"Встречи в музыкальной гостиной"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Дусенок Елена Григорьевна

Занятие проходит в форме "Музыкальной гостиной". Соответсвующая обстановка настраивает детей на восприятие классической музыки. Цель занятия - дать детям знания о 2-х и 3-х частной форме музыкальных произведений, научить слушать и анализировать услышанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_gostinaya.doc38 КБ
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx16.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

-Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания разных по форме и содержанию музыкальных произведений;

-развивать умение осознанно воспринимать форму музыкального произведения, закреплять понятие одночастной, двухчастной, трёхчастной форм, познакомить детей с формой рондо;

-развивать музыкальное мышление, формировать способность анализировать музыкальное произведение, выделять средства музыкальной выразительности;

-обогащать словарный запас детей новыми терминами;

-развивать музыкальные способности детей с помощью разных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка:

-побуждать детей творчески передавать движениями музыкальный образ произведения, чувствовать смену характера и настроения разных частей музыки.

Ход занятия:

(Звучит музыка В.А, Моцарта из 1 части симфонии №40)

Дети входят в зал с музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами снова пришли в наш музыкальный зал на встречу с музыкой. Вы любите музыку? (Ответы детей) Я еще не встречала человека, совершенно равнодушного к музыке. А какая музыка нравится вам? (ответы детей)

-А что нужно сделать для того, чтобы полюбить музыку? (ответы детей)

-Для того, чтобы полюбить музыку, надо её слушать. На свете много вещей, которые человек непременно должен почувствовать сам: вкус пищи, запах цветка, цвет неба. И звучание. А музыка – это сплошное звучание. А если внимательно слушать музыку, можно ее понять? (ответы детей)

-Музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая тоже рассказывает, но только не с помощью слов, а с помощью звуков.

О чем же рассказывает музыка? Что она передает в своем звучании? (ответы детей)

-Музыка – настоящая волшебница! Она может передавать любое настроение человека, выражать самые разные чувства и переживания. А какими средствами она это делает? Как рассказывает музыка? Давайте поговорим о музыкальном языке.

Вспомните, что обозначает слово «динамика» в музыке. (Это сила звучания: громко или тихо) Для передачи настроения, характера музыки очень важное значение имеет темп. Какой бывает темп? (Быстрый или медленный)

Каким словом музыканты обозначают окраску звука? (Тембр)

Да, всякий голос звучит по-особому, имеет свою неповторимую окраску, свой тембр. И голос человека, и звучание музыкального инструмента мы узнаем по тембру. Тембр в музыке имеет очень важное  значение – не меньшее, чем краска в живописи. На картине всевозможные краски, чистые и смешанные, сочетаясь, радуют наш глаз. Всевозможные тембры, чистые и смешанные, сочетаясь в музыке, радуют наш слух. Еще одно музыкальное слово: регистр. Что он обозначает?  (Звуки – низкие, средние и высокие)

ритм?  (Узор, рисунок музыки)

Мы с вами перечислили главные средства музыкальной выразительности. О музыкальном языке можно говорить еще много. И все же об одном средстве надо обязательно сказать.

-Это форма музыкального произведения. Если представить любое произведение в форме сосуда (прозрачного, хрустального), то все выразительные средства окажутся внутри него. Поэтому для передачи музыкального образа форма музыкального произведения имеет немаловажное значение.    

Давайте вспомним, какие музыкальные формы мы знаем? (Дети перечисляют)

 Я сейчас сыграю знакомую вам фортепианную пьесу «Мотылёк» композитора  Майкопара, а вы послушайте и определите, сколько в ней частей.

(Исполнение произведения. Дети определяют форму)

Композитор написал это произведение в простой одночастной форме, А какое содержание этой пьесы? Что она выражает?

 ( ответы детей) А какие примеры одночастной формы вы можете вспомнить? (Песни «Весенняя» Моцарта, «Здравствуй, Родина моя!» Чичкова)

 -А какие песни имеют двухчастную форму? (Песни, где есть запев и припев) Назовите ваши любимые песни, написанные в двухчастной форме (Ответы детей)

А как вы думаете, почему для передачи музыкального образа в этих песнях композиторы используют такие простые формы? (Потому что это помогает лучше раскрыть слова, в песне все должно быть понятно) Предлагаю вам исполнить песню «Просто девочки, просто мальчики», написанную композитором Ю. Чичковым. ( Напоминаю, что нужно вовремя взять дыхание, хорошо открывать рот, слушать друг друга, петь выразительно. Дети исполняют песню)

       Следующее музыкальное произведение вам незнакомо. Его автор – французский композитор Жан Батист Люлли. Послушайте и определите жанр этого произведения и его форму. ( Звучит «Гавот» Ж. Люлли в исполнении фагота)

 Это маленькая пьеса – танец.

