Как поставить экологический театрализованный спектакль в детском саду
статья по музыке (старшая группа) по теме

Загребина Елена Васильевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_spektakl.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Загребина Елена Васильевна,

старший воспитатель

МДОУ д/с общеразвивающего вида № 19

«Сказка»

г. Омутнинск Кировская область

Как поставить экологический театрализованный

спектакль в детском саду.

         Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

         В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Б. М. Теплов писал, что «в процессе сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

        Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ещё Я. А. Коменский  на основе драматизации текстов обучал детей театру.

       В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки и чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - писал Б. М. Теплов.

          В театрализованном спектакле все участники равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но с каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

          Театрализованные спектакли можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как психотренинг, развивающий участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

        Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

        Обучение театрализованной деятельности проводится по обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:

  1.  Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех  и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой  деятельности
  2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
  3. Принцип целостного представления о мире – личностное отношение ребенка к полученным знаниям, умение применять их в своей практике.
  4. Принцип вариативности – развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип тренирует способность спокойно относиться к «тупиковым» ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает; дает свободу творчества и самому педагогу, помогает находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
  5. Принцип минимакса – позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.
  6. Принцип системного подхода

Дидактические принципы  используются постоянно и в системе.

Как поставить экологический спектакль в дошкольном учреждении?

Театральное искусство, как метод вовлечения детей в активную природоохранную деятельность, позволяет использовать такие присущие детям качества, как стремление к подражанию, любовь к переодеваниям и желание общения со сверстниками.

Инсценирование экологической информации позволяет дошкольникам глубже понять и запомнить её суть. Экологические сценки, миниатюры вызывают простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать.

Детский экологический театр воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

Как форма экологического воспитания, ДЭС (детский экологический спектакль), во многих случаях, является более эффективной, чем такой традиционный метод, как беседа.

Выступление ДЭС способно привлечь зрительскую аудиторию любого возраста, спектакли легко воспринимаются и запоминаются.

Обращая внимание публики на определённую экологическую проблему, спектакли не оставляют зрителям чувство безысходности, но вселяют надежду и оптимизм, ведь выжил, потому что смеялся. ДЭС – реальная сила в пропаганде экологических знаний. Действенность, зрелищность программ, широкое использование в них средств театральной выразительности позволяет обращаться к любой аудитории, детские слова доходчивы и просты; обращение детей со сцены к публике «глаголом жжёт сердца людей», будит сознание и душу, пропагандирует экологические знания, побуждает присоединиться к движению «зелёных».

Основные этапы создания детского экологического спектакля. Советы начинающим.

Прежде, чем вы возьмётесь создавать ДЭС – решите для себя три вопроса: ЧТО? КАК? и ВО ИМЯ ЧЕГО?

ЧТО? – ищите темы, ходите в экологические организации, ищите в газетах, следите за информацией. Темы должны быть актуальные.

КАК? – ходите в театры, смотрите телевизионные КВНы, «капустники» придумывайте сами. Существует множество жанров: литературно – музыкальные композиции, пародии, обозрения, «живые картины», пьесы.

ВО ИМЯ ЧЕГО? – каждый выбирает для себя. Иногда спектакль ставится просто «для украшения» какого – то мероприятия. Такой ДЭС не всегда жизнеспособен. Если интересно самим – шансов больше. Но самая главная цель – экологическое просвещение населения. Если вы выбрали эту цель – ваш детский коллектив добьётся успеха. Итак…

  1. Актёрский состав.

Практика показала, что наиболее удобный вариант для нас – сделать ДЭС из детей одной группы. Это будут дети одного возраста, с одинаковым режимом учебного времени, хорошо знакомые друг с другом. Минусы: дети из одной группы могут оказаться «непоющими» - значит, будут проблемы с музыкальными номерами; во время гастролей и выступлений на занятиях будет отсутствовать половина детей, а если вы решите взять всех – такой театр (20 и более человек) будет не очень мобилен и трудно управляем. Количество актёров нашего театра не превышает 8 - 12 человек. Можно работать в 2 или 3 состава, то есть один и тот же спектакль ставить с разными группами, но это не имеет смысла.

