ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

музыкальные ретмические занятия положительно влияют на психическое физеческое здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_yurkinoy_a.l..doc90 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ

ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

                                     

ТЕМА:

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ

В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОМ  РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА.

                           

Выполнила:: Юркина А. Л.

Музыкальный руководитель МДОУ д/с № 163 г. Твери.

Тверь 2011г.


Содержание

Введение        

Теоретическая часть.        

Диагностика.        

Практическая часть        

Список литературы.        

Приложение                                                                                        

                                 

                                           


Введение

Музыка одно из сильнейших средств воздействия на человека. Эффект ее воздействия – это язык чувств и эмоций. Музыка как бы раскрывает  наше подсознание, выпуская на поверхность пережитые нами   чувства, воспоминания нереализованные способности  скрытые  силы.

.

Упоминания  о целительном – развивающем воздействии музыкальных движений уходит корнями в древние времена. В классической Греции музыка воспринималась как триединство « муссических  искусств « - поэзия, танец и собственно  музыка.»  Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией, по его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая сообразной им самим.

Идеи  Платона, Пифагора о влиянии искусства, в частности музыки, на человека получили развитие в учении Аристотеля о катарсисе очищении души человека в процессе восприятия искусства.

Все выше сказанное и подтверждает актуальность данной темы.

Научные осмысления механизма воздействия музыки на организм  человека началось в конце 19-20 века. В России интерес ученых к проблеме / исследования воздействия музыки на организм человека  проявился в ряде исследований проводимых В. М. Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М. Сеченовым и  другими. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие  на психосоматическое  процессы в организме человека, снимают  психоэмоциональное  напряжение, мобилизуют  резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие.

Музыка и движение  тесно взаимосвязаны между собой. Практическое использование музыки и движений  как средство развития  и лечения детей, в нашей стране началось в начале 20века. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом Формирующее начало ритмики обуславливалось сочетанием ритма, музыки и движения.

   Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж.  Далькроза в России Н. А. Александрова расширила область применения ритмики: она отметила, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специальностям  явилось первым шагом к использованию ритмики в различных  областях человеческой деятельности, в том числе к выделению целого направление лечебной ритмики.

ЦЕЛЬ: Исследование здоровье сберегающих основ в музыкально-ритмическом  развитие.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Теоретический анализ  учебно-педагогической и методической литературе по данной проблеме.

- Выбор наиболее эффективных приемов  методов и форм педагогического воздействия на детей дошкольного возраста.

-Систематизировать образовательный процесс с опорой на музыкально-ритмическое воспитание.

Теоретическая часть.

   Изучение влияния музыки и движения, творческое разделение детей с проблемами, проводимое в 1960-80 годах такими исследователями, как Г. А. Волкова, Б. И. Шостак. В. И. Селиверстов и др. показало возможности музыкально – ритмических движений как методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, психики Таким образом музыкально-ритмические движения не ограничивается только одним психотерапевтическим или психосоматическим влиянием на организм человека, поскольку обладает более широким спектром развивающего воздействия. Современная педагогика и артпедагогика  в значительной степени  ориентированны на использование в своей работе с детьми музыкально- ритмических движений  как важнейшего средства воспитания гармоничной  личности ребенка и включении его культурно-образовательную среду.

     Известные музыканты, педагоги, общественные деятели всегда отмечали, что обучение искусству невозможно без связи с вопросами духовной культуры человека, при этом выделяли   особую роль музыки.  

     Дети от природы наделены яркими способностями (даже если у ребенка недостаток в физическом или психическом развитии). Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с раннего возраста. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуре человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например: орган слуха) имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкально – ритмических способностей. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, т.к. от нас зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он может распорядиться своим природным  даром.

         

  1. Раннее проявления музыкально- ритмических способностей говорит о необходимости начинать развивать музыкально – ритмические движения как можно раньше. Время упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет невосполнимо.
  2. Отсутствие какой – либо из способностей может тормозить развитие музыкально – ритмических движений. Значит, задача взрослого является устранение нежелательного тормоз.
  3. Не «приклеивайте» ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.  