(Дети анализируют музыкальное произведение, вспоминают признаки музыкального жанра, определяют содержание музыки, форму, средства музыкальной выразительности, отмечают контрастность второй части, схожесть и различие крайних частей)

Какую музыку в танцевальном жанре вы еще знаете? А какие танцы вы знаете? («Мазурка», «Полька»)

- В какой форме написаны эти танцы? ( В трёхчастной)

Мне хочется, чтобы вы сейчас исполнили один из этих танцев, его можно определить словами: блистательный, решительный, бравый. Что это за танец? (Мазурка)

-Какие движения характерны для этого танца? ( Ответы детей)

Передайте характер музыки П. И Чайковского с помощью этих движений. ( Дети исполняют «Мазурку» Чайковского)

   А сейчас я предлагаю внимательно посмотреть на этот рисунок

(схематическое изображение сюжетов «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина)

- Отрывки из какой сказки здесь нарисованы? (Ответы детей)

Давайте вспомним, с чего начинается сказка: жили- были старик со старухой у самого синего моря. Поймал старик как-то золотую рыбку и отпустил обратно в море. В награду рыбка обещала исполнить любое желание… Дальше развитие сказки проходит по кругу. Есть в ней события переменчивые, как желания жадной старухи, а между ними происходит повторяющееся событие – встреча старика с золотой рыбкой (старик и рыбка – волшебное превращение, снова старик и рыбка – новое волшебное превращение, еще раз старик и рыбка - очередное волшебное превращение). А заканчивается сказка тем, же, чем начиналась. Такой же круг событий можно передать и в музыке. Для подобных случаев у музыкантов есть специальное название -  «рондо».

В рондо несколько музыкальных тем. Постоянно повторяющаяся музыкальная тема (как встреча рыбака и рыбки в сказке) называется рефреном. Между рефренами звучат эпизоды – вставки (как волшебное превращение старухи в сказке). Само слово «рондо» в переводе с французского языка означающее «круг», напоминает нам о постоянном вращении одной и той же главной темы. Вы уже знаете произведения, написанные  в форме «рондо», только мы с вами об этом не говорили, не обращали на это внимания. Вспомните игру «Найди себе пару!», в ней есть постоянно повторяющаяся тема – рефрен (дети гуляют парами), а между рефреном звучат вставки – эпизоды. Они одинаковые или разные? (Разные)

Это музыкальное произведение композитор так и назвал – «Рондо»

 Давайте поиграем в эту игру! (Проводится игра «Найди пару!» на музыку Р. Глиэра)

 А еще мы с вами знаем «Турецкое рондо» Моцарта. Оно тоже написано в форме рондо.

 Возьмите, пожалуйста, музыкальные инструменты и помогите мне сыграть отрывок из этого произведение. (Дети исполняют «Турецкое рондо на детских музыкальных инструментах)

     В заключение я предлагаю вам еще одно музыкальное произведение, написанное в форме рондо. Мне бы хотелось, чтобы вы под эту музыку придумали танец с разноцветными лентами. Постарайтесь услышать, сколько здесь частей, и попробуйте выразить смену характера музыки в ваших движениях. (Дети выполняют творческое задание – исполняют танцевальную импровизацию на незнакомую трехчастную  музыку – фрагмент «Вальса – фантазии» М. Глинки.)

   - Итак, мы с вами сегодня вспомнили знакомые музыкальные формы: одночастную, двухчастную, трехчастную, а также познакомились с формой рондо. Мы представили себе форму музыкального произведения в форме сосуда, в котором помещены выразительные средства. Конечно, очень важно, чем наполнен этот сосуд, но для передачи музыкального образа форма сосуда (или форма музыкального произведения) имеет немаловажное значение.



