Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему: «Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ».
методическая разработка

Спирина Марина Сергеевна

 Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему:

 

«Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ».

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

 Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему:

«Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ».

Музыкальный руководитель
Спирина М.С.

-Егорьевск-

Музыкальное творчество – очень важная часть  музыкальной деятельности дошкольников в детском саду.   В каждом из разделов музыкального  занятия – в слушании, пении, играх,  танцах,  игре на музыкальных инструментах ребенок может проявить свое творческое начало. Что может стать продуктом детского музыкального творчества? Это  короткие песенки, танцевальная композиция или отдельное  придуманное движение, игровой персонаж в музыкальной игре, шумовое сопровождение в спонтанном оркестре.

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

1.Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея создания чего-то нового. Малышам эту идею предлагает взрослый, дети постарше чаще действуют самостоятельно. Чтобы создать что-то новое, нужна фантазия, воображение, которое строится на элементах  опыта. Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше узнал, тем продуктивнее будет его творческая деятельность.

2.Реализация замысла. Она во многом зависит от приобретённых  ранее ребёнком умений и навыков музыкальной деятельности: необходимо владеть определенными певческими навыками, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями,  уметь понимать характер музыки.

Используя воображение, опыт и различные музыкальные средства, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Детям необходимо сделать музыку своим личным опытом, надо “побыть внутри нее” - петь, играть на инструментах, танцевать, самому что-то придумывать и изменять. При этом для ребенка редко важен качественный результат его сочинительства, гораздо важнее для него  сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радость, удовольствие,  искренность. Это именно тот случай, к которому  применима поговорка: «Я художник, я так вижу!»

3.Анализ творческой работы. Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Вам понравилось? »,  «А у меня красиво получилось?», «А у меня похоже было?», «А кто Вам больше понравился?». Это позволяет ребёнку почувствовать себя не только маленьким композитором, танцором, артистом,  но и творческой личностью, индивидуальностью.

        С чего же начинается путь маленького сочинителя?  В младшем дошкольном возрасте  еще рано говорить об осознанном музыкальном творчестве, поскольку жизненный и музыкальный опыт ребенка крайне мал. Почти каждое музыкальное произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. Начальные и самые  яркие творческие  проявления у детей 2-3 лет  в первую очередь наблюдаются не в пении или танцах, а в подвижных играх под музыку, в которой героями являются знакомые детям образы животных или природных явлений. В таких играх, как «Кошки-мышки», «Барбос и птички», «Зайцы и лиса», «Мишки-зайки», «Жуки», «Бабочки и цветы», «Солнышко и дождик», дети действуют вначале  по показу взрослого, а чуть позже  пытаются придумать движения  в соответствии со своими умениями и представлениями. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица - хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для каждого конкретного образа.

Эти игры  являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений.  Чем младше ребёнок, тем большее   значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом  идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. В среднем и старшем дошкольном возрасте любимыми музыкальными играми, в которых ребенку предоставляется большая свобода игровых действий,  являются игры «Совушка», «Роботы и феи», «Снеговики и снежинки», «Садовник и цветы», «Медведи и пчелы», «Летчики, на аэродром!» и другие. Обычно дети с огромным удовольствием участвуют в играх, потому что игровая ситуация помогает ему, действуя от имени игрового персонажа, более свободно выражать свои чувства и эмоции.

Немного о творчестве в других видах музыкальной деятельности.

        Формирование песенного творчества происходит поэтапно. На первом этапе (в младшем дошкольном возрасте)  это попытки подражать звукам, которые дети слышали много раз (спой, как Киска, как Собачка, поздоровайся, как Петушок, позови цыпляток, как мама Курочка и т.д.). Второй  этап творчества – поздоровайся с игрушкой разными интонациями  или с  разной высотой голоса, спой свое имя, придумай и спой свое приветствие ребятам(это уже средняя группа).  Более сложное задание – спой музыкальный ответ на музыкальный вопрос (например, «Что ты хочешь, кошечка? – Молочка немножечко!»). Следующий этап - подведение детей к импровизации на заданный текст. Далее - сочинение мелодии не только на заданный текст, но и пение её в определённом жанре. Хочу заметить, что песенное творчество – это, прежде всего, деятельность одного ребенка, многие  дети  при этом стесняются, смущаются. Причем, чем старше ребенок, тем сильнее его боязнь сделать что-то не так, оказаться смешными в глазах других детей.  Поэтому нужно стараться всячески подбодрять ребенка, поддерживать его, даже если его сочинение примитивно (можно использовать такие методы поощрения:  дети поют  в детский микрофон, передавая его друг другу, всем детям  хлопают  после каждой песенной придумки, самые смелые объявляются «народными артистами детского сада «Радуга» и т.д.) Дети очень отзывчивы на похвалу и внимание к ним, они становятся увереннее и  смелее.