      Музыкальность – это комплекс способностей, позволяющая человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности, в том числе и музыкально - ритмические движения. Основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма Именно наличие их у каждого человека наполняет слышимую музыку новым содержанием..  Основу развития музыкальных способностей составляют умения различать свойства звука и все его нюансы, передавать в движении. Поэтому раздел музыкально – ритмические  движения можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном возрасте. Это определяется заключенным в нем  возможностями разностороннего развития ребенка, которые в свою очередь, связаны с движением как способом жизни дошкольников вообще.                                                                                                        

      Высказывание Б. И. Асафьева о том, что «музыка- это «и искусство, и наука, и язык, и игра», говорит о многогранности музыкального искусства. Музыка, представляет собой, по выражению В. Д. Днепрова, «звучащие мироощущения», необычайно расширяется эмоциональный спектр личности. Без музыки мир эмоций был бы не достаточно дифференцирован. Отечественные специалисты в области художественной педагогике Н. И. Сарулина, Н. А. Ветлугина, Т.С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Н. А. Ветлугина также отмечает: «между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие её образов. Движение сопутствующие музыки выражают ее образное содержание…».

Такие авторы, как Н.А.Власова, В.А.Гиляровский, В.А. Гринер, Ю.А. Флоренская, подчеркивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка, так и возможность в  психофизической  сфере – моторике, развитии памяти внимания.  

Таким образом  ведущими специалистами педагогами, медиками, психологами, общественными деятелями  было отмечено положительное влияние музыкально-ритмических движений на здоровье и развитие детей.

Неисчерпаемыми возможностями музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношения к окружающему миру. Особо выделяют методику музыкального воспитания,  целью которой является - формирование гармоничной социально адаптированной личности. Достижение этой цели становятся возможны, когда решаются следующие задачи:

  1. Приобщать детей к художественно – эстетической культуре средствами  музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков, исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.
  2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально – эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку.
  3. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно – музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух.
  4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально – художественных,  нравственно – эстетических, коммуникативно -рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.
  5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально – творческие проявления, способности выражения своего «Я» во всех доступных детям видах музыкально –
  6. ритмической деятельности.

В педагогических исследованиях применяются: педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдения, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, интервью, изучение творческих работ, работа с литературными источниками.

                    Диагностика.

Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми невозможна без проведения диагностического обследования. Цель её выявление уровня музыкального и музыкально-ритмического развития ребенка (начального уровня, динамики развития, педагогического воздействия.)

Метод диагностики.

   Наблюдение за детьми в процессе движения под музыку, в условиях обычных и специально подобранное время.

    Результаты диагностики дают возможность проследить динамику уровня развития детей. Так же уровень  музыкальной и музыкально – ритмической подготовки можно увидеть:

- На праздниках и развлечениях

- На концертах и выступлениях перед родителями.

- В досугах и театральной деятельности.

 

 

Практическая часть

     Социа.-культурные условия, перегрузка информацией часто приводят к различным нарушениям в развитии детей. Рассмотрим  механизм коррекционного воздействия музыкально-ритмических  движений на детей.

      Музыкально-ритмические движения – это один из наиболее продуктивных  видов деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Что бы добиться положительных результатов – необходимо построить примерную модель учебно-воспитательного процесса с учетом основных педагогических принципов. Н. А. Ветлугина выделила две группы действий в музыкально – ритмической деятельности: восприятие музыки и её выразительных средств. Дети прослеживают развитие музыкальных образов, знакомятся со структурой произведения, его характером, настроением. Постепенно их восприятие становится все более точным, и они уже выделяют в своем сознании некоторые яркие средства – динамические оттенки, акцентные ритмические рисунки. Восприятие структуры произведения становятся более четкими: мотивы, фразы,  предложения и т.д.

         Вторая группа действий направлена на освоения группы навыков разнообразных движений. Эти движения облекаются в форму танцевальных упражнений, танцев, хороводов, музыкальных игр. Чтобы музыкальная игра, танец могли выполнять свои воспитательные, коррекционные задачи, нужно научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движение музыки. Эти задачи решаются на музыкальных занятиях, Введение музыкально – ритмических  композиций – разминок, в которые входят упражнения на формирование красивой осанки, на развитие ритмичности, музыкальности помогают музыкальному руководителю в  работе с детьми.