Предварительный просмотр:

Программное содержание:

-Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания разных по форме и содержанию музыкальных произведений;

-развивать умение осознанно воспринимать форму музыкального произведения, закреплять понятие одночастной, двухчастной, трёхчастной форм, познакомить детей с формой рондо;

-развивать музыкальное мышление, формировать способность анализировать музыкальное произведение, выделять средства музыкальной выразительности;

-обогащать словарный запас детей новыми терминами;

-развивать музыкальные способности детей с помощью разных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка:

-побуждать детей творчески передавать движениями музыкальный образ произведения, чувствовать смену характера и настроения разных частей музыки.

Ход занятия:

(Звучит музыка В.А, Моцарта из 1 части симфонии №40)

Дети входят в зал с музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами снова пришли в наш музыкальный зал на встречу с музыкой. Вы любите музыку? (Ответы детей) Я еще не встречала человека, совершенно равнодушного к музыке. А какая музыка нравится вам? (ответы детей)

-А что нужно сделать для того, чтобы полюбить музыку? (ответы детей)

-Для того, чтобы полюбить музыку, надо её слушать. На свете много вещей, которые человек непременно должен почувствовать сам: вкус пищи, запах цветка, цвет неба. И звучание. А музыка – это сплошное звучание. А если внимательно слушать музыку, можно ее понять? (ответы детей)

-Музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая тоже рассказывает, но только не с помощью слов, а с помощью звуков.

О чем же рассказывает музыка? Что она передает в своем звучании? (ответы детей)

-Музыка – настоящая волшебница! Она может передавать любое настроение человека, выражать самые разные чувства и переживания. А какими средствами она это делает? Как рассказывает музыка? Давайте поговорим о музыкальном языке.

Вспомните, что обозначает слово «динамика» в музыке. (Это сила звучания: громко или тихо) Для передачи настроения, характера музыки очень важное значение имеет темп. Какой бывает темп? (Быстрый или медленный)

Каким словом музыканты обозначают окраску звука? (Тембр)

Да, всякий голос звучит по-особому, имеет свою неповторимую окраску, свой тембр. И голос человека, и звучание музыкального инструмента мы узнаем по тембру. Тембр в музыке имеет очень важное  значение – не меньшее, чем краска в живописи. На картине всевозможные краски, чистые и смешанные, сочетаясь, радуют наш глаз. Всевозможные тембры, чистые и смешанные, сочетаясь в музыке, радуют наш слух. Еще одно музыкальное слово: регистр. Что он обозначает?  (Звуки – низкие, средние и высокие)

ритм?  (Узор, рисунок музыки)

Мы с вами перечислили главные средства музыкальной выразительности. О музыкальном языке можно говорить еще много. И все же об одном средстве надо обязательно сказать.

-Это форма музыкального произведения. Если представить любое произведение в форме сосуда (прозрачного, хрустального), то все выразительные средства окажутся внутри него. Поэтому для передачи музыкального образа форма музыкального произведения имеет немаловажное значение.    

Давайте вспомним, какие музыкальные формы мы знаем? (Дети перечисляют)

 Я сейчас сыграю знакомую вам фортепианную пьесу «Мотылёк» композитора  Майкопара, а вы послушайте и определите, сколько в ней частей.

(Исполнение произведения. Дети определяют форму)

Композитор написал это произведение в простой одночастной форме, А какое содержание этой пьесы? Что она выражает?

 ( ответы детей) А какие примеры одночастной формы вы можете вспомнить? (Песни «Весенняя» Моцарта, «Здравствуй, Родина моя!» Чичкова)

 -А какие песни имеют двухчастную форму? (Песни, где есть запев и припев) Назовите ваши любимые песни, написанные в двухчастной форме (Ответы детей)

А как вы думаете, почему для передачи музыкального образа в этих песнях композиторы используют такие простые формы? (Потому что это помогает лучше раскрыть слова, в песне все должно быть понятно) Предлагаю вам исполнить песню «Просто девочки, просто мальчики», написанную композитором Ю. Чичковым. ( Напоминаю, что нужно вовремя взять дыхание, хорошо открывать рот, слушать друг друга, петь выразительно. Дети исполняют песню)

       Следующее музыкальное произведение вам незнакомо. Его автор – французский композитор Жан Батист Люлли. Послушайте и определите жанр этого произведения и его форму. ( Звучит «Гавот» Ж. Люлли в исполнении фагота)

 Это маленькая пьеса – танец.