         Детское танцевальное  творчество развивается на основе знакомых элементов танцевальных движений, пантомимы, драматизации. Имея в багаже  определенный  запас  движений, дети  по-своему их варьируют в свободных плясках без фиксированных движений, в танцевальных играх: «Покажи и повтори», «Плетень», «Танцуй-замри», «Ку-чи-чи». Обычно, поначалу танцевальное творчество имеет коллективный характер. Дети действуют, копируя  движения  друг  друга (особенно это касается младшего возраста). Спустя время появляются первые примеры собственного сочинения.   У одних детей это получается достаточно грациозно, изобретательно, у других –  несколько неуклюже и однообразно. Конечно, в этом проявляются врожденные данные – координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству.  В  подготовительной группе музыкальный руководитель может попросить помощи в составлении танцевальной композиции (подобрать то или иное движение, подходящее к характеру и содержанию танца),  некоторые дети вполне могут предложить взять в танец то или иное движение, которое они придумали или считают наиболее походящим.

         Игра на детских музыкальных инструментах – это тоже коллективная деятельность, которая всегда вызывает у детей стойкий интерес и дает эмоциональный всплеск. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна. В раннем возрасте  ребенок  просто  подыгрывает   на шумовых инструментах в характере звучащей музыки,  может изобразить на металлофоне капли дождика или бег ручейка, в  среднем и  старшем  возрасте  при игре на металлофоне  и ксилофоне  ребёнок уже может импровизировать своё имя, приветствие, марш, плясовую. Он может «украшать» звучащую музыку инструментами, которые подходят  к ее  характеру, озвучивать  стихи  и сказки, самостоятельно подбирая подходящий инструмент, сочинять  небольшие музыкальные диалоги   в форме «Вопрос-ответ».

        Делая вывод, можно обозначить 4 условия  успешного развития музыкально-творческих способностей.

Первое  условие - раннее начало. Зачатки творчества ребёнка проявляются в различной музыкальной деятельности с самого раннего возраста

Второе условие  - создание для ребенка таких условий, которые пробуждали бы его творческие способности и ненавязчиво развивали именно то, что способно наиболее эффективно развиваться в данный момент.

Третье условие  - постепенное повышение возможностей ребенка и ориентация на зону его ближайшего развития.

Четвертое важное условие - предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы.

Еще раз вернусь к словам, сказанным в начале сообщения: основными показателями творческой личности ребёнка является доминирование эмоций радости, интерес и увлечённость к фантазированию, способность быть самим собой.

В заключение хочу предложить несколько заданий для развития песенного музыкального творчества, которые могут использовать воспитатели  в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

1. «Две собачки»  (развитие песенного творчества)

Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением большой и маленькой собачек. Воспитатель говорит: «Встретились две собачки. Одна большая, другая – маленькая. Подружились они и стали напевать свои любимые песенки.

У какой собачки голос высокий? (у маленькой)  А какая собачка поет низким голосом? (большая).  Воспитатель предлагает детям показать, как поют свою песню собачки. Двое детей, по их желанию, придумывают песенку большой и маленькой собачки.

2. «Шагаем и отдыхаем» (для развития песенного творчества)

Для игры нужны 2 картинки (1 девочка шагает и поет, другая – укачивает куклу)

Дети рассматривают картинки и определяют по сюжету, как поют девочки: первая – шагает и поет громко; вторая девочка – укачивает куклу и напевает ей тихую, спокойную «колыбельную».

Задание:

а) предложить детям придумать песенку для первой девочки (громкую, бодрую, веселую).

б) Сочинить «колыбельную» для куклы (спокойную, тихую, напевную).

3.Музыкальный театр

Известные народные сказки можно не только разыграть, но и сделать из них небольшие мини-оперы. Предложите детям выразительно прочитать сказку «Теремок» по ролям, а потом предложите им сочинить небольшие мелодии для каждого персонажа.  Пусть дети задумаются над тем, какими голосами будут петь их герои,  какие движения будут сопровождать появление каждого нового действующего лица.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

 Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему:

«Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ».

Музыкальный руководитель
Спирина М.С.

-Егорьевск-

Музыкальное творчество – очень важная часть  музыкальной деятельности дошкольников в детском саду.   В каждом из разделов музыкального  занятия – в слушании, пении, играх,  танцах,  игре на музыкальных инструментах ребенок может проявить свое творческое начало. Что может стать продуктом детского музыкального творчества? Это  короткие песенки, танцевальная композиция или отдельное  придуманное движение, игровой персонаж в музыкальной игре, шумовое сопровождение в спонтанном оркестре.