     

          Задачи развития музыкально – ритмических движений в старшем дошкольном возрасте:

  1. продолжать развивать чувство уверенности, свободы, непринужденности в движениях на музыку разного характера;
  2. использовать мимику и язык жестов;
  3. учить воспроизводить динамику развития музыкального образа в движении;
  4. основные движения использовать легко, ритмично, непринужденно, выразительно, правильно координировать свои движения.
  5. пополнять запасы танцевальных движений, работать над техникой исполнения танцев, движений;
  6. учить детей народным, современным и бальным танцам;
  7. способствовать развитию творческого воображения и музыкального мышления в танцевальных импровизациях.

Музыкально – ритмическая часть занятия строится следующим образом:

вводная часть

основная часть

заключительная часть.

В первой части могут выполнятся различные виды маршей, ходьбы, упражнения на развитие чувства ритма, формирования правильной осанки происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса) упражнения без музыки и психогимнастика.

Основная часть может составляться с учетом музыкально – танцевального репертуара, сюда же входят музыкально – ритмические задания, или музыкально – дидактическая игра.

В заключительной части могут выполняться упражнения с предметами ( если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений) подвижные игры ( музыкальная игра, игра под слово, игра -потешка,  игра-забава), танцы ( хороводы, пляски, современные танцы) Сюда же удобно включать и задания на игровое, танцевальное  творчество, релаксационные  упражнения.

Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

Упражнение без музыки:  

- помогают принять правильное исходное положение

- способствуют осознанию работы двигательного аппарата

- укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;

- формируют навыки построения и перестроения.

Упражнение на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: (шеи, плеча, кистей рук, мышц ног) помогают исправить различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах  движений.

    Психогимнастика. Очень полезна для всех детей, но особенно тех у которых чрезмерная утомляемость,  непоседливость, замкнутость и так далее. Здесь акцент сделан на обучение  элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет  сохранить психическое здоровья и предупреждению эмоциональных  расстройств у детей

    Особое место в музыкально – ритмическом развитии  детей занимает игра. Музыкальная игра наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания, музыки осуществляется в образных  движениях. Сюда входят игры со словом, которые способствуют развития чувства ритма, выразительности и координации движений, фантазии и воображения. В основе большинства игр используются тексты народных потешек. Они очень просты и удобны для распевного, выразительного произношения. Использование игр со словом помогают совершенствовать двигательные навыки: поскоки, бег, прыжки, приставной и переменный шаг, и другие. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнении музыкально – ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы:

-систематичность,

-постепенность,

-последовательность,

-повторность,

-доступность.                                                                                      

     Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных  на занятиях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя  во все сферах музыкально – ритмической деятельности.                                                                                                                                

Таким образом музыкально – ритмические движения приносят ребенку ни с чем не сравнимую радость это прекрасное средство разностороннего физического и эстетического воспитания дошкольника. Музыкально – ритмические движения являются наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно – сосудистую, дыхательную и т.д.) но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие, формирует правильную осанку, красивую походку, развивает ритмичность, координацию движений, музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость. А так как структура музыкально – ритмических занятий достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях, что создает фундамент для гармоничного развития личности в будущем.  


Список литературы.

  1. Д. В. Хухлаева  «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста ». 1981г.
  2. И. В. Ветлугина « Музыкальное развитие ребенка »
  3. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковина  « Музыка и движение ». 1983г.
  4. Е. А. Дубровская программу « Из детства в отрочество »
  5. М. И. Чистяков « Психогимнастика ».
  6. Г. Франио, И. Лифиц « Роль ритмики в эстетическом воспитании детей «. 1989г.

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возроста

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуеться применять упрощенные варианты круговой тренировки и создать интерес к занятиям....

Здоровье сберегающие технологии в музыкальном развитиии детей по ФГОС ДО.

"По-настоящему оздоравливающим и воспитывающим является музыка, так как она развивает мозг и облагораживает чувства". Рой Слэк....

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Мастер класс по теме: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...