(Дети анализируют музыкальное произведение, вспоминают признаки музыкального жанра, определяют содержание музыки, форму, средства музыкальной выразительности, отмечают контрастность второй части, схожесть и различие крайних частей)

Какую музыку в танцевальном жанре вы еще знаете? А какие танцы вы знаете? («Мазурка», «Полька»)

- В какой форме написаны эти танцы? ( В трёхчастной)

Мне хочется, чтобы вы сейчас исполнили один из этих танцев, его можно определить словами: блистательный, решительный, бравый. Что это за танец? (Мазурка)

-Какие движения характерны для этого танца? ( Ответы детей)

Передайте характер музыки П. И Чайковского с помощью этих движений. ( Дети исполняют «Мазурку» Чайковского)

   А сейчас я предлагаю внимательно посмотреть на этот рисунок

(схематическое изображение сюжетов «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина)

- Отрывки из какой сказки здесь нарисованы? (Ответы детей)

Давайте вспомним, с чего начинается сказка: жили- были старик со старухой у самого синего моря. Поймал старик как-то золотую рыбку и отпустил обратно в море. В награду рыбка обещала исполнить любое желание… Дальше развитие сказки проходит по кругу. Есть в ней события переменчивые, как желания жадной старухи, а между ними происходит повторяющееся событие – встреча старика с золотой рыбкой (старик и рыбка – волшебное превращение, снова старик и рыбка – новое волшебное превращение, еще раз старик и рыбка - очередное волшебное превращение). А заканчивается сказка тем, же, чем начиналась. Такой же круг событий можно передать и в музыке. Для подобных случаев у музыкантов есть специальное название -  «рондо».

В рондо несколько музыкальных тем. Постоянно повторяющаяся музыкальная тема (как встреча рыбака и рыбки в сказке) называется рефреном. Между рефренами звучат эпизоды – вставки (как волшебное превращение старухи в сказке). Само слово «рондо» в переводе с французского языка означающее «круг», напоминает нам о постоянном вращении одной и той же главной темы. Вы уже знаете произведения, написанные  в форме «рондо», только мы с вами об этом не говорили, не обращали на это внимания. Вспомните игру «Найди себе пару!», в ней есть постоянно повторяющаяся тема – рефрен (дети гуляют парами), а между рефреном звучат вставки – эпизоды. Они одинаковые или разные? (Разные)

Это музыкальное произведение композитор так и назвал – «Рондо»

 Давайте поиграем в эту игру! (Проводится игра «Найди пару!» на музыку Р. Глиэра)

 А еще мы с вами знаем «Турецкое рондо» Моцарта. Оно тоже написано в форме рондо.

 Возьмите, пожалуйста, музыкальные инструменты и помогите мне сыграть отрывок из этого произведение. (Дети исполняют «Турецкое рондо на детских музыкальных инструментах)

     В заключение я предлагаю вам еще одно музыкальное произведение, написанное в форме рондо. Мне бы хотелось, чтобы вы под эту музыку придумали танец с разноцветными лентами. Постарайтесь услышать, сколько здесь частей, и попробуйте выразить смену характера музыки в ваших движениях. (Дети выполняют творческое задание – исполняют танцевальную импровизацию на незнакомую трехчастную  музыку – фрагмент «Вальса – фантазии» М. Глинки.)

   - Итак, мы с вами сегодня вспомнили знакомые музыкальные формы: одночастную, двухчастную, трехчастную, а также познакомились с формой рондо. Мы представили себе форму музыкального произведения в форме сосуда, в котором помещены выразительные средства. Конечно, очень важно, чем наполнен этот сосуд, но для передачи музыкального образа форма сосуда (или форма музыкального произведения) имеет немаловажное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

Цик встреч в музыкальной гостиной "Времена года"

Ознакомление детей подготовительной группы с класстческой музыкой на тему "Времена года"...

Встреча в музыкальной гостиной " Путешествие по сказкам"

Дети путешествуют по русским народным сказкам. Отгадывают пословицы, загадки и затем сами инсценируют русскую народную сказку "Репка" на новый лад....

Встреча в музыкальной гостиной "Образ Бабы - Яги в музыке П.И. Чайковского"

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, помогающее  лучше понять и раскрыть образ, услышанный в музыке через изобразительное искуссво....

Встречи в музыкальной гостиной. Беседы об искусстве. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа о Родине для детей старшего дошкольного возраста....

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....

Встреча в музыкальной гостиной

Вечер русской поэзии, посвященный творчеству русских поэтов А.С. Пушкину и С.А. Есенину с использованием литературных произведений этих поэтов на основе музыкального материала....


 

Комментарии