Конспект музыкального интегрированного занятия "Зима. Какая она?"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы призвано показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии в раскрытии образа русской зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx19.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зима. Какая она?

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.

Цель:  

На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

Задачи:

Развивать  умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.

Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.

Ход занятия.

Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.

М. р.                Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки.

                        Снег на полях, лед на реках,

                        Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Какое это чудесное время года! Зимой природа так красива! И о ней, о зиме, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы о зиме?

Дети

Год кончается, а зима начинается.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Зима без снега – лето без хлеба.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Сугроб да вьюга – два друга.

Снега нет, и следа нет.

Метель летит, крутит, на весь мир ворчит.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Холодная зима – жаркое лето.

Люди ждут прихода зимы, потому что это время, когда можно отдохнуть после летних и осенних забот. А еще зима радует людей веселыми новогодними праздниками, пушистым снегом, лыжами и санками.

        Помните, как мы с вами ждали прихода настоящей зимы? Как долго в декабре не было снега, а так хотелось поиграть в снежки, слепить снеговика, прокатиться с горки на санках!

        И вот, наконец, после дождливой, пасмурной осени пришла красавица зима.

Вот как говорит о приходе зимы А.С.Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл,  – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

        Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла настоящая зима?  (Ответы детей) Вспомните, а в какой песне выражается радость встречи зимы?

Исполняется песня-хоровод «Здравствуй, гостья-зима»,

 музыка народная, слова И.Никитина.

после хоровода дети садятся на стульчики.

Не только люди ждут зимы, сама природа ждет зимы, потому что зима и для нее – время отдыха. Спит зимой лес, спят многие лесные обитатели.

Скажите, а вам нравится зима? А какая бывает зима?

Давайте поиграем с вами в игру: я вам буду бросать снежок, а вы мне его возвращать вместе со словом, характеризующим какая бывает зима.  (Ответы детей: белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная,…   )

 Да, зима бывает очень разной, погода часто меняется, порой даже в течение одной недели: то солнечная, то пасмурная, может идти снег или стоять морозный день. Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния зимней природы. Зима всегда вдохновляла людей искусства на создание прекрасных произведений.

Композиторы, художники и поэты, каждый по-своему передают настроение зимы в музыке, красках и стихах.

Сейчас мы послушаем фрагмент из балета «Золушка» замечательного композитора С.С. Прокофьева. А называется этот фрагмент «Фея-зима». Послушайте и скажите, какая музыка по характеру? (Нежная, спокойная, убаюкивающая. Снежинки тихо опускаются на землю, танцуя в воздухе и искрясь на солнце).

Ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Бродский и назвал ее «Зимнее утро». Что изображено на картине? (Зимний лес, деревья в инее, много снега.)

На картине изображено морозное зимнее утро. Солнышко уже взошло и окрасило снег в розовые и голубые тона. Все деревья опушены инеем, и веточки на них кажутся хрустальными, как будто волшебник – мороз посеребрил их своим волшебным посохом. Красив в зимнем убранстве лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского.

К этой картине удивительно подходит стихотворение Ф.Тютчева

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей). 

Эта картина создает ощущение спокойствия, тишины, неподвижности.

Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной?

(«Зима» из «Времен года» Вивальди)

Давайте еще раз послушаем это произведение, и вы мне расскажете, какую зиму вы представляете, слушая эту музыку?

Дети слушают вторую часть концерта «Зима» из «Времен года» Вивальди.

Ответы детей (Красивую, блестящую, сверкающую).

А какая музыка по характеру? (Светлая, спокойная).

Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: светит солнышко, и снежинки, словно волшебные огоньки, переливаются в его лучах, искрятся на солнышке.        

        Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Зимнее утро» изображают спокойную, безветренную погоду зимой.

А ведь зима бывает очень разная! Давайте споем о ней.

Исполняется песня «Хороша зима».

Ребята, какими словами поэт в этой песне называет зиму?

(Красавица, затейница, проказница).

Мы уже с вами говорили, что погода  зимой часто меняется. Только вот светило солнце, стоял ясный, тихий, морозный денек, и вдруг, откуда ни возьмись, подует сильный ветер, а то и вовсе начнется метель. Вот какая еще бывает зима!

Давайте и мы с вами возьмем в руки султанчики и ленты и изобразим картину метели.

Исполняется танцевальная композиция на музыку «Вальса снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

И такая бывает зима: вьюжная, метельная. В начале этого вальса музыка звучит тихо, негромко. С неба спускаются только отдельные снежинки, они кружатся, гонимые ветром… Постепенно звучание музыки нарастает. Все сильнее и сильнее разыгрывается метель. В конце музыка звучит взволнованно, яростно, изображая картину суровой, ненастной, вьюжной зимы.

Ребята, кто помнит, какое стихотворение А.С.Пушкина изображает картину зимней непогоды?

        Дети читают отрывок из стихотворения «Зимний вечер».

А нам с вами не страшен никакой ветер!

Проводится игра «Мы от ветра убежим».

Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, зима? И выяснили, что она очень разная. Характер зимы композиторы, поэты и художники видят по-разному,  и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах

Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Осень»

Закрепить знания об осени как о времени года. Развивать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение....

Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери для детей 5-6лет.

«Мама – это прекрасно! »Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери для детей 5-6лет....

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»...

Конспект музыкального интегрированного мероприятия

Авторская разработка сценария праздничного интегрированного развлечения «Кубань – песенный край» к Дню Музыки для детей старших групп, воспитывающее чувство любви и уважения к своей малой Родине...

Конспект музыкального интегрированного занятия "Помощники Деда Мороза"

Цель: Создание праздничного настроения в преддверии новогодних утренников, посредством музыкальной деятельности.Задачи:1.     Образовательные: - Познакомить с новым произведением;-...

Презентация к конспекту музыкального интегрированного занятия с детьми подготовительной группы Тема: "Помощники Деда Мороза"

Цель: Создание праздничного настроения в преддверии новогодних утренников, посредством музыкальной деятельности.Задачи:1.     Образовательные:- Познакомить с новым произв...