Проблема развития детского музыкального творчества
методическая разработка по музыке на тему

Ирина Евгеньевна Макарова

Мы, музыкальные руководители всегда часто сталкиваемся с проблемами детского музыкального творчества и в этом материале я хочу показать, как я спарвляюсь с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_razvitiya_detskogo_muzykalnogo_tvorchestva.docx17.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях. Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Оно служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается  от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми  является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее "живое" звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Развитие детского музыкального творчества - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. 
Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие ”музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей ”творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.
В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:
ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; 
музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; 
чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к  музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
 


Сейчас бы мне хотелось немного рассказать о наших музыкальных занятий. И показать вам некоторые моменты , что бы вы смогли увидеть, , как мы решаем проблемы развития детского музыкального творчества
И конечно, же начать с песни.

Начинается наше занятие всегда с музыкального приветствия песенкой «Здравствуйте, ребята»
Что это дает? 
Все очень просто, уже с первого шага в музыкальный зал дети чувствуют атмосферу, настраиваются на определенный ритм. Это очень дисциплинирует детей. 
Самый сложный момент занятия, и очень ответственный это – слушание.
Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Первая задача — пробудить у детей интерес к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений.
Вторая задача — поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.
Третья задача — привить ребенку вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, исполнять для него высокохудожественные музыкальные произведения.
Четвертая задача — познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом, гармонией. 
Хочу добавит, что именно во время слушания из детей просто ключом бьет фантазия. Они могут услышать в музыке то, о чем взрослый человек просто не догадывается. 
Мы слушали Прокофьева «Петя и волк», было море эмоций когда волк съел утку. Нам было и жалко до слез, и предлагались разные варианты её спасения. А один ребенок просто спросил: « А утка чистая была?» 
Дополнения психолога о пользе слушания музыки.
В процесс обучения включен такой момент как музыкальная дидактическая игра. В чем её суть, в том что в игровой форме мы учим детей очень серьезным музыкальным вещам.
Приведу небольшой пример.
Игра для младшего дошкольного возраста. 
Звуковысотная. «Птичкимедведи».Средняягруппа.Различиетембра«Волшебныймешочек».
И старшие группы.
Длительность нот. «Простучи свое имя»
Также это правильная посадки во время пения., дыхательная гимнастика.
Казалось, наши дети просто держаться за животики, но при этом они узнают, откуда берется дыхание и правильный звук. И не надо никаких сложных слов : положите руки на диафрагму и прочувствуйте взятие звука.
Затем следует попевки. 
Я не буду много говорить об этом , скажу одно, все произведения мы выбираем с учетом детских голосов. Поем в примарной зоне. Задача охраны детского певческого голоса является главной. 
Особенность ребенка в том, что он не может долгое время заниматься чем то одним. Он просто устаёт. Его внимание ослабевает, теряется интерес к процессу , ну допустим разучиванию песни. Поэтому мы переключаем его внимание на совершенно новый вид деятельности, который им кстати сказать, всем очень нравится. Это пальчиковые игры. 
      Далее мы с детьми занимаемся разучиванием танцевальных движений. 
      И завершает музыкальное занятие игра. 
Большая просьба к вам родители, спрашивайте у ребенка что, он делал в детском саду. Для ребенка будет очень полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.

Работая музыкальным руководителем я поняла, что дать знания, развить умения и навыки - это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к творчеству детей.

Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкального творчества будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья из опыта работы, раскрывающая подходы к оснащению развивающей среды группы для самостоятельного музицирования детей в свободной деятельности....

Развитие детского музыкального творчества

Пути реализации детского музыкального творчества...

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье описываются проблемы детского изобразительного творчества детей предшкольного возраста. Выделяются задачи рисования детей 5-7 лет  по Т. С. Комаровой....

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...