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

1.Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея создания чего-то нового. Малышам эту идею предлагает взрослый, дети постарше чаще действуют самостоятельно. Чтобы создать что-то новое, нужна фантазия, воображение, которое строится на элементах  опыта. Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше узнал, тем продуктивнее будет его творческая деятельность.

2.Реализация замысла. Она во многом зависит от приобретённых  ранее ребёнком умений и навыков музыкальной деятельности: необходимо владеть определенными певческими навыками, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями,  уметь понимать характер музыки.

Используя воображение, опыт и различные музыкальные средства, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Детям необходимо сделать музыку своим личным опытом, надо “побыть внутри нее” - петь, играть на инструментах, танцевать, самому что-то придумывать и изменять. При этом для ребенка редко важен качественный результат его сочинительства, гораздо важнее для него  сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радость, удовольствие,  искренность. Это именно тот случай, к которому  применима поговорка: «Я художник, я так вижу!»

3.Анализ творческой работы. Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Вам понравилось? »,  «А у меня красиво получилось?», «А у меня похоже было?», «А кто Вам больше понравился?». Это позволяет ребёнку почувствовать себя не только маленьким композитором, танцором, артистом,  но и творческой личностью, индивидуальностью.

        С чего же начинается путь маленького сочинителя?  В младшем дошкольном возрасте  еще рано говорить об осознанном музыкальном творчестве, поскольку жизненный и музыкальный опыт ребенка крайне мал. Почти каждое музыкальное произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. Начальные и самые  яркие творческие  проявления у детей 2-3 лет  в первую очередь наблюдаются не в пении или танцах, а в подвижных играх под музыку, в которой героями являются знакомые детям образы животных или природных явлений. В таких играх, как «Кошки-мышки», «Барбос и птички», «Зайцы и лиса», «Мишки-зайки», «Жуки», «Бабочки и цветы», «Солнышко и дождик», дети действуют вначале  по показу взрослого, а чуть позже  пытаются придумать движения  в соответствии со своими умениями и представлениями. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица - хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для каждого конкретного образа.

Эти игры  являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений.  Чем младше ребёнок, тем большее   значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом  идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. В среднем и старшем дошкольном возрасте любимыми музыкальными играми, в которых ребенку предоставляется большая свобода игровых действий,  являются игры «Совушка», «Роботы и феи», «Снеговики и снежинки», «Садовник и цветы», «Медведи и пчелы», «Летчики, на аэродром!» и другие. Обычно дети с огромным удовольствием участвуют в играх, потому что игровая ситуация помогает ему, действуя от имени игрового персонажа, более свободно выражать свои чувства и эмоции.

Немного о творчестве в других видах музыкальной деятельности.

        Формирование песенного творчества происходит поэтапно. На первом этапе (в младшем дошкольном возрасте)  это попытки подражать звукам, которые дети слышали много раз (спой, как Киска, как Собачка, поздоровайся, как Петушок, позови цыпляток, как мама Курочка и т.д.). Второй  этап творчества – поздоровайся с игрушкой разными интонациями  или с  разной высотой голоса, спой свое имя, придумай и спой свое приветствие ребятам(это уже средняя группа).  Более сложное задание – спой музыкальный ответ на музыкальный вопрос (например, «Что ты хочешь, кошечка? – Молочка немножечко!»). Следующий этап - подведение детей к импровизации на заданный текст. Далее - сочинение мелодии не только на заданный текст, но и пение её в определённом жанре. Хочу заметить, что песенное творчество – это, прежде всего, деятельность одного ребенка, многие  дети  при этом стесняются, смущаются. Причем, чем старше ребенок, тем сильнее его боязнь сделать что-то не так, оказаться смешными в глазах других детей.  Поэтому нужно стараться всячески подбодрять ребенка, поддерживать его, даже если его сочинение примитивно (можно использовать такие методы поощрения:  дети поют  в детский микрофон, передавая его друг другу, всем детям  хлопают  после каждой песенной придумки, самые смелые объявляются «народными артистами детского сада «Радуга» и т.д.) Дети очень отзывчивы на похвалу и внимание к ним, они становятся увереннее и  смелее.

