Статья "Становление этнокультурной компетенции дошкольников в музыкальной деятельности
статья по музыке по теме

Статья посвящена проблемам становления этнокультуры дошкольников в процессе музыкальной деятельности.Рассмотрены направления перспективно-тематического планирования с включением рагионального компонента, создание предметно-развивающей среды, взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_etnoforum.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Некрасова Л.Н., музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №87» Октябрьского района города Барнаула.

Становление этнокультурной компетенции дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

В настоящее время актуальным направлением  воспитания  является становление этнического самосознания дошкольника, интереса к национальной культуре и традициям.

         Этнокультурная  компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание  этнокультурного  разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, становлением у детей начальных представлений о себе и обществе. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности становления у  дошкольников   этнокультурной  осведомлённости.

Деятельность нашего дошкольного учреждения по становлению субъектного опыта ребенка в процессе духовно-нравственного воспитания средствами краеведения вызвала потребность обращения к народной культуре, которая является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на становление личности мы стараемся рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Наша работа проходит в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада и моя задача, как педагога – музыканта, помочь ребенку в становлении его этнокультурной компетенции в процессе музыкальной деятельности.

 Для приобщения детей к истокам народной культуры, мною были определены следующие направления работы:

- разработка перспективно-тематического плана работы с включением  словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания. Перспективно-тематический план включил в себя:

 - проведение познавательных бесед о народных праздниках, обрядах: рассказываю детям о традициях и обрядах русскоязычного населения Алтайского края,  знакомлю детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Большую помощь в этом оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей.  Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их познаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Создаю условия для приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора.  Этому способствует проведение тематических занятий «Русская песня-душа моя», «Великорусский оркестр «Сибирь», «Во что играли наши бабушки», организация встреч в музыкальной гостиной с музыкантом Великорусского оркестра «Сибирь» А.С. Русаковым.

 - работу с детьми по развитию певческих навыков: решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста выстраиваю на основе специально подобранного репертуара. Напевные народные песни являются певческим материалом, который  использую для выработки нужных качеств певческого дыхания.

 - исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения: с учетом традиции звучания народной песни одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками является обучение детей пению без сопровождения. Сама мелодическая структура многих народных песен помогает развитию этого умения: небольшой диапазон; ясная ладовая основа; несложные, основанные на широком использовании импровизации приемы развития музыкального материала. В процессе обучения пению без сопровождения у детей развиваются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.

 - музыкально-образовательную работу: в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Обучение музыкальной теории (освоение ритмических рисунков, основ нотации) выстраиваю  непосредственно на фольклорном материале.  Способствую становлению  представлений детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей считаю не менее важным, чем работа с песенным материалом.

При разучивании с дошкольниками прибауток как литературного материала стараемся  выполнять основное требование - осмысленное произнесение стиха. Точное произнесение текста, так же как и непрерывная пульсация, способствует развитию четкой, связной, правильно акцентированной речи.  В процессе своей педагогической практики пришла к выводу, что наиболее интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме. Их живописные, достаточно развернутые по содержанию сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.

- использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара: естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи передачи в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

Незаменимым средством в работе с дошкольниками по развитию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения.

 - включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность: разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.  Дети участвуют  в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет им наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

Организации и проведению  праздников  мы  уделяем особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на проявление  общей сорадости, совместного проживания празднества, что способствует созданию благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Педагоги организуют праздники, в которых на Руси традиционно принимали участие дети. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Жаворонки».

 - использование средств народной педагогики в различных режимных моментах дня и нерегламентированной деятельности: в тесном взаимодействии с педагогами  знакомлю детей с важнейшими датами народного календаря, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом.

Совместная образовательная деятельность основывается на игре. Педагоги стремятся пробудить в детях интерес к открытию неисчерпаемых богатств народной игры, погружают ребенка в «школу» освоения нравственного, трудового опыта социальной жизни.

Интересным и полезным оказывается прослушивание педагогом вместе с детьми записей произведений народной музыки. Эффективным в работе является слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить назначение фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа. Для этого мы подобрали записи произведений, особенно ярко демонстрирующие тот или иной жанр народной музыки. Это  трудовые припевки, колыбельные песни. Такое прослушивание произведений с последующим выяснением их назначения дает возможность педагогу познакомить детей с выразительными средствами различных музыкальных жанров, показать зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.

Обеспечивает качество этнокультурного воспитания дошкольников  создание  необходимой предметно-развивающей среды: в детском саду создан музей «Русская изба», где размещена старинная утварь, образцы народных промыслов, игрушек, музыкальных инструментов. Все это позволяет детям соприкоснуться с «живыми источниками» русской народной культуры, обогатить представления детей о быте народа, дает возможность отражать свои  впечатления в играх.

- взаимодействие с семьей: возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями, поэтому эффективность проводимой в детском саду работы, на наш взгляд, зависит от отношения к ней в семье ребенка. В тесном сотрудничестве с родителями мы решаем задачи воспитания и развития ребенка, налаживаем тесный контакт с семьей дошкольника, оказываем помощь родителям в правильной организации развивающего пространства. Проводим детско-взрослые праздники «Праздник русской каши», «Колядки», «У самовара я и моя мама», «Веселый час для бабушек и дедушек», где родители выступают активными участниками общего праздничного действа.

Ежегодно участвуя в краевом детском фольклорном фестивале «Солнцеворот», выступая на различных концертных площадках, пропагандируя народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, дети испытывают чувство уважения и гордости к искусству своего народа. Привлечение родителей воспитанников к подготовке и участию в фестивале  способствовало  пониманию ими значимости всей работы дошкольного учреждения по становлению этнокультурного образования дошкольников.

Систематическая работа  по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе музыкальной деятельности имеет свои результаты: у детей повысился уровень сформированности представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов,  понимания народной этики и ее роли;  культуры поведения и самореализации на празднике.

Библиографический список:

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988

Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004

Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.

Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993

Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Становление этнокультурной компетенции дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена проблемам становления этнокультуры дошкольников в процессе музыкальной деятельности.Рассмотрены направления перспективно-тематического планирования с включением рагионального компонен...

Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях

В данной статье кратко описыны типы музыкальных занятий, направленных на развитие этнокультурной осведомленности дошкольников....

Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность

Статья  из опыта работы педагога  "Значение театрализованной деятельности в развитии  коммуникативных качеств дошкольника"...

Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности

Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествозн...

Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности.

  В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности,основная задача воспи...

«Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности»

Важнейшая задача воспитателя на сегодняшний день - это приобщение  детей к культуре своего народа, развивитие  национального  самосознания, устойчивого интереса к познанию и принятию ин...