Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях
статья по теме

В данной статье кратко описыны типы музыкальных занятий, направленных на развитие этнокультурной осведомленности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnokulturnaya_osvedomlennost.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа  №1117 г. Москвы

Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях

Одна из задач, стоящих перед мировым сообществом, состоит в сохранении существующих самобытных этнических групп и укреплении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Отсюда и необходимость подготовки образованных членов социума, которые могут успешно жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп, способных согласовывать национальные и международные интересы, интегрироваться в общероссийское и общемировое пространство.

Действенным средством решения этой задачи является система образования, и именно ее первая ступень, так как в младшем дошкольном возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в детстве закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования этнокультурной осведомленности дошкольников.

Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, а также современное состояние исследований в науке по данной проблеме представлены в ряде работ. Так, актуальность проблемы осмысления целостности и взаимозависимости мира в сочетании с признанием этнокультурных различий, их права на существование освещена в трудах философов и ученых прошлого и настоящего времени (Е. Н. Аникеев, В. В. Аршавский, В. И. Вернадский, В. В. Ильин, И. Киреевский, Н. Лосский, Н. Н. Моисеев, В. С. Ротенберг, А. В. Семушкин, В. Соловьев, Н. Федоров и др.).

Осведомленность – это наличие сведений, знаний о чём-либо.

Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.-)совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

Формирование этнокультурной осведомленности – важная составляющая новой стратегии образования, ориентированная на эффективную динамику этнокультурных процессов в современном мире, воспитание подрастающего поколения «в интересах личности, этноса, государства и общества в целом». Рассматриваемая как образовательная технология, этнокультурная осведомленность (по мнению С. В. Мажаренко) предполагает трансляцию этнокультурных знаний, воспитание чувства уважения к своему и другим народам, их традициям, ценностям, понимание и признание всего этнического многообразия мира.

Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду может осуществляться в следующих вариантах. Например:

– занятие   «Мы - сказочники». Это занятие по пересказу дошкольниками народных сказок с использованием народных песен.

 – занятие  «Детский музыкальный фольклор» (осмысление и игровое освоение малых жанров народного музыкального творчества: потешек, прибауток, колыбельных, закличек);

– занятие «Народные игры» (знакомство с народными играми, имеющие напевы «У медведя во бору», «Дрема» и т.д.);

На музыкальных занятиях должна доминировать психологическая установка, свойственная этнокультуре: «Я – соучастник. Я имею возможность выразить себя в рамках народной традиции». Материалы музыкальных занятий с этнокульурным компонентом (былины, лирические, плясовые народные песни  и т.д.) позволяют детям ощутить народную культуру в ее целостности, окунуться в этнокультурную ситуацию и почувствовать ее. Все это помогает обрести историческую память, ощутить свою связь с предками, почувствовать себя связующим звеном в вечном потоке времени от прошлого к будущему. Живое общение с носителями языка  и культуры помогает дошкольникам постичь основы этнокультуры, сформировать этнокультурную осведомленность.

Закончу статью словами А.С. Пушкина, смысл которых я думаю, понятен каждому:  «Ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Становление этнокультурной компетенции дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена проблемам становления этнокультуры дошкольников в процессе музыкальной деятельности.Рассмотрены направления перспективно-тематического планирования с включением рагионального компонен...

Консультация для педагогов Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей

Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей...

Сообщение «Формирование этнокультурной осведомленности посредством духовно-нравственного воспитания»

Работа по поликультурному воспитанию старших дошкольников (из опыта работы)...

СЕМИНАР НА ТЕМУ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознател...

«Формирование этнокультурной осведомленности посредством духовно-нравственного воспитания»

Формирование этнокультурной осведомленности детей посредством духовно-нравственного воспитания....