         Детское танцевальное  творчество развивается на основе знакомых элементов танцевальных движений, пантомимы, драматизации. Имея в багаже  определенный  запас  движений, дети  по-своему их варьируют в свободных плясках без фиксированных движений, в танцевальных играх: «Покажи и повтори», «Плетень», «Танцуй-замри», «Ку-чи-чи». Обычно, поначалу танцевальное творчество имеет коллективный характер. Дети действуют, копируя  движения  друг  друга (особенно это касается младшего возраста). Спустя время появляются первые примеры собственного сочинения.   У одних детей это получается достаточно грациозно, изобретательно, у других –  несколько неуклюже и однообразно. Конечно, в этом проявляются врожденные данные – координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству.  В  подготовительной группе музыкальный руководитель может попросить помощи в составлении танцевальной композиции (подобрать то или иное движение, подходящее к характеру и содержанию танца),  некоторые дети вполне могут предложить взять в танец то или иное движение, которое они придумали или считают наиболее походящим.

         Игра на детских музыкальных инструментах – это тоже коллективная деятельность, которая всегда вызывает у детей стойкий интерес и дает эмоциональный всплеск. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна. В раннем возрасте  ребенок  просто  подыгрывает   на шумовых инструментах в характере звучащей музыки,  может изобразить на металлофоне капли дождика или бег ручейка, в  среднем и  старшем  возрасте  при игре на металлофоне  и ксилофоне  ребёнок уже может импровизировать своё имя, приветствие, марш, плясовую. Он может «украшать» звучащую музыку инструментами, которые подходят  к ее  характеру, озвучивать  стихи  и сказки, самостоятельно подбирая подходящий инструмент, сочинять  небольшие музыкальные диалоги   в форме «Вопрос-ответ».

        Делая вывод, можно обозначить 4 условия  успешного развития музыкально-творческих способностей.

Первое  условие - раннее начало. Зачатки творчества ребёнка проявляются в различной музыкальной деятельности с самого раннего возраста

Второе условие  - создание для ребенка таких условий, которые пробуждали бы его творческие способности и ненавязчиво развивали именно то, что способно наиболее эффективно развиваться в данный момент.

Третье условие  - постепенное повышение возможностей ребенка и ориентация на зону его ближайшего развития.

Четвертое важное условие - предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы.

Еще раз вернусь к словам, сказанным в начале сообщения: основными показателями творческой личности ребёнка является доминирование эмоций радости, интерес и увлечённость к фантазированию, способность быть самим собой.

В заключение хочу предложить несколько заданий для развития песенного музыкального творчества, которые могут использовать воспитатели  в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

1. «Две собачки»  (развитие песенного творчества)

Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением большой и маленькой собачек. Воспитатель говорит: «Встретились две собачки. Одна большая, другая – маленькая. Подружились они и стали напевать свои любимые песенки.

У какой собачки голос высокий? (у маленькой)  А какая собачка поет низким голосом? (большая).  Воспитатель предлагает детям показать, как поют свою песню собачки. Двое детей, по их желанию, придумывают песенку большой и маленькой собачки.

2. «Шагаем и отдыхаем» (для развития песенного творчества)

Для игры нужны 2 картинки (1 девочка шагает и поет, другая – укачивает куклу)

Дети рассматривают картинки и определяют по сюжету, как поют девочки: первая – шагает и поет громко; вторая девочка – укачивает куклу и напевает ей тихую, спокойную «колыбельную».

Задание:

а) предложить детям придумать песенку для первой девочки (громкую, бодрую, веселую).

б) Сочинить «колыбельную» для куклы (спокойную, тихую, напевную).

3.Музыкальный театр

Известные народные сказки можно не только разыграть, но и сделать из них небольшие мини-оперы. Предложите детям выразительно прочитать сказку «Теремок» по ролям, а потом предложите им сочинить небольшие мелодии для каждого персонажа.  Пусть дети задумаются над тем, какими голосами будут петь их герои,  какие движения будут сопровождать появление каждого нового действующего лица.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

В проекте описывается исследование поразвитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению подвижным играм и упражнениям. Составлен план работы с детьми, педагогами и родителями....

Годовой план работы музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальное воспитание» на 2016-2017 учебный год

Цель: Приобщение детей к музыкальному искусству посредством музыкально-художественной деятельности.Задачи:• формирование основ музыкальной культуры дошкольников;• развитие способностей слышать, л...

Методическая разработка (консультация для педагогов) на тему: «Создание условий для формирования самостоятельности у детей через групповой сбор» (из опыта работы)

            Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий в группах для развития речи детей c учетом ФГОС ДО».

Методическая разработка разработана, как консультация для воспитателей на тему: «Создание условий в группах для развития речи детей c учетом ФГОС ДО». ...

План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»    Планпрофессионального самообразования воспита...