Возможен вариант «сборного состава»: разновозрастного или одновозрастного, но из разных групп. Это даст вам возможность привлечь самых талантливых детей: музыкантов, вокалистов, пластически одарённых ребят. Спектакли, сыгранные такими детьми будут более профессиональны. Минусы только в том, что трудно собирать детей на репетиции, возможны трения между взрослыми и малышами; часто такие дети занимаются в других учреждениях (музыкальных школах, хореографических студиях) и репетиции/гастроли вашего театра будут совпадать с занятиями.

Наш принцип в подборе актёров – брать всех желающих, но не более 10 - 12 человек, причём в одном спектакле участвует только 5 - 8 детей. Такой подход даёт нам возможность создавать очень дружные, работоспособные и преданные «экологической идее» коллективы, хотя и приходится тратить больше времени на вокальные, пластические и прочие занятия.

  1. Выбор темы.

К выбору темы мы подходим очень ответственно. Существует 2 вида спектаклей – на местные актуальные темы и на всеобъемлющую тему «Люби природу».

Чаще мы используем темы местные. Зрители любят слушать о своих наболевших проблемах и их радует, что кто –то также озабочен их бедами и громко говорит об этом со сцены. Тему выбираем по возрасту детей. Учитываем место выступления и подготовленность аудитории.

Подобрав документальную фактическую основу будущего сценария, определяем характер сценария. Он может быть сюжетный, монтажный, сюжетно – монтажный.

Сюжетный – более всего напоминает традиционную пьесу. Все переделки известных сказок на экологический лад, а также сценарии, имеющие сквозной ход: инопланетянин попал на планету Земля или в ваш город; герою снится сон, в котором он попадает в прошлое или будущее.

Монтажный – строится на монтаже отдельных законченных сцен и миниатюр, а цельность сценария достигается при помощи стихотворных, музыкальных связок или ведущих.

Сюжетно – монтажный – наиболее распространённый вид, заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные самостоятельные сцены и эпизоды.

Особенно важно для экологических спектаклей – придумать оригинальное начало, способное сразу привлечь внимание публики. Чаще всего у нас используется музыка или песня.

Неудачное начало – изложение фактов в дикторском манере, длинный текст.

Недопустимо заканчивать спектакль мыслью «Всё плохо. Экологическая катастрофа неизбежна. Мы все погибнем. Мы оставляем зрителю надежду на лучшее и убеждаем его в том, что катастрофы можно избежать, если всем вместе встать на защиту природы!»

  1. Выразительные средства.

ДЭС работает в жанре агитбригады и соблюдение законов этого жанра необходимо! Наличием в сценарии большого количества самостоятельных эпизодов диктуется ограниченное время для каждого из них – от 3 до 5 минут. Оптимальное время – 12 - 15 минут. Более длинным спектаклям трудно найти применение.

Спрессованность сценического времени не позволяет постепенно развивать характеры персонажей, прослеживать развитие действия. Персонажи должны быть узнаны и поняты сразу, в первые секунды. В ДЭС есть свои маски – Природа, Человек, Зелёный, Загрязнители и др.

  1. Репетиционный процесс.

Прежде чем приступить к репетициям, необходимо размножить сценарий – у каждого актёра должен быть свой экземпляр + экземпляры для воспитателя и музыкального руководителя. Списывание своих слов с одного экземпляра тормозит постановку спектакля.

Этапы репетиционного процесса имеют следующую последовательность:

- читка сценария и распределение ролей;

- застольные репетиции (расставляются акценты и логические ударения в тексте, участники запоминают сценарий);

- репетиции по сценам, эпизодам (отрабатываются отдельные миниатюры до полной готовности);

- прогоны (сводные репетиции);

- генеральные репетиции (когда полностью готов реквизит, декорации, музыка);

- показ (сдача спектакля комиссии).

Репетиционный процесс не следует затягивать. Долгая подготовка к спектаклю охлаждает творческий настрой детей, процесс подготовки им надоедает, настраивает на медленную работу, и к моменту премьеры актёры могут растерять весть кураж.

