разные страхи и ужасы:
• боязнь сказочных персонажей: волка, Змея Горыныча, Бабы-яги;
• страхи, возникающие в процессе засыпания, боязнь неприятных сновидений;
• страх перед животными (собаками);
• страх падения с высоты, глубины;
• страх огня и пожара;
• страх наказания со стороны родителей;
• страх смерти.
Каждому возрасту свойственны свои страхи (наблюдаются возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам).
От рождения до года — малышей способны напугать громкие звуки, неожиданный шум.
От 1 до 2 лет — разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание.
От 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще является волк.
От 3 до 5 лет — часто встречается триада страхов: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. К волку присоединяются Баба-яга, Кощей Бессмертный и Бармалей — они злые, коварные, воплощают в себе наказание и появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Причем значительно меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками.
От 5 до 7 лет — это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: откуда все взялось? Зачем живут люди? А также формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов. Ведущим страхом является страх смерти. Появление этого страха означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие и чудесные явления. Категория смерти в 6-7 лет — это жизненная реальность, которую ребенок должен признать, как нечто неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх. Типичные страхи этого возраста — черти, представители потустороннего мира. Таким страхам больше подвержены послушные дети.
Самый бесстрашный возраст у девочек — 3 года, у мальчиков — 4 года.
Существуют возрастные страхи, т. е. страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, которые являются следствием их психического и личностного развития.
Детские страхи — нормальное явление. Все они носят преходящий характер. Но от того, как на них реагируют родители, зависит, исчезнут они или останутся надолго.
Другая группа страхов — невротические, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности.
Невротические страхи — это один из симптомов невроза как психогенного заболевания. Страхи становятся невротическими в результате длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками. В этом случае необходима помощь специалиста.
Что препятствует избавлению детей от страха?
• Неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.
• Отрицательные эмоции — гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают самого человека (его психику, здоровье), его взаимоотношения с другими людьми.
Как вы думаете, что нужно любому человеку?
Человеку нужно, чтобы:
• его любили, понимали, признавали, уважали;
• он был кому-то нужен и близок;
• он был успешен в делах, учебе, на работе;
• он мог реализовывать себя, развивать свои способности, самосовершенствоваться и уважать себя.
Практическая часть
Предложить родителям вытянуть по одной карточке, на которых написано по одному виду детского страха.
Задание: подумать и написать причину данного страха, или что могло послужить поводом для данного страха.
Виды страхов, записанные на карточках: страх темноты, животных, одиночества, сказочных персонажей.
Далее родители высказывают свои предположения, которые тут же и обсуждаются.
Также мы хотим предложить вам на выбор несколько игр, в которые вы можете поиграть дома с детьми, данные игры представлены на слайде, их целью будет являться снятие страхов у детей, а также нервного напряжения.
- Где живет страх?
Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
- Если бы я был большой.
Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
- Затопчем страх.
На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»
- Пишем волшебнику Добросилу.
Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в ... (глобус, конфету, радугу, стрекозу...). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ.
- Игра «Тень»
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.
Предлагаем вам поиграть в последнюю игру. Для этого нам потребуется два человека, один будет путником, а другой тенью. Задача тени – повторять все движения за путником.
Заключительная часть
Подведение итогов собрания
(Психолог раздает материалы педагогического всеобуча «Если ребенок боится темноты» (приложение 4) и «Как оказывать психологическую помощь детям, испытывающим страхи» (приложение 5). Воспитатель благодарит психолога за полезную беседу.)
Рефлексия
Воспитатель. А сейчас вспомните все, что вы сегодня узнали, услышали, и ответьте на вопросы:
— Какое главное правило? (Ребенка нельзя запугивать!)
— Как необходимо действовать, чтобы предотвратить страх у детей? (Примерный ответ. Лишний раз не демонстрировать склонности к беспокойству; не навязывать детям такие правила, выполнить которые они не в состоянии; не читать постоянно мораль, не стыдить; не создавать проблем там, где их нет; стремиться разнообразить общение с ребенком; не запугивать детей; не разрешать смотреть страшные фильмы.)
Выполним упражнение «Мы хотим сказать...».
Разделитесь на микро группы, сформулируйте впечатление от сегодняшнего собрания.
— Расскажите, что нового вы узнали. Что не было для вас новой информацией?
— Пользуетесь ли вы на практике рассмотренными методами и приемами?
— Что вы хотите пожелать всем участникам встречи? (Далее один из представителей группы озвучивает общее мнение, начиная со слов «Мы хотим сказать...».)
Таким образом, мы можем сделать вывод: понимание и поддержка со стороны родителей способствуют тому, что ребенок может самостоятельно преодолеть свои страхи. Но если страхи все же остаются, обязательно нужно обратиться к специалисту – психотерапевту.
В заключение хочется сказать: давайте делать все возможное, чтобы ребенку было уютно в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия-размышление "Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста" (родительское собрание в средней группе)
Дискуссия-размышление (родительское собрание в средней группе)...

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

Родительское собрание в сроедней группе "Страхи у детей дошкольного возраста"
Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей....

«Формирование основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание)
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей, формирование чувства ответственности за...

Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"
Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....

"Когда я вырасту... ии ранняя профориентация для дете дошкольного возраста" родительское собрание
Конспект родтельского собраня в старшей группе "Рянняя профориентацмя"...

"Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста", родительское собрание
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь....