Желательно репетировать в помещении с нормальной сценой, но следует помнить, что там, куда вас могут пригласить выступать, сцены не окажется, а значит некоторые декорации и актёры, сидящие на полу, будут видны только первому ряду.

Коллективы, привыкшие играть на большой сцене, часто проваливают свой спектакль из-за неумения развернуться на маленьком пятачке. И наоборот, театры, привыкшие репетировать в групповом помещении теряются на сцене, говорят по привычке тихо, не напрягая связок. Поэтому мы стараемся репетировать в разных помещениях – в возрастной группе, музыкальном или физкультурном залах.

Отрабатываем моменты «между сценами». После первой сцены участники должны разойтись строго на те места, с которых они выходят во второй сцене. Во время репетиций находим точные места для реквизита и приучаем актёров раскладывать свой реквизит строго по местам. Недопустимо чтобы актёры перекладывали или куда –то двигали чужой реквизит!

На репетициях выявляются недостатки сценария, приходят в голову новые решения той или иной сцены, часто дети сами придумывают неожиданные и оригинальные ходы и реплики. Мы обсуждаем и обговариваем вместе все варианты, выбираем наиболее оптимальный из них, устраняем ошибки.

 При изготовлении декораций и реквизита для ДЭС, удобство переноски и транспортировки должно быть главным. Не ограничивайте свободу передвижения своего театра громоздким реквизитом.

        Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает  содержание различных видов деятельности. В сочинении сюжетов активное участие принимают старшие дети, а малыши постепенно вовлекаются в спектакль, в котором им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (зайка, кошечка, цыплята). Научить ребенка импровизировать – дело далеко не простое. Главное, чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него театрализованной деятельностью, был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя – вот главная задача театрализованного спектакля. В каждом придуманном сюжете педагог может реализовать свое содержание:

- по развитию речи: формирование диалоговой и монологовой речи, воспитание звуковой культуры речи;

- по математике: сколько придёт гостей, сколько нужно приготовить мест и др.:

- по изобразительной деятельности: изготовление пригласительных билетов, подарков и т. д.)

В спектакле можно безболезненно показать ошибки в поведении тех или иных персонажей, необходимо акцентировать внимание на воспитание у детей положительных эмоций от того, что другому хорошо.

  1. Музыка.

Музыкальное оформление спектакля делится на живое исполнение и фонограмму. И то, и другое играет очень большую роль в спектакле и требует очень серьёзного подхода. Мы используем и живое исполнение (песни, исполняемые участниками спектакля под аккомпанемент; музыка, сыгранная на фортепиано), а также фонограмму (музыкальное сопровождение к спектаклю, записанное на магнитофон).

Песен на тему охраны природы очень мало. Обращаемся к таким авторам, как Зинаида Роот, Наталья Луконина, Любовь Чадова.

Ещё мы находим воспитателей, которые умеют сочинять стихи. Накладываем на слова музыку и получаем песню.

Мы собираем свою «фонотеку» для экологических спектаклей – популярные заставки и мелодии кино, инструментальные пьесы, различные шумы: морской прибой, крики птиц, журчание ручья, шум ветра.

Музыка – сильное средство воздействия на зрителя, но не стоит её использовать для того, чтобы не было скучно. Следует играть интересно, а музыкой только усиливать актёрскую работу.

Специально для наших экологических спектаклей мы готовим программки (как в настоящем театре). Помогает нам их изготовить руководитель по изобразительной деятельности, который работает совместно с детьми. Мы стараемся участвовать во всех природоохранных мероприятиях, таких как День Земли, общероссийские дни Защиты от экологической опасности и других.

Помните – ваша «раскрутка» в ваших руках!

Удачи вам, аплодисментов и «Браво!»

Таким образом, постановка экологических спектаклей способствует психологическому раскрепощению детей, формированию осознанно-правильного отношения к объектам природы; умению различать эмоциональное состояние людей, передавать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; развивают музыкальность, пластичность, умение творчески выразить своё восприятие музыки в движениях; развивают двигательные качества (координацию, ловкость, пластичность); позволяет ребёнку понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

 

Список литературы:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Буренина А. И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учеб. – метод. пособие. – 2 изд., перераб. и   доп. – СПб., 2002. – 114 с.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.